Чем живет рынок охлаждающих жидкостей

Чем живет рынок охлаждающих жидкостей

18.02.2015 - 18:02 7328
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

В нашей стране созданы несколько предприятий сертифицированного производства ОЖ, способных поставлять свою продукцию ведущим мировым автопроизводителям. Так, например, предприятие «Тосол-Синтез» в городе Дзержинске получило сертификат ISO/TS 16949 еще в 2008 году, сертификатом ISO/TS 16949 уже более пяти лет обладает производство ОЖ в городе Климовске компании «Техноформ». Сертифицировано производство ОЖ, расположенное в городе Обнинске, – «Обнинскоргсинтез» – по ISO/TS 16949:2002.

Фактически завод в Климовске – один из крупнейших производителей технических жидкостей и ключевой поставщик этой продукции на конвейеры российских автозаводов и на вторичный рынок – это предприятие полного цикла.

Предприятие использует пакеты присадок бельгийской компании Arteco – совместного предприятия Chevron и Total по разработке и производству высокотехнологичных химических компонентов. Для антифризов Hyundai-KIA используется пакет присадок корейской компании KUKDONG.

Такое международное сотрудничество позволяет компании «Техноформ» выпускать под собственной торговой маркой CoolStream ребренды (точные копии) антифризов, производимых Arteco, для крупнейших мировых брендов.

В результате деятельности отечественных производителей ОЖ на нашем рынке появилась возможность найти ОЖ мирового уровня, получившие допуски автомобилестроителей на использование в автомобилях той или иной марки (одобрение).

Российские производства ОЖ используют отечественное сырье (МЭГ – моноэтиленгликоль) и импортные (BASF, Arteco, Haertol, KUKDONG) пакеты присадок или присадки собственной разработки («Тосол-Синтез»), что прекрасно коррелируется с набирающей сейчас обороты программой импортозамещения.

В результате любому потребителю, как автозаводу, так и обычному владельцу автомобиля, может быть предложена ОЖ, соответствующая требованиям, указанным в руководстве по эксплуатации транспортного средства. И даже не одна. Все это так, однако недостатков в отрасли еще очень много. О плюсах и минусах нашей отрасли расскажут сами участники рынка.

О системе распространения. Начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО «Техноформ» Виктор Дегтяренко: «Структура автопарка городов-миллионников характеризуется высокой концентрацией современных автомобилей, которым требуются антифризы соответствующего уровня качества. В погоне за первой ценой розничные сети ориентируются в основном на продукцию нижнего ценового сегмента, оставляя высококачественную продукцию различных производителей «за бортом». Основная мотивация – отсутствие платежеспособного спроса со стороны потребителей на антифризы такой ценовой категории. Динамика продаж нашей премиальной линейки говорит как раз об обратном: антифризы CoolStream NRC (для автомобилей с двигателями Renault), CoolStreamA-110 (для Hyundai и KIA) и CoolStreamPremium востребованы рынком и демонстрируют стабильный рост продаж. В данном случае розничные сети работают в качестве «фильтра», от которого страдают, как обычно, автолюбители».

О грамотности продавцов-консультантов розничной сети. Генеральный директор ОАО «Техноформ» Максим Карасев: «В розничных магазинах процветает система выбора антифриза по цвету. Мы не устаем повторять, что цвет определяется только красителем и никоим образом не характеризует качество продукта. Мы готовы учить продавцов-консультантов розничных компаний, но беда в том, что огромная текучесть кадров (до 30% в год) в этих структурах сводит на нет большинство наших усилий».

О тендерах на закупку ОЖ. Заместитель генерального директора по качеству ОАО «Техноформ» Олег Гольтяев: «Суть проблемы в том, что эксплуатацией техники занимаются одни люди, а закупкой антифризов – другие. И если у вторых стоит задача сэкономить сегодняшний бюджет, то они совсем не понимают, с чем может столкнуться глобальная компания через несколько лет. Да и экономия получается призрачной, если пересчитать затраты на приобретение дешевой ОЖ и качественного антифриза на километр пробега или на стоимость владения автомобиля. Если техника нормально эксплуатируется, она не требует длительных ремонтов, она не простаивает…

На уровне закупщиков мы сталкиваемся не просто с невежеством, а даже с агрессивным невежеством».

Об импортозамещении. Руководитель отдела маркетинга «Тосол-Синтез» Татьяна Трубникова: «Среди производителей охлаждающих жидкостей в России есть только один,

который смог воссоздать современные присадки без использования импортного сырья.

Это стало возможным только благодаря высокопрофессиональной команде технологов, которая собрана в компании «Тосол-Синтез». Высокий уровень компетенции российских технологов в области разработок присадок оценили независимые специалисты из США. Американские коллеги провели испытания антифриза Felix производства компании «Тосол-Синтез» и подтвердили, что российский антифриз отвечает требованиям международных стандартов  ASTM D 3306, ASTM D 4985, ASTM D 6210. Ресурс эксплуатации антифриза Felix с пакетом присадок Carbox составляет 250 000 км или 5 лет использования. Данный антифриз  может быть использован в качестве альтернативы оригинальным OEM-антифризам».

О стандартизации в отрасли.  Руководитель отдела маркетинга «Тосол-Синтез» Татьяна Трубникова: «Проблемой рынка охлаждающих жидкостей является устаревший стандарт, регламентирующий качество выпускаемой продукции. На сегодняшний день в России существует только один общепризнанный регламентирующий стандарт –  это ГОСТ. Для охлаждающих жидкостей ГОСТ был разработан более 25 лет назад и, к сожалению, больше не обновлялся. Каждый автомобилист осознает, что за 25 лет не только внешне изменились автомобили, но и сами двигатели стали значительно более мощными, стали использоваться новые материалы в компонентах системы охлаждения, которые легко разрушаются при использовании антифриза, не отвечающего запросам современного автомобиля. Обладая знаниями в области развития автомобилестроения, компания «Тосол-Синтез» стала инициатором разработки нового регламента, который придет на смену устаревшему ГОСТу (у нас еще в 2014 г. подготовлен пресс-релиз о выходе нового стандарта, но, когда будет завершена эта работа, пока не ясно). В то время пока лидеры рынка сообща формируют новый стандарт, компания «Тосол-Синтез»  при производстве своих антифризов руководствуется в том числе и требованиями международных стандартов».

О подводных камнях в море антифризов. Отсутствие регламента на производимые в России ОЖ приводит к тому, что производители в погоне за «первой ценой» пускаются в эксперименты с компонентной базой. Зачастую негативные результаты подобных экспериментов приходится оплачивать рядовому автолюбителю.

Проблема суррогатов ОЖ настолько важна, что мы посвятили ей отдельную статью, которая размещена ниже.

Однако у другого участника рынка, коммерческого директора компании Delfin Group Николая Мильшина, совершенно иная точка зрения на использование глицерина. Так, на вопрос: «Какие проблемы вы видите на рынке охлаждающих жидкостей?» – он ответил следующее: «Первой проблемой, которую хотелось бы отметить, является проблема информированности потребителя и  попытки навешивания на  него стереотипов. Это касается, например, использования глицерина в производстве охлаждающих жидкостей.

К примеру, импортные производители под давлением экологов в последнее время часто применяют глицерин при производстве охлаждающих  жидкостей для снижения нагрузки на окружающую среду. Его плюсом является то, что он абсолютно безвреден для человека, а также частично замещает дорогостоящий этиленгликоль. При этом важно понимать, что  в производстве ОЖ используется высокоочищенный глицерин, а также приняты все меры для компенсации термического разложения и снижения вязкости до общепринятых значений.

Позиция о непригодности глицерина для изготовления ОЖ, которую иной раз можно увидеть в некоторых журнальных статьях, изложена необоснованно. Наука, технология и практика шагнули далеко вперед – на базе дистиллированного глицерина разработаны новейшие инновационные и экологичные охлаждающие жидкости, такие как антифриз G13®, созданный по техническому заданию концерна VW group ведущими специалистами концерна BASF AG, являющегося законодателем в разработке технических охлаждающих жидкостей и самым большим их производителем в мире. Еще пример – антифриз Cummins ES Compleat™ Glycerin-32C, изготовленный исключительно на базе глицерина с уникальным пакетом присадок, – совершенно новая инновационная охлаждающая жидкость для двигателей, рассчитанных на тяжелый режим работы.

Рецептуры тосола и антифризов Аляска®, выпускаемых компанией Delfin Group, в значительной степени повторяют рецептуры антифризов G13 и Cummins ES Compleat Glycerin.

На  сегодняшний  день  все  ведущие  российские  производители используют  глицерин при  производстве охлаждающих  жидкостей.

Еще одна серьезная проблема на рынке ОЖ – это проблема качества. И одним из способов ее решения является получение допусков и одобрений крупных международных автомобильных концернов. Наличие допуска означает, что данный продукт успешно прошел весь комплекс ходовых и лабораторных испытаний и тестов, а его результаты запротоколированы в соответствующих документах.

Специалисты компании Delfin Group тщательно следят за тенденциями мирового автомобильного рынка, поэтому регулярно выпускают новые высококачественные продукты, отвечающие международным требованиям. К примеру, последняя новинка торговой марки LUXE, лобридный антифриз G12++, получила допуски от концернов Daimler AG – MB-Approval 325.5 и MAN – MAN 324 TYPE Si-OAT.

Что касается конкуренции среди производителей охлаждающих жидкостей, то она продолжает оставаться высокой. В связи с тем что порог входа в бизнес по производству ОЖ довольно низок, сейчас на рынке присутствует большое количество некондиционных продуктов. А ведь качественный продукт требует соответствия стандартам и международным спецификациям.

Компания Delfin Group для определения качества производимой продукции, в т.ч. охлаждающих жидкостей, пользуется услугами независимой испытательной лаборатории, аккредитованной Федеральной службой по аккредитации.

Подводя итог, хочется отметить, что одним из залогов успешной конкурентоспособности компании Delfin Group является соотношение оптимальной цены, неизменно высокого качества выпускаемой продукции и следования современным тенденциям мировых производителей охлаждающих жидкостей».

О моем собственном опыте замены антифриза на фирменной СТО.

Не зная (как, наверное, и большинство автовладельцев), какой антифриз был залит в мою машину на конвейере, по истечении гарантийного срока я решил его заменить на состав известного бренда, которому я имел полное основание доверять.

Первым делом я взял инструкцию к своему автомобилю и в разделе «Технические характеристики» нашел объем системы охлаждения. Он оказался равен 6,7 л.

В магазине выбранная мною охлаждающая жидкость продавалась только в 5-литровых канистрах. Взял две.

Приехав в авторизованную СТО, где я обычно обслуживал автомобиль, на очередное ТО, я попросил, кроме того, что положено сделать по регламенту, заменить охлаждающую жидкость на ту, что я привез с собой. Когда я стал доставать канистры, то мастер сказал, что одной (5 литров, как вы помните) хватит.

Ладно, думаю, всегда можно будет добавить. Но каково же было мое удивление, когда при выдаче автомобиля мне вернули мою канистру, в которой оставалось явно больше, чем 0,5 литра охлаждающей жидкости, хотя в расширительном бачке жидкость стояла на уровне «MAX».

Произошло, скорее всего, следующее. Поскольку система охлаждения автомобилей давно не имеет сливных краников, то при замене охлаждающей жидкости снимают один из шлангов-патрубков, соединяющих элементы этой системы. При достаточно сложной конфигурации системы охлаждения автомобилей с ее большим и малым контурами, разделенными термостатом, а также контуром отопителя, просто не существует одного такого шланга, сняв который можно слить из системы всю жидкость. Кроме того, рабочему не хочется обжигаться, работая на горячем двигателе, поэтому он приступает к замене охлаждающей жидкости, когда тот станет комфортно теплым. Но термостат к этому моменту может уже закрыться. До контура «печки» вообще никто не добирается. В результате получается так, что в СТО сливают и меняют только какую-то часть охлаждающей жидкости. И я теперь езжу на смеси старого и нового антифриза. Судя по какой-то твердой пене и отложениям в расширительном бачке, машине эта смесь не нравится.

Что делать в такой ситуации? Если не решиться однажды все сделать самому (ведь не так уж давно на отечественных машинах все это и делали сами), то остается только один выход – при очередном ТО сменить охлаждающую жидкость еще раз. По крайней мере, процент старого антифриза будет существенно снижен.


Посмотрите похожие материалы: