Растущие перспективы

Растущие перспективы

04.03.2014 - 19:10
Приблизительное время чтения: 14 минуты. Интересно, но нет времени читать?
ПРОДАЖИ ПОДЕРЖАННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО МАРКАМ В РОССИИ В ДЕКАБРЕ  2013 г. (по данным «АВТОСТАТ»)
 
СРОК ВЛАДЕНИЯ НОВЫМ ЛЕГКОВЫМ АВТОМОБИЛЕМ.
РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РОССИИ (по данным «АВТОСТАТ»)
Специалисты компании ААА АВТО, одного из крупнейших дилеров автомобилей с пробегом в Восточной Европе, составили рейтинг наиболее надежных подержанных автомобилей. Эти автомобили, по мнению экспертов, так же как и крепкие отношения, выдержали испытания вре-
менем, показали себя надежными и верными спутниками. Специалисты ААА АВТО уже более двух лет анализируют состояние автомобилей с пробегом разных марок в России и собирают впечатления клиентов. Вот «семерка» лучших: 

Mitsubishi Lancer
Один из самых популярных автомобилей с пробегом в России. Самый распространенный двигатель – 1,6 л. Lancer не дешевый в обслуживании автомобиль, но компенсирует это своей надежностью и простотой. Это действительно «рабочая лошадка», особенно с кузовом «универсал».
VW Golf
Немецкое качество сохраняет свою репутацию на протяжении не одного десятка лет. Машина популярна среди молодых людей благодаря не только интересному дизайну, но и неприхотливости, которую заслужила благодаря третьему и четвертому поколениям Golf. До сих пор во всех салонах
автомобилей с пробегом автолюбители предпочитают покупать модели именно этого поколения, поскольку они не доставляют своим владельцам особых беспокойств.
Ford Focus II
Самая распространенная иномарка в России. Достоинства и недостатки этих авто всем широко известны. Самый надежный двигатель – 2,0i. Focus с таким двигателем обладает хорошей динамикой, а расход топлива приятно удивит владельца.
Skoda Octavia I
Первое поколение этой линейки автомобилей продержалось на рынке более 10 лет. Машина собрана на платформе Golf IV. Имеет очень прочную подвеску, надежные коробки передач, стоит отметить бензиновые двигатели 1,6 и 1,8. Octavia отлично справляется с российскими дорогами, а если вдруг и случается редкая поломка, то ремонт не станет серьезной проблемой.
Renault Logan
Этот бюджетный седан завоевал популярность благодаря своей низкой стоимости и разумной комплектации. Автомобиль создавался изначально как бюджетный, но предназначенный для эксплуатации в странах с плохим дорожным покрытием. Хотя изначально этой новинки многие боялись, Logan по праву заслужил свое право на существование и получил репутацию надежного автомобиля.
Toyota Camry
Это автомобиль – классика бизнес-класса. Машина не доставляет хлопот, имеет удобно сформированную шкалу комплектаций. Линейка двигателей здесь очень скромна, но они экономичны и дают хорошую динамику. Эти машины даже при больших пробегах стоят приличных денег, так как
долго сохраняют свою надежность и престиж.
Toyota Corolla
Часто ассоциируется с эталоном японского качества автомобилей. После замены в 2010 г. роботизированной коробки передач на автоматическую автомобиль стал практически идеальным. Машины поступают на рынок, как
правило, в хорошем состоянии и не требуют дополнительных ремонтных работ.

Судя по итогам прошлого года, независимый сервис ожидают самые благоприятные перспективы.  Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» (здесь и далее, если не указан иной источник), количество проданных на вторичном рынке автомобилей в 2013 г. составило 5 миллионов 636 тысяч, что на 4,1% больше, чем за 2012 г. То есть число регистраций подержанных машин превышает регистрацию новых более чем в два раза. Примечательно то, что этот рынок в посткризисный период неуклонно увеличивался. Так, если в 2010 г. число регистраций подержанных автомобилей едва превышало 4 млн шт. (из которых 53,8% – иномарки), то в 2011 г. оно уже возросло до 4,7 млн ед. (57,8%), а в 2012 г. – до 5,4 млн ед. (59,7%).

Продажи традиционно лидирующей на российском рынке подержанных автомобилей LADA сократились по итогам года на 2,5%, ситуацию не спасли даже успешные продажи декабря (+21,6% по сравнению с декабрем 2012 г.). Лидер модельного рейтинга по-прежнему вазовская «семерка» LADA 2107 – за год продано 226,8 тыс. шт. (–3,4% по сравнению с прошлым годом), ее продажи в декабре выросли (+17,2%). Выросли продажи LADA 2114 – реализовано около 180 тысяч, на 5,8% больше, чем в прошлом году, при этом декабрьские продажи выросли почти на треть (+30,5%). Подросли продажи вазовского внедорожника (бывшей «Нивы») (+7,8% по результатам года и +38% в декабре) и «Приоры» (+25,7% по результатам года и +58,1 к декабрю 2012 г.).

Наибольший рост продаж у моделей иномарок на вторичном рынке показали в декабре 2013 г. Toyota Camry (+50,7%), Renault Logan (+47,7%), Opel Astra (46,6%), Ford Focus (+45,7%), Toyota Corolla (+5,3%), Chevrolet Niva (+39,2%). По году в целом – Renault Logan (+22,7%), Opel Astra (+13,6%), Ford Focus (+12,8%), Daewoo Matiz (+11%), Chevrolet Niva (+8%).Среди иномарок лидер продаж прежний – Toyota: за год продано более 670 тысяч шт. (на 5,3% больше, чем в прошлом году). На второй строчке рейтинга продаж – Nissan, на третьей – Ford. Практически все иномарки (из ТОП-40) по итогам года показали рост, за исключением Dodge (–1,5%) и Chrysler (–5,1%). Однако декабрь был успешным буквально для всех. В ТОП-10 по числу проданных на вторичном рынке автомобилей попали также Chevrolet, Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Honda, Renault, Opel.

Примечательно то, что российский парк легковых автомобилей в целом имеет довольно высокий средний возраст. Так, на долю машин старше 10 лет (произведенных до 2003 г.) в нашей стране приходится почти половина (49,9%) общего парка, что в количественном выражении соответствует 18,42 млн единиц.

Доля легковых машин, выпущенных в 2003–2005 гг., составляет примерно девятую часть парка (11,2%, или 4,13 млн шт.). Свыше 20% зарегистрированных авто – это транспортные средства в возрасте от 4 до 7 лет – 8,07 млн единиц. Новых легковых автомобилей (до 3 лет) числится 6,28 млн единиц (17%).

Эксперты отмечают, что наименьшим средним возрастом в парке обладают иномарки, свыше 30% которых было произведено более 10 лет назад (5,95 млн шт.). Среди автомобилей LADA таковых насчитывается 60%, что составляет 8,22 млн единиц. Самым же старым является парк других российских марок, у которых эта возрастная категория имеет долю порядка 85% (4,14 млн шт.).

едущий аналитик агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов:

– Высокий возраст парка отечественных автомобилей (кроме LADA) объясняется тем, что его основу образуют модели, выпущенные еще в советскую эпоху и уже снятые с производства: «Волга», «Москвич», «Запорожец» и т.д. Сегодня этот парк обновляется только за счет марки «УАЗ», чего явно недостаточно, и поэтому он вполне естественно устаревает.

И еще несколько интересных цифр приводит PWC. Доля иномарок в парке легковых автомобилей в России растет – за 5 лет парк иномарок удвоился и превышает 18 млн шт. Это 50% всего парка. 37% приходится на LADA и 13% на другие российские марки.

Доля автомобилей в возрасте до 5 лет постепенно увеличивается и составляет в общем объеме парка 27%, в то время как по иномаркам данный показатель достигает 41%. В целом же возрастная структура парка в РФ выглядит следующим образом:

2012 г. – 5,8%
2011 г. – 6,6%
2010 г. – 4,6%
2009 г. – 2,5%
2008 г. – 7,8%
2007 г. – 6,7%
2006 г. – 4,8%
2005 г. – 4,0%
2004 г. – 3,8%
2003 г. – 3,4%

Анализируя вторичный рынок, надо понимать то, что он неразрывно связан с рынком новых автомобилей. Продажи новых автомобилей с каждым годом расширяют парк машин, обращающихся на вторичном рынке. Вторичный рынок в целом более устойчив к ситуации в экономике и демонстрирует рост на фоне снижения продаж новых легковых автомобилей. При этом между рынками наблюдается непосредственная связь – в период скидок на новые автомобили продажи автомобилей с пробегом сокращаются.

Крупнейшим региональным рынком подержанных автомобилей в 2013 г., по данным PWC, стал Центральный ФО, на долю которого пришлось более 25% всех перерегистраций. Далее следуют Приволжский ФО – 18,8%, Сибирский ФО – 16,4%, Южный ФО – 10,8%, Северо-Западный ФО – 9,8%, Уральский ФО – 8,7%, Дальневосточный ФО – 5,5% и Северо-Кавказский ФО – 4,6%.

Наиболее востребованными на вторичном рынке являются иномарки в возрасте до 5 лет. Регионы, имеющие более «молодые» парки, имеют наибольший потенциал роста вторичного рынка. В крупных городах спрос и предложение постепенно смещаются в пользу более «молодых» а/м. Наиболее востребованными являются а/м в возрасте от 3 до 5 лет.


– Крупнейшие игроки рынка уже создали специальные подразделения, занимающиеся реализацией автомобилей с пробегом. Наибольший рост продаж автомобилей с пробегом возможен в крупных мегаполисах, где есть развитые дилерские сети, способные обеспечить широкий выбор автомобилей, интересных покупателям, – в основном это иномарки в возрасте до 5 лет. В Москве доля официальных дилеров на вторичном рынке составляет 26%, что существенно выше, чем общий показатель по стране. Кроме этого, наблюдается рост продаж автомобилей с пробегом корпоративным клиентам.Надо признать, что официальные дилеры проявляют все больший интерес к развитию бизнеса в сегменте продаж подержанных автомобилей. Но, несмотря на это, их доля в данном сегменте на сегодняшний день составляет всего лишь 4% по стране. Сергей Литвиненко, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, PWC:

Одна из основных проблем, тормозящих развитие рынка подержанных автомобилей, по мнению экспертов Комитета автопроизводителей АЕБ, заключается в том, что в настоящий момент официальным автомобильным дилерам и конечным клиентам недоступна информация по финансовому обременению транспортных средств, продаваемых на рынке. Этот факт негативно влияет на стабильность автодилеров и потенциально ущемляет права потребителей, делая их незащищенными.

Для эффективного решения озвученной проблемы необходимо создание механизма и системы предоставления потребителям информации о финансовом обременении транспортных средств. Инстанции, полномочные накладывать обременения на транспортные средства, должны быть обязаны предоставлять подобную информацию потребителям РФ. Аналогичные сервисы широко распространены в развитых странах. Например, база данных автомобилей CARFAX (США) позволяет получить информацию на бесплатной и платной основе. При этом такая информация только сообщает о наличии факта обременения, не раскрывая персональных данных предыдущего владельца.

25 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РОССИИ
В ЯНВАРЕ – ДЕКАБРЕ 2013 ГОДА (по данным «АВТОСТАТ»)
25 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РОССИИ В ЯНВАРЕ – ДЕКАБРЕ 2013 ГОДА (по данным «АВТОСТАТ»)

В связи с информацией, полученной от ГИБДД МВД РФ, о планах по созданию базы данных регистрационных действий, участники Комитета автопроизводителей АЕБ выступают с готовностью работать в группе подготовки такой базы.

Впрочем, если официальным дилерам и удастся добиться определенных подвижек в области продаж подержанных автомобилей, то в сегменте сервисного обслуживания они еще долго будут значительно отставать от независимых предприятий сферы автобизнеса. И причина здесь очевидна – дилеры пока не в состоянии предложить адекватную цену на проведение работ, запчасти и расходные материалы.  Почему? Разбираясь в этом вопросе, мы рискуем закопаться в частностях, но принципиально для нас важно то, что это – очевидный факт: как только автомобиль сходит с гарантии (а иногда даже и быстрее) или меняет владельца, он чуть ли не «автоматом» переходит из

авторизованного сервиса в неавторизованный. По данным GiPA, верность дилерским станциям по истечении срока гарантии сохраняют 20% клиентов, 56% автолюбителей обслуживаются на авторизованной станции в период гарантии, переходят на независимый сервис в среднем через 22 месяца эксплуатации нового автомобиля, принципиально не намерены посещать официальных дилеров 22%.

То есть общероссийская тенденция говорит, что автолюбители не доверяют дилеру и обращаются к нему за помощью в основном лишь в период гарантии, а когда та кончается, благополучно переориентируются на независимый сервис.

В этой связи интересны результаты исследования агентства «АВТОСТАТ» на предмет сроков владения новыми легковыми автомобилями. Чаще всего меняют транспортные средства в Приморском крае (срок владения составил 35 месяцев, т.е. меньше 3 лет), на Сахалине и в Карачаево-Черкесии (39 месяцев). Специалисты отмечают, что объяснение этих цифр у регионов разное. Так, в Приморский край зачастую автомобили везут из Японии с целью дальнейшей перепродажи, а на Северном Кавказе авторынок недавно начал формироваться и владельцы чаще меняют модели машин на более свежие.

Любопытна статистика AVITO Авто: за 12 месяцев на сайте было продано порядка 1,45 млн подержанных автомобилей, что на 21,4% больше, чем в 2012 г. Отмечен интересный тренд вторичного рынка в 2013 г.  – устойчивый рост продаж российских марок. Количество отечественных авто, проданных через AVITO, увеличилось почти вдвое по сравнению с прошлогодним  показателем.

Как показывают результаты исследования AVITO, к концу года российские авто еще немного «поддали газу» на вторичном рынке. И хотя им не удалось опередить по продажам иностранные марки, прочную позицию которых обеспечивают в первую очередь азиатские и немецкие бренды, рост показателен – в 2012 г. российскому автопрому на вторичном рынке доверяли всего лишь 26% покупателей, теперь эта цифра составляет 43,9%.

 Что касается иномарок, то, согласно статистике AVITO, первое место в годовых продажах с приличным отрывом заняли японские бренды (16,7%). Куда более драматичная борьба велась за второе место. С минимальным отрывом в 0,1% победила немецкая практичность (11,3%), «корейцы» же замыкают первую тройку с 11,2% продаж за 12 минувших месяцев. Еще 8,9% вторичного рынка у американских брендов. Далее следуют французские марки (4,4%), а «британцы» и «итальянцы» получили чуть менее одного процента от годовых продаж на сайте.

Если говорить об отдельных брендах, то среди иномарок лидируют азиаты. На первом месте японская Toyota (8,9%), на втором – южнокорейская Hyundai (8,6%). Ford занял лишь третью строчку финального годового зачета (7,8%), столько же у Chevrolet. При этом самой покупаемой моделью 2013 г. среди пользователей AVITO Авто стал Ford Focus. Daewoo Nexia, Hyundai Accent и Daewoo Matiz продавались на сайте в гораздо меньших объемах. Культовая модель Toyota Corolla заняла лишь 6-е место в «модельном» зачете.

В сегменте подержанных отечественных автомобилей львиную долю продаж 2013 г. на AVITO Авто забрал ВАЗ (86,3%), причем самыми популярными моделями стали Лада 2114 (известная среди автолюбителей как «Самара»), 2110, 2107, «Приора» и 2109. У занявшего 9% вторичного рынка ГАЗа самой продаваемой моделью стала классическая «Волга» 3110. Еще 4,7% разделили ИЖ, ЗАЗ, УАЗ и другие марки.

И еще несколько цифр. Почти 80% опрошенных пользователей AVITO.ru собираются приобрести автомобиль в 2014 г. Многие из них хотят купить новый автомобиль (39,7%), однако значительная часть согласна на вариант из вторичного парка. Среди последних кто-то будет искать машину в возрасте от года до трех лет (26,2%), кто-то собирается приобрести авто постарше – от 3 до 6 лет (22,6%). А вот 11,5% участников опроса отметили, что готовы купить еще более старую машину.

Если говорить о предпочтениях среди брендов, то самой желанной является Toyota – более  13% пользователей сайта будут искать новый автомобиль именно этой марки. Порядка 9,6% опрошенных доверяют только российскому автопрому и хотят купить ВАЗ, на третьем месте немецкая практичность и функциональность Volkswagen (7,2%). Несколько следующих строчек заняли азиатские бренды: Nissan (6,4%), KIA (6,1%) и Hyundai (5,5%). Пятипроцентную отметку пользовательских предпочтений также преодолели Renault (5,4%) и BMW (5,2%).

Дольше всех не расстаются со своими железными конями в Забайкалье и на Алтае (67 месяцев; более 5,5 лет), в Бурятии (66 месяцев). По мнению экспертов, это вызвано географическими особенностями. Машины сюда попадают как из европейской части России, так и с Дальнего Востока. Здесь же и «оседают», т.к. перепродавать дальше некуда.

По Москве и Петербургу – примерно одинаковые тенденции и по новым (50 и 52 месяца; чуть больше 4 лет).

По федеральным округам картина еще более яркая: самый маленький срок владения автомобилями в Дальневосточном (46 месяцев) и Северо-Кавказском (49 месяцев) федеральных округах. Интересно, что и по подержанным автомобилям лидеры те же (срок владения подержанным автомобилем составил у них всего 32 месяца; 2 года и 8 месяцев).  Дольше всего любят ездить на своих машинах и не спешат их продавать в Сибири (56 месяцев).

Рынок автомобилей с пробегом в Москве

В 2013 г. в Москве зарегистрировано около 290 тыс. а/м с пробегом (210 тыс. «московских» а/м и 80 тыс. из других регионов). При этом всего в Москве было продано около 0,5 млн а/м с пробегом, из которых почти 60% «уехали» в другие регионы, в т.ч. около 19% были поставлены на учет в Московской области. Благодаря тому что рынок новых а/м в Москве крупнейший в России, в Москве также и самый молодой парк: 50% автомобилей с пробегом, приобретаемых в Москве, не старше 5 лет. Более 87% а/м с пробегом, регистрируемых в Москве, – это иномарки. Около 27% рынка занимают официальные дилеры, и их доля постоянно увеличивается. На вторичном рынке Москвы в 2013 г. в количественном выражении пока еще лидируют автомобили ВАЗ (Лада), но их доля стремительно сокращается и составляет около 10%. При этом среди иномарок наиболее популярной моделью является Ford Focus, в TOP-10 находятся такие премиальные модели, как Mercedes-E-Class, BMW Series 5 и BMW X5.Если же брать только марки, то рейтинг выглядит следующим образом:

Ford 6,1% Nissan 5,9% Toyota 5,9% BMW 5,8% Mercedes 5,4% Volkswagen 5,3% Mitsubishi 4,3% Hyundai 4,3% KIA 3,6%

Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ»:

– Если средний срок владения автомобилем в России составляет 4–5 лет, то в сегменте премиум он составляет не больше трех лет – машины меняют значительно чаще. В массовом сегменте (LADA и другие бюджетные марки) средний срок владения превышает пять лет.

Средний показатель сроков владения легковыми автомобилями в России составил 54 месяца (4,5 года).

Одним словом, из всего изложенного можно сделать однозначный вывод – перспективы у независимых мастерских самые радужные. Своей неразумной политикой в области как ценообразования, так и клиентоудержания официальные дилеры буквально сами поставляют им клиентов – автовладельцев, разочаровавшихся в авторизованном обслуживании.  Остается только предоставить этим людям надлежащее качество сервиса, и они уже никуда не уйдут. 


Посмотрите похожие материалы: