Диагностика для дизеля

Диагностика для дизеля

15.08.2016 - 14:55
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Однако тщательная и подробная проверка компонентов необходима, когда проблемы уже определены. Например, наблюдаются признаки неисправностей: двигатель не заводится, электроника выдает ошибку и т.д. В таком случае в работу вступает диагност - подключается системный сканер, осуществляется проверка топливной системы непосредственно на автомобиле. В случае, когда результаты диагностики указывают на неисправности компонентов системы впрыска, таких как инжекторы или ТНВД, тогда можно провести их демонтаж и стендовые испытания.

 

Без предварительной диагностики системы, демонтаж и проверка ее компонентов может стать просто дорогостоящей работой и недешевым ремонтом, которые не приведут к устранению проблем и последующей беспроблемной эксплуатации автомобиля. Ведь при наличии неисправностей в системе отремонтированные изделия точно также могут быстро выйти из строя.

Common Rail и Bosch

Одним из мировых лидеров в производстве систем дизельного впрыска и оборудования для их тестирования является компания Bosch. Требования к системам дизельного впрыска постоянно ужесточаются, и это вполне логично – возросшее давление, малое время переключения и адаптация количества подаваемого топлива к условиям работы двигателя сделали современный дизель экономичным, чистым и мощным.

По оценкам специалистов, одной из наиболее перспективных систем дизельного впрыска является система Common Rail. Она обладает уникальными свойствами: давление впрыска, в зависимости от режима работы двигателя, может меняться от 200 до 2200, а на современных модификациях системы до 2500 и более бар. Также для Common Rail характерны соблюдение точного регулирования момента начала подачи топлива, возможность многократного впрыска, в том числе и осуществление со значительным опозданием поствпрыска топлива для сжигания несгоревших частиц. Использование Common Rail повышает эффективную мощность, снижает уровень шума двигателя, уменьшает содержание вредных веществ в отработавших газах.

Основными компонентами гидравлической схемы являются контруры высокого и низкого давления топлива. Контур низкого давления состоит из элементов подачи топлива. Компонентами контура высокого давления являются насос высокого давления (ТНВД), а также топливная рампа (Rail), форсунки, топливопроводы высокого давления и электронный блок управления двигателем (EDC).

Кроме того, Bosch предлагает и большой ассортимент диагностического оборудования, которое позволяет всесторонне исследовать работу дизельного двигателя и его компонентов.

Для глубокой диагностики линий низкого давления в системах Common Rail дизельных двигателей предлагаются комплекты оборудования Diesel Set 1. Для удаления воздуха из системы Common Rail и топливных систем с распределительными насосами инженерами Bosch разработан набор инструментов Diesel Set 2.

Комплект оборудования Diesel Set 3.1 предназначается для диагностики контуров высокого давления. Используя такой комплект, можно определить причину неисправности в случае, если при работающем стартере двигатель не запускается или же работающий мотор неожиданно глохнет и при включении стартера не заводится. Также Diesel Set 3.1 помогает найти причину неисправности, если двигатель неожиданно глохнет и его приходится снова и снова запускать стартером. Также Diesel Set 3.1 может быть полезен при поиске причины неожиданного снижения мощности в случае, когда никаких кодов неисправностей блок управления не фиксирует. Разработчики Bosch предусмотрели возможность дооснащения комплекта Diesel Set 3.1 дополнительными принадлежностями, которые позволяют проверять показания датчика высокого давления на двигателях с количеством цилиндров три и менее.

Для проверки дизельной топливной аппаратуры Bosch предлагает серию оборудования EPS. Один из наиболее популярных – диагностический стенд с компьютерным управлением EPS 815, на котором тестируются как ТНВД традиционных типов (H, R, A, M, MW, P, VE), так и ТНВД с электронным блоком управления (VP29, VP30, VP44). Надо отметить, что последние указанные модели ТНВД можно протестировать только на стенде EPS 815, и для этого стенд необходимо дооснастить комплектом оборудования Bosch VPM 844. Bosch – это производитель поистине уникального диагностического оборудования!

Системы Common Rail производят также компании Delphi и DENSO. Отметим, что Siemens разрабатывала и выпускала компоненты такой системы с начала 90-х, но в 2007 году это производство было передано компании Continental.

Для диагностики насос-форсунок и насосных секций типа UI-P, UI-N, UP насосов Common Rail, выпущенных компаниями DENSO, Siemens, Delphi, специалисты Bosch предусмотрели дооснащение стенда EPS 815 комплектом оснастки CAM 847. В случае дополнительного подключения к стенду комплекта CRI 846H становится возможным тестирование электромагнитных легковых инжекторов Common Rail производства DENSO, Delphi, Bosch.

Kомпоненты топливной системы компании Bosch и других производителей при диагностике на стенде оказываются в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы. Стенды Bosch EPS 815 и EPS 708, оснащаются аккумулятором давления топлива с возможностью регулировки вплоть до 2500 бар.

Для тестирования и ремонтов насосов Common Rail CP1, CP3 и CP4 производства Bosch, а также аналогичных насосов, выпускаемых Siemens, DENSO, Delphi, может использоваться стенд EPS 708. На нем оперативно и качественно также можно протестировать электромагнитные легковые инжекторы Common Rail производства как Bosch (CRI), так и других изготовителей.

Для проверки и регулировки давления открытия форсунок – важнейшего компонента успешной работы дизельной топливной системы – Bosch предлагает ручной прибор EPS100. Этот точнейший прибор, в котором погрешность измерений манометра не превышает ±2,4 бар, позволяет производить анализ факела распыла форсунки, определять наличие утечки в распылителях. Также EPS  100 используется для анализа возникающего т.н. дребезга в различных типах форсунок (одно- и двухпружинных, ступенчатых).

Отдельно для сбора топливного тумана при диагностике форсунок инженеры Bosch сконструировали ванну-улавливатель топливного тумана EPS 738. Прибор предназначен для исследования работы форсунок как грузовых (Scania, Iveco, Volvo), так и легковых (VW, Nissan и др.) автомобилей.

Набором большого числа функций и чрезвычайно компактной формой отличается испытательный прибор Bosch EPS 205. Оперативно и достоверно с его помощью специалисты СТО определяют, используя специальные адаптеры, качество работы распылителей насос-форсунок, а также различных типов форсунок производства компании Bosch и других предприятий – одно- и двухплунжерных, со ступенчатым штуцером топливоподвода либо с датчиком движения иглы. EPS 205 применяют для проверки инжекторов Common Rail с электромагнитным клапаном типа CRI/CRIN, выпускаемых компанией Bosch, а также иными производителями. Прибор позволяет точно определить объем подаваемого топлива как на этапе предварительного впрыскивания (VE), так и в режимах холостого хода, полной нагрузки и при возврате избытка топлива в инжекторах Common Rail с электромагнитным управлением CRI/CRIN. Прибор также позволяет проверять пьезо-форсунки.

С помощью EPS 205 можно выполнять комбинированную проверку наличия внутренних и наружных утечек, определить герметичность распылителя, измерить давление открытия форсунки и выполнить электронную проверку «дребезга»..

Диагностические комплексы Delphi, DENSO, Hartridge

Стенды Bosch EPS для проверки ТНВД считаются эталоном качества, надежности и технологичности, они позволяют дизельным центрам работать со всеми типами топливных насосов, от традиционных рядных до электронно управляемых распределительных.

Однако и стенды Delphi YDT278 хорошо знакомы специалистам дизельных центров. В комплектацию стенда входят адаптеры, позволяющие тестировать Common Rail разных производителей. На таком стенде можно быстро выявить дефектные компоненты, будь то форсунка или насос, причем тестирование может осуществляться непосредственно на машине, без демонтажа узлов.

С помощью стенда проверяется давление топлива, создаваемое насосом, а каждая форсунка тестируется «на перелив». В ситуациях, когда необходимое давление в системе Common Rail не может быть достигнуто с помощью штатных регуляторов давления, для определения дефектного звена инженеры Delphi разработали диагностической комплект YDT410, заменяющий штатные регуляторы. Если прибору YDT410, действуя совместно со стендом YDT278, удается повысить давление в системе до максимального, то это показывает, что штатные регуляторы топливной системы неисправны. Если же повысить давление нельзя, то надо или менять, или ремонтировать ТНВД.

DENSO разработал диагностический комплекс на основе персонального ПК с возможностью обмена данными с блоками управления как по обычным последовательным интерфейсам (K-Line, L-line), так и по шине CAN. Используя данный прибор, можно получить доступ к программированию кодов форсунок, а также корректировать подачу топлива, работу расходомера воздуха MAF, функции адаптации ТНВД и др.

Электронное диагностическое оборудование компании Hartridge с программным обеспечением входит в состав многих стендов, необходимых для тестирования, диагностики и ремонта различных видов дизельных систем: cтендов IFT70 для проверки форсунок Common Rail, стендов CRp-PC для диагностики насосов Common Rail, испытательных стендов CRi-PC с ручным и автоматическим управлением, предназначенных для испытания форсунок Common Rail, измерения сопротивления катушки форсунки, времени срабатывания форсунки, величины и температуры обратного слива.

 

Одной из наиболее удачных разработок компании, уже ставшей популярной среди специалистов дизельных сервисов, является стенд для ремонта и регулировки топливной аппаратуры дизельных двигателей AVM2-PC. По сравнению с прежними стендами Hartridge новый AVM2-PC стал удобнее в эксплуатации, он оснащен компьютером, что позволяет быстро обрабатывать полученную информацию. Стенд может выполнять тестирование практически всех видов насосов, рядных и распределительных, рассчитанных на 12 цилиндров, а также насосов систем Common Rail различных производителей, форсунок и насос-форсунок EUI, EUP. TFT- монитор в 15” одновременно может демонстрировать все данные по проводимым тестам, можно сравнить на экране результаты, полученные до и после регулировки.

Кодирование – оригинальное и не очень

В процессе развития дизельных технологий у Delphi возникла проблема: из-за конструктивных особенностей форсунок Delphi невозможно было добиться регулировки некоторых характеристик. Метод уменьшения или увеличения зазоров между подвижными частями инжекторов, применяемый в конструкциях Bosch и DENSO, инженеры Delphi использовать не могли. И тогда был опробован т.н. метод кодирования. Внедрение кода позволило корректировать разброс параметров инжекторов в процессе производства с помощью специальных управляющих сигналов, поступающих в каждый инжектор. Механический метод изменения зазоров заменили действием управляющих сигналов, или кодов, которые, поступая в блок управления двигателем, запускали регулировку работы форсунки. В управляющий код инженеры Delphi внесли данные, обеспечивающие точное управление моментами впрыска топлива.

Сегодня уже все производители форсунок используют метод кодирования. Специальное программное обеспечение (ПО) привязывается к конкретной модели диагностического стенда. Более того, заводским кодированием форсунок, выпускаемых компаниями Delphi и DENSO, предусматривается периодическая проверка измерительных блоков диагностического стенда при помощи эталонных форсунок. Такая проверка необходима для учета погрешностей измерителей, которые ПО учитывает при присвоении кода новым форсункам. Если проверки стендов с использованием эталонных форсунок не производить, то точное кодирование форсунок становится невозможным, иногда в таких случаях стенд просто блокирует операцию присвоения кода.

Для иллюстрации вышесказанного заметим, что для автомобилей, оснащенных популярными турбодизельными двигателями 1.5 dCi, компания Delphi разработала около двух десятков видов инжекторов впрыска, причем каждый вид имеет свой уникальный 16-значный код, согласовывающий работу инжектора и блока управления двигателем. Код обеспечивает четкий впрыск топлива, позволяет двигателю быстро реагировать на изменения в работе инжекторов. Установка же инжектора с иным кодом, имеющего другие калибровочные данные, нарушает нормальный режим работы двигателя и приводит к непредсказуемым последствиям.

Выполнить точное кодирование форсунок Delphi можно лишь на заводских стендах Hartridge AVM2-PC либо CRi-PC. Инжекторы компании DENSO также кодируются на стендах Hartridge AVM2-PC, дооснащенных спецоборудованием, созданным инженерами Denso. Для кодирования форсунок Bosch предназначены описанные выше стенды EPS 708 или EPS 815 с оснасткой CRI/CRIN.

Безусловно, мы рассказали только об отдельных приборах и стендах для диагностики дизельных систем. Разработкой и производством диагностического оборудования, позволяющего без демонтажа различных узлов в машине определить дефектную деталь, занимаются многие компании, в том числе и в России. Но надо всегда помнить, что, регулируя дизельную топливную аппаратуру современного автомобиля на свой страх и риск на СТО, не располагающей рекомендуемым автопроизводителем оборудованием, чаще всего, пусть и не сразу, последующего дорогостоящего ремонта не избежать.


Посмотрите похожие материалы: