FENOX: пять вопросов о главном

FENOX: пять вопросов о главном

18.12.2023 - 22:14
Приблизительное время чтения: 12 минуты. Интересно, но нет времени читать?

FENOX – один из крупнейших и известнейших производителей и поставщиков компонентов для транспортных средств, начавший развитие своего бизнеса на постсоветском пространстве после распада СССР. Поближе познакомиться с компанией нам удалось в ходе визита в ее офис и на флагманские производственные площадки в Минске. Именно там мы и получили ответы на пять наиболее важных для читателей нашего журнала вопросов относительно жизнедеятельности и планов успешного предприятия.  

FENOX – упаковщик?

FENOX – производитель! История компании интересна и по-своему удивительна. На фоне множества схлопывающихся, разваливающихся и окончательно закрывающихся советских заводов отрасли появившееся в 1989 году частное предприятие FENOX все эти три с лишним десятилетия успешно развивается, расширяя географию продаж и увеличивая рыночные доли.

Ассортимент FENOX потрясает своей широтой, что отчасти и провоцирует появление данного вопроса у многих участников профессионального сообщества. Просто невозможно поверить, что одна компания способна выпускать столько видов разнообразной продукции. В этом мы смогли убедиться лично, пройдя по десяткам цехов, расположенных на разных площадках белорусской столицы.

1

А еще есть площадки в России, Индии, государствах Юго-Восточной Азии – всего более 10 фабрик, ежегодно выпускающих около 50 млн изделий, охватывающих почти 200 товарных групп. Из совокупного оборота компании в 2022 году 35–40% этой суммы пришлось на конвейерные поставки мировым производителям транспортных средств, для которых FENOX выступает в роли поставщика ключевых уровней Tier 1 и Tier 2.

Надо сказать, что именно точно выбранная стратегия, направленная на удовлетворение потребности автомобилестроительных гигантов, во многом позволила компании достичь настолько потрясающих результатов. Начав с выпуска колесных тормозных цилиндров для тольяттинской классики ВАЗ-2105, уже в 1996 году FENOX подписал соглашение с немецкой компанией Bremse Hydraulic, которое открыло ей выход на международный рынок. В Минск приехало новое оборудование, а список клиентов пополнили компании TRW (недавно присоединилась к ZF), Continental-Teves и LPR.

Внешнеторговое сотрудничество продолжается до сих пор. FENOX изготавливает для TRW тормозные цилиндры, скобы суппортов, суппорты в сборе. Сегодня они используются при сборке автомобилей концерна VAG, GM, PSA, Renault, Hyundai и т.д.

1

Отечественные автоконвейеры также являются потребителями белорусской продукции. На «АвтоВАЗ» отправляются рулевые валы, фланцы, валы для механической КПП, сайлент-блоки подвески, тяги рулевой трапеции. Для УАЗа FENOX производит тормозные цилиндры, цилиндры сцепления, колесные цилиндры, регуляторы давления, рулевые наконечники.

Даже флагман отечественного автопрома – Aurus – входит в число клиентов компании. При производстве автомобилей премиального класса, в том числе для первых лиц государства, используются выпускаемые FENOX детали АКПП: цилиндры, поршни, упоры, кольца, диски экранирующие, маслоуловители.

Не остается в стороне и коммерческий транспорт: грузовые автомобили, автобусы, специальная и сельскохозяйственная техника. Долгие годы сотрудничество с FENOX развивают МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш». Во второй половине десятых годов этот список расширился за счет «Урала», «Амкодора», ЯМЗа. А уже в 2022 году в связи с необходимостью импортозамещения клиентами FENOX стали КАМАЗ и «Ростсельмаш».

Естественно, всем этим производителям транспортных средств поставляется продукция, собранная именно на предприятиях FENOX, руками почти 2000 его сотрудников. Она же идет и в фирменные сбытовые сети, и на вторичный рынок для помощи в ремонте конечным потребителям. За годы существования компания неоднократно подтвердила свой авторитет одного из основных отраслевых специалистов в области выпуска продукции, связанной с тормозами, гидравликой, элементами подвески и рулевого управления. Можно сказать, что это четыре реперные точки, на которых базируется не только продуктовая линейка, но и тот самый авторитет, хорошо известный ведущим игрокам индустрии. Поэтому-то они и обращаются к белорусскому производителю, когда нуждаются в высококачественной продукции.

Кто разрабатывает изделия, выпускаемые FENOX?

Этот вопрос логично вытекает из первого. Техническая документация на каждую из более чем 12 тыс. SKU, выпускаемых FENOX в 2023 году (10 тыс. из них приходится на легковой транспорт), разработана силами высококвалифицированных инженеров компании, в распоряжении которых имеется все необходимое современное оборудование.

Естественно, при посещении минского кластера FENOX мы обратили максимально пристальное внимание на конструкторский департамент компании, состоящий из нескольких конструкторских бюро и испытательного центра качества. Посмотрели, как создаются автокомпоненты, пообщались с сотрудниками, изучили лабораторные стенды. На наш взгляд, это одно из самых интересных направлений деятельности FENOX, где неустанно кипит созидательная работа, красной нитью проходящая через весь жизненный цикл изделия.

Как правило, если мы говорим о конвейерных поставках, инициатором выступает производитель транспортного средства, формирующий техническое задание. Этот объемный, многостраничный документ всесторонне анализируется инженерами FENOX, предлагающими наиболее оптимальные решения для реализации поставленной цели. Для достижения максимального выгодного заказчику соотношения цена-качество используются собственные наработки – в активе FENOX свыше 150 уникальных патентов и передовых отраслевых ноу-хау.

1

После получения первичного согласования подготовленного проекта приходит очередь создания опытных образцов, которые чрезвычайно скрупулезно исследуются специалистами. Если изделие прошло все необходимые проверки (стендовые, ресурсные испытания и т.д.) – изделие идет в серию.

В сегменте независимого рынка автозапчастей цепочка немного короче – в ней отсутствует автопроизводитель, но все остальные этапы отрабатываются на аналогичном уровне ответственности.

Никаких скидок и послаблений. Деталь не должна вызывать у потребителя ни малейших нареканий. И совершенно неважно, кто этот потребитель: завод с его колоссальной структурой контроля качества, станция технического обслуживания или автовладелец.

Это главное незыблемое правило для FENOX, нарушение которого в принципе недопустимо.

Помогают в следовании данному правилу обширные компетенции инженерного корпуса компании. К поставленным задачам тут всегда подходят достаточно творчески, регулярно предлагая способы улучшения характеристик разрабатываемой детали.

Так, был создан целый ряд эксклюзивных усовершенствованных изделий, обладающих большим ресурсом и надежностью, увеличенной грузоподъемностью, устойчивостью к нагрузкам, ударам, а также удобством обслуживания. Это, например, комплекты рычагов для легковых автомобилей, куда помимо крепежных элементов дополнительно добавлены эксцентриковые болты с шайбами для регулировки углов установки колес. Расширены комплектации изделий, которые помогают с легкостью обслуживать автомобиль и не задумываться об обязательной замене расходных элементов, болтов и гаек, стопорных колец и т.д.

А еще есть рычаги передней подвески усиленной конструкции, универсальные тяги корректора фар (универсальность достигается за счет возможности регулировки тяги), усиленные амортизаторы (более крепкие штоки, иное исполнение клапанов) и т.д.

В сельскохозяйственном сегменте FENOX предлагает запатентованную конструкцию электрогидравлических регуляторов, универсальные гидроцилиндры рулевого управления для более широкого применения и уникальную конструкцию тяг и наконечников рулевых. В грузовом сегменте оснащает компоненты систем опрокидывания кабин и запасных колес с предохранительным клапаном шарикового типа, в отличие от традиционного клапана конусного типа, он обеспечивает значительно более высокий уровень безопасности эксплуатации техники. Например, при подъеме кузова или кабины. При этом во всех гидравлических системах применяется собственная конструкция штуцеров с двухступенчатой фильтрацией – грубая и тонкая очистка. Она препятствует попаданию инородных частиц в систему и предотвращает преждевременный износ гидравлических изделий.

И это лишь небольшая часть примеров, с которыми нам удалось познакомиться воочию по время нашего визита. За кадром остались десятки, если не сотни таких же уникальных, эксклюзивных решений во благо пользователя техники.

Чем отличаются выпускаемые FENOX детали конвейерных поставок от деталей рынка автозапчастей?

Ничем! Как-то различить их можно только на финишном производственном этапе – упаковке. Детали Aftermarket укладываются в индивидуальные коробочки, ОЕ – в общую тару для целевой отправки.

Отсутствие отличий между ними вполне закономерно, поскольку все они изготавливаются из одного и того же сырья, с использованием одних и тех же комплектующих, на одном и том же оборудовании. То есть процесс производства для всех деталей абсолютно идентичен – компания аттестована на соответствие стандарту по сертификату качества производителей узлов и агрегатов для мировой автомобильной промышленности ISO/TS 16949 – FENOX ко всем ним относится на одинаково высоком, как уже было сказано, уровне ответственности, не допуская никаких компромиссов. Это, кстати, тоже очень хорошо и весьма наглядно было видно во время нашего посещения предприятия. 

1

В глаза сразу же бросается очень четкое построение производственного цикла. В частности, на одной из локаций расположен цех точной механики (детали повышенной точности – производство с минимальными допусками) плюс сборочный участок. Детали трансмиссии, мобильная гидравлика, шасси, кабина, рулевое управление, тормоза, сцепление. Парк оборудования в одном только цеху точной механики составляет более 50 единиц. Из них 43 станка с ЧПУ (19 токарных, 24 фрезерных), 6 токарно-фрезерных универсальных, еще 4 сугубо фрезерных механических, 6 шлифовальных станков, 2 хонинговальных. В этом цеху размещены участки термообработки, сварки, покраски мелких деталей и упаковки.

Тормозной диск тоже относится к деталям с минимальным допуском. Непосвященному кажется, ну, что такое тормозной диск? Металлическая отшлифованная болванка, но эта болванка – между прочим, как вы знаете, весьма увесистая болванка – может инициировать настолько серьезные паразитные вибрации, что управлять автомобилем будет просто невозможно. Поэтому обработка производится с высочайшей точностью, позволяющей избежать даже минимального биения. В итоге получается идеально сбалансированное изделие.

Или возьмем шестеренный насос. С его помощью создается необходимое давление в системе. Чуть переборщил с проходным сечением, КПД сразу очень сильно снижается. Хотя КПД должен быть строго от 0,95 до 0,98. А про рулевые рейки и говорить не приходится – все, думаем, ясно и без лишних слов.

Или другой пример. Гидравлические распределители – зазоры между золотником и корпусом от 3 до 7 мкм. Микрон! Представляете, какая точность? Микронная! Если больше – не избежать утечек. Если меньше – подвижная часть начнет заедать, вплоть до заклинивания золотника в секции.

1

Все эти аспекты предельно тщательно отслеживаются операторами оборудования и самой компанией, которая регулярно модернизирует свою производственно-техническую базу. Буквально несколько месяцев назад прошла очередная такая модернизация, в результате которой станочный парк FENOX обновился за счет большого количества современных машин – универсальных обрабатывающих центров корейского и японского производства. Их стоимость исчисляется сотнями тысяч долларов. Однако FENOX целенаправленно идет на такие затраты, руководствуясь необходимостью выпуска безупречно качественных компонентов транспортных средств. 

Отсюда, собственно, и возможность предоставления такой продолжительной гарантии на свою продукцию. В зависимости от товарной группы она может доходить до 24 месяцев.

На каких этапах осуществляется контроль качества?

Еще один вопрос с односложным ответом: на всех! Признаться честно, в начале экскурсии мы довольно подробно записывали все стадии контроля качества и технологии его проверки, но потом поняли совершенную бессмысленность этого занятия, поскольку для того, чтобы потом перечислить их в нашей публикации, придется весь журнал посвятить качеству изделий и технологиям производства. Так что не взыщите, обойдемся кратким – качество проверяется всеми доступными современными методами на всех ключевых производственных этапах.

1

Для FENOX не существует «мало-» и тем более «не-» значительных деталей. Ко всей продукции, к каждой ее минимальной единице в области качества предъявляются идентичные требования. И, так же как на новое прогрессивное производственное оборудование, компания не жалеет средства и на контрольно-измерительные приборы, соответствующие передовым достижениям отрасли.

Именно в Минске мы увидели стенд, который не видели ни на одном европейском заводе. Это стенд для проверки частотных характеристик звука литьевой детали – если в ее конструкции присутствует трещина, полость или что-то другое, невидимое человеческому или электронному глазу, наличие дефекта можно определить по звуковой частоте, которая у бракованной детали будет отличаться. Технология проверки предельно проста – выполняется удар, после которого анализируется исходящий звук.

Нам удалось побывать и в небольшой  – ну, как небольшой, сравнительно с цехами, конечно же, небольшой – комнатке, где проводятся 3D-измерения деталей. Но не для копирования, как кажется многим, кто в эту комнатку попадает первый раз, а для проверки соответствия технологической или конструкторской документации заданным при проектировании размерам. 3D-формат позволяет выполнить эту операцию максимально быстро и, опять же, предельно точно. Причем в автоматическом режиме – определяется позиционирование массива точек в пространстве, исходя из которого можно судить о наличии или отсутствии производственных дефектов.

Проверки качества изготавливаемых деталей также производятся и в процессе производства. Периодичность указана в техпроцессе конкретного продукта.

Чем меньше допуски, тем чаще она выполняется. Есть такие детали, которые измеряются все без исключения.

Для каждого оператора в цеху его рабочий день тоже начинается с проверки – принимая смену, он проверяет свои инструменты: резцы, сверла и проч. Это не занимает много времени, но это очень важная процедура, сразу формирующая у человека соответствующее отношение к выполняемым им действиям. Если обнаруживается несоответствие, на инструментальном участке их можно оперативно заточить для восстановления эффективности.

1

Все измерительные инструменты тоже проходят регулярную поверку. То есть не просто один раз «купил и забыл», а в постоянном режиме. Особенно микрометры, штангенциркули и проч. За этим следят – очень внимательно следят, потому что точность изготовления автокомпонентов должна быть высочайшей. Неважно, идет ли речь о более или о менее ответственных деталях – с точки зрения производства для FENOX они все, как мы уже неоднократно акцентировали, одинаково ответственны.

А что дальше?

FENOX не стоит на месте, почивая на лаврах своего успеха. Компания развивается, развивается очень уверенно, четко видя перспективы этого развития и имея прекрасное представление о его направлениях.

Ну, во-первых, смена автомобильного парка. Ее необходимо поддержать качественными запчастями, поэтому FENOX успешно включился в работу одним из первых. В портфолио компании уже вошли детали тормозной системы и системы рулевого управления, амортизаторы, ступицы, ступичные подшипники, фильтры салона и воздушные для нескольких наиболее популярных моделей легковых автомобилей из КНР. Дальше этот список будет расширяться в легковом и грузовом транспорте, и проблем тут, как очевидно по опыту белорусских мастеров, явно не предвидится.

1

Во-вторых, естественно, импортозамещение, также сопряженное с разработкой и созданием многих новых изделий. Это тоже не пугает инженерно-конструкторский корпус FENOX, обладающий, как было сказано, достаточным профессионализмом и компетенциями. 

В ассортименте уже появились механизм опрокидывания кабины с электроприводом для КАМАЗа К5, пневмоаппараты тормозной системы, насосы гидроусилителя рулевого управления. Созданы гидравлические распределители, имеющие специальные гидрозамки, обеспечивающие надежную фиксацию навесных устройств в поднятом (транспортном) положении; а также параллельное соединение секций, которые дают возможность операторам тяжелой техники управлять сразу несколькими навесными устройствами без переключения других в нейтральное положение. Такую продукцию выпускают лишь несколько компаний в мире, наиболее известная из которых Bosh Rexroth.

В-третьих, еще более амбициозен вызов по освоению новых товарных групп: детали топливных систем (форсунки, комплекты уплотнительных колец), комплекты ГРМ, электронные блоки мобильной гидравлики, компоненты антиблокировочной системы. Эти направления для FENOX вообще принципиально новы, но компанию данное обстоятельство ни капли не смущает.

Она смело идет в электронику, по одной простой причине – современные тормозные системы, на которых FENOX специализировался изначально, становятся все более и более электронными. ABS, ESP, разнообразные модуляторы, ассистенты вождения и т.д. стали сегодня неотъемлемыми частями всех современных транспортных средств. А для того, чтобы попасть на конвейер завода-изготовителя любого ТС, надо поставлять не отдельные изделия, а единый узел. Поэтому сейчас компания энергично осваивает прогрессивную тематику, набирая квалифицированный персонал и изучая ее материально-техническую базу. Так что не удивляйтесь, если в скором времени, выбирая какой-нибудь электронный блок, вы вдруг увидите в списке производителей хорошо знакомое название. Это название будет там по праву!

Вот таким у нас вышло посещение производственных мощностей компании FENOX в Беларуси. В ходе этого посещения мы получили ответы на все интересовавшие нас вопросы. Ответы, которыми лично мы полностью и однозначно удовлетворены. А вы?


Посмотрите похожие материалы: