Успешный дебют Renault Logan первого поколения не остался незамеченным другими автопроизводителями. Вскоре бюджетные машины появились в модельном ряду многих компаний.
Концерн PSA выпустил двух близнецов: Peugeot 301 и Citroen C-Elysee. В России они были единственными представителями автомобилей бюджетного сегмента, производство которых не было локализовано в нашей стране. Все Peugeot 301 собирались на заводе в Испании. Поэтому они были чуть дороже своих конкурентов и, соответственно, не так широко распространены. Тем не менее на вторичном рынке такие автомобили встречаются часто по достаточно привлекательным ценам. Стоит ли бюджетный французский седан своих денег и какие могут возникнуть проблемы в эксплуатации?
Peugeot 301 принадлежит к классу седанов B+. Интересно то, что первая цифра в обозначении модели – тройка, у Peugeot так принято обозначать модели C-класса. Это не случайно, поскольку 301-й крупнее своих конкурентов. Модель обладала самым большим в своем классе размером колесной базы и длиной, 2,65 м и 4,44 м, это стандартные габариты для «гольф-класса», а также являлась на момент своего дебюта самым широким автомобилем в сегменте (1,74 м). При этом в дизайне автомобиля прослеживаются черты флагманской модели – Peugeot 508.
Основная задача, которая ставились при проектировании Peugeot 301, – создать доступный, надежный, выносливый, комфортабельный автомобиль. При этом он должен был обладать традиционной для всех автомобилей знаменитой французской марки динамикой и управляемостью. Разработка автомобиля Peugeot 301 стартовала в 2008 году, параллельно с хетчбэком Peugeot 208. Оба созданы на платформе концерна PSA PF1 и оба получили новейшие на тот момент силовые агрегаты.
Данный автомобиль предназначен, прежде всего, для развивающихся рынков с тяжелыми условиями эксплуатации, для таких стран, как Польша, Россия, Румыния, Турция и Украина. В ходе заводских испытаний он прошел множество циклов испытаний в Восточной Европе, суммарный пробег составил более 4 млн км. Несмотря на испанское происхождение, Peugeot 301 хорошо адаптирован к российским погодным и дорожным условиям, у него двойные уплотнители на передних и задних дверях, металлическая защита двигателя во всех комплектациях, передняя панель в салоне крепится винтами вместо клипсов для большей надежности и долговечности. Автомобиль оснащен электрообогревами зоны стеклоочистителей и форсунок стеклоомывателей. Дорожный просвет достаточно большой – 160 мм.
Линейка силовых агрегатов Peugeot 301 включала три двигателя: 1,2-литровый 3-цилиндровый бензиновый мощностью 72 л.с., 115-сильный бензиновый мотор объемом 1,6 л и 1,6-литровый дизель мощностью 92 л.с.
Серьезных проблем с надежностью ни у одного из этих двигателей нет, но есть свои технические нюансы.
1,2-литровый 3-цилиндровый двигатель – мотор нового поколения. Он фактически необслуживаемый, поскольку ремень привода ГРМ работает в масляной ванне и не требует замены в процессе эксплуатации. На основе этого двигателя также созданы турбированные модификации. На атмосферной версии, которая установлена на Peugeot 301, детали работают с меньшими нагрузками, поэтому двигатель служит дольше, чем турбированные варианты, его ресурс не менее 200 тыс. км. Также данный двигатель может работать на бензине марки АИ-92. По своему характеру этот двигатель похож на дизель. Приличная тяга позволяет уверенно трогаться с места на малых оборотах. С 3000 об/мин мотор развивает максимальный крутящий момент, на 3700–3800 об/мин у двигателя открывается второе дыхание. Экономичность почти такая же, как у дизеля. Помимо механической коробки передач 3-цилиндровый мотор доступен и с роботизированной трансмиссией ETG5. По сравнению с «механикой» у роботизированной версии быстрее изнашивается сцепление, как правило, срок его службы не превышает 60 000–70 000 км.
Версия с 4-цилиндровым бензиновым мотором и «автоматом» – идеальный выбор для жителей больших мегаполисов. Да, автомобиль не столь интересен в управлении, как версии с «механикой», не столь экономичен, но в городе с небольшими пробегами эти недостатки не имеют большого значения, здесь главное – комфорт. 4-ступенчатая автоматическая коробка передач AT8 не отличается высокой надежностью. У нее нет отдельного радиатора, и в сложных условиях она перегревается, что вызывает повышенный износ фрикционов, также у нее ненадежный гидроблок. В то же время это одна из самых простых по конструкции автоматических коробок передач, и ее ремонт стоит недорого. Для профилактики, чтобы коробка передач служила дольше, желательно обновлять масло через каждые 30 000–40 000 км.
Большую часть Peugeot 301, представленных на вторичном рынке, составляют модификации с 1,6-литровым 4-цилиндровым двигателем и механической коробкой передач. Это надежный силовой агрегат, который служит не менее 300 000 км.
Почти не встречаются на вторичном рынке автомобили с дизелем, таких у нас продали совсем немного, хотя это один из самых удачных вариантов при покупке.
Помимо достоинств, как и у любого автомобиля, у Peugeot 301 есть и недостатки. Пожалуй, самый главный – сэкономили на безопасности пассажиров на заднем сиденье, там отсутствуют подголовники, есть только их имитация в виде мягких валиков. Также отсутствует регулировка рулевой колонки в продольном направлении. Багажник большой, но значительную часть его объема занимают не очень удачные по конструкции петли. Дорожный просвет такой же, как у большинства одноклассников, но для России хотелось бы чуть побольше. Одним словом, по проходимости до Peugeot 408 с его кроссоверным дорожным просветом ему далеко.
Тем не менее на фоне конкурентов Peugeot 301 смотрится очень привлекательно. Он превосходит всех их по управляемости, сказываются спортивные гены Peugeot. Версия с 3-цилиндровым мотором самая экономичная в классе, а c 4-цилиндровым двигателем и механической трансмиссией – самая динамичная, до 100 км/ч она разгоняется за 9,4 секунды. Помимо качественной сборки, у Peugeot 301 европейский подход к безопасности – автомобили в топовой комплектации Allure оснащались системой стабилизации ESP, в то время как у основных конкурентов она предлагалась только в качестве опции и только в дорогих комплектациях.
В свое время из-за европейского происхождения Peugeot 301 был на 50–70 тысяч рублей дороже своих конкурентов, однако на вторичном рынке французские автомобили быстрее теряют стоимость. Наиболее распространены автомобили с 1,6-литровым бензиновым двигателем и механической коробкой передач (около 80% от общего количества). Почти все машины 2013 года выпуска – стоимость в зависимости от пробега и состояния от 400 до 500 тысяч рублей. Реже встречаются автомобили 2014 года выпуска, они дороже примерно на 50 000 рублей. Дизельные машины – большая редкость. Дело в том, что они новые были сопоставимы по стоимости с дизельными Peugeot 408. Довольно часто встречаются автомобили с 1,2-литровым двигателем стоимостью от 300 до 400 тысяч рублей, при условии, если пробег не превышает 100 тысяч км, это очень выгодный вариант для покупки. Примерно такой же разброс цен и на автомобили Citroen C-Elysee, только дизельная версия у нас не продавалась.