На борьбу с контрафактом

На борьбу с контрафактом

16.05.2014 - 16:23
Приблизительное время чтения: 16 минут. Интересно, но нет времени читать?

Ужасающее положение

Эксперты «ЧEТРА – Промышленные машины» отмечают, что российский рынок запасных частей для автомобильного и специального транспорта характеризуется наличием огромного количества контрафактной продукции. Точные сведения по этому вопросу отсутствуют, но Россия по объему производства контрафактной продукции входит в пятерку крупнейших в мире рынков подделок комплектующих. Контрафакт не только выпускают на территории страны, но и ввозят к нам из-за границы, в основном из Китая.

 Процент контрафакта различен по разным областям, особенно он велик на рынке запасных частей для легковых и коммерческих автомобилей российских производителей, где доля фальсифицированной продукции, выпускаемой неизвестным и несертифицированным производителем, достигает 60%. Относительно запасных частей к технике «ЧЕТРА» предложения фальсифицированных запасных частей составляют до 30% рынка.

Представители OSRAM соглашаются с коллегами. Они объясняют: российский рынок автомобильных запасных частей достаточно сильно развит и является одним из самых крупных в Европе. То есть на запасные части существует достаточно большой и стабильный спрос. Естественно, этот спрос удовлетворяет большое количество производителей. Среди них есть как именитые, продукция которых традиционно пользуется большой популярностью, так и неизвестные, пытающиеся завоевать место под солнцем. А, как известно, популярные бренды весьма привлекательны для производителей контрафактной продукции. То же самое можно сказать и про автомобильные лампы. OSRAM, к сожалению, не избежал этой участи. Представители компании оценивают долю контрафакта своей продукции около 10%. Чаще подделывают галогенные лампы, реже – ксенон, светодиодную продукцию пока подделать невозможно. Контрафакт чаще можно встретить на больших рынках автозапчастей и на площадках некоторых интернет-магазинов.

Валерий Половинкин, профессор, референт генерального директора Крыловского ГНЦ, отмечает, что проблема контрафакта не является сугубо российской. Она приобрела межгосударственный масштаб, все ведущие страны мира ощутили негативное влияние этой проблемы. Например, 67% производств страдают от фальсифицированных изделий, потребляемых ими в той или иной степени. Более 80% изделий включают в свой состав фальсифицированные компоненты.

Валерий Половинкин приводит такие интересные и пугающие цифры: из 62 тыс. проверенных деталей в сегменте авиационных технологий 12,5 тыс. были контрафактными, они обнаружились в том числе и в авиакомпании «Россия» на «борту №1» – лайнере президента – среди компонентов двигателя, механизмов управления и т.д.

контрафакт

Физически невозможно привести истинные данные по объемам контрафакта, поскольку, как любой теневой сегмент экономики, он не может быть точно подсчитан и статистически проанализирован. Однако, по экспертным оценкам, сегодня присутствует в станкостроении до 17% контрафакта, медницкой отрасли – до 50%, алкогольной продукции – от 50 до 70%, легкой промышленности (особенно обуви) – до 80%, автомобильных компонентах, аксессуарах и технических жидкостях – от 50 до 70%. То есть на сегодняшний день наша отрасль по уровню проникновения подделок вышла в число лидеров.

Валерий Половинкин:

– Традиционно считается, что поставщиками контрафактной продукции в первую очередь являются азиатские страны. Россия в этом положении занимает особое место – мы не только потребляем контрафактную продукцию, но мы ее сами и производим. Чему способствует крайне непрозрачная, запутанная схема поставок от производителя конечному потребителю – сегодня до 70% продукции по различным отраслям поставляется через двойные фирмы-поставщики.

Эксперты «ЧEТРА – Промышленные машины» говорят о том, что причин засилья контрафакта на российском рынке запасных частей несколько. Это и слабая законодательная база, и отсутствие действенных рычагов контроля рынка запасных частей со стороны исполнительных органов. Наконец, это низкая культура потребления, ориентированная только на низкую цену. Особую роль в этом направлении играет развитие тендерной системы закупок, которая ориентирована в основном на снижение стоимости закупок при отсутствии четких требований по качеству. Для того чтобы закупать запчасти по качеству, соответствующему комплектующим завода-производителя, необходимо писать подробные, технически сложные задания на закупку.

Но вот мы и подошли к самому главному, принципиально важному вопросу в контексте рассматриваемой темы – методам и способам борьбы с контрафактом. 

Предупрежден – значит вооружен

Большинство участников отрасли совершенно справедливо считают, что эффективная борьба с фальсифицированными запчастями возможна только при согласованных действиях трех сторон: государства, производителей и владельцев техники. Первые должны четко регламентировать порядок продажи запасных частей, осуществлять контроль над ввозом деталей из-за рубежа и пресекать подпольную деятельность «серых» производителей в РФ. Сами производители должны вести активную политику по обеспечению доступности запасных частей для потребителей, обеспечению их всей необходимой информацией, стимулировать развитие законопослушной сбытовой сети. А покупатели должны развивать культуру эксплуатации техники, обеспечивающую ее долгосрочную, надежную и безопасную работу. Кроме того, покупатели должны выстраивать свою систему закупок: подготовка жестких технических заданий, организация входного контроля.

 Валерий Шабашов, пресс-секретарь «ЧEТРА – Промышленные машины»:

– Конечно, необходима консолидированная политика машиностроителей в защите своей продукции, а в конечном счете и ее потребителей от последствий применения фальсификата. В этом могли бы помочь различные отраслевые союзы и некоммерческие партнерства. Они могли бы активно заняться разработками технических регламентов, изменений в законодательство.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в компании OSRAM. Так, OSRAM недавно стала членом Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). Среди множества направлений работы АДАК можно выделить те, которые направлены на борьбу с так называемым серым импортом и подделками. Работа ведется в поле существующего законодательства, но коллегиально, тем самым увеличивая ее эффективность и степень влияния на рынок. Также OSRAM, один из лидеров рынка всевозможных источников света, не только автомобильных, является членом ассоциации LightingEurope, пришедшей на смену ELC. Эта организация также имеет множество инструментов, среди которых есть и борьба с контрафактом, но уже на глобальном уровне.

Представители OSRAM в свою очередь указывают на то, что борьба с незаконными действиями – это одна из функций государства, а производство и оборот контрафакта на рынке являются правонарушением. Легализация любого рынка привносит дополнительные доходы в казну за счет налоговых поступлений. Следовательно, государство должно быть заинтересовано навести порядок на своем же рынке. Но эффективность его работы в этом направлении не всегда так высока, как бы хотелось участникам рынка, которые могут ему оказывать здесь свою помощь. Тут существует несколько способов. В частности, OSRAM зарегистрировал все свои торговые марки в реестре объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы РФ. Это позволило компании контролировать все грузы, проходящие таможенную очистку или уже прошедшие и попавшие в гражданский оборот, использующие зарегистрированные компанией торговые знаки. Это относится не только к знаку OSRAM, но и ко многим другим. Так, например, торговая марка NIGHT BREAKER, бестселлер среди автомобильных ламп с увеличенной яркостью, также является зарегистрированной в нашей стране. Это позволило убрать с полок одного из крупных российских продуктовых ретейлеров китайские светодиодные лампы сомнительного качества, производитель которых наносил на упаковку надпись NIGHT BREAKER, используя популярность и зарекомендовавшие себя качество и эффективность оригинальной продукции OSRAM. Другим примером совместной борьбы государства и компании OSRAM с нелегальными действиями является предоставление в ФТС РФ заверенного Торгово-промышленной палатой прайс-листа OSRAM. Таким образом можно предотвратить попытки занижения таможенной стоимости ввозимой на территорию РФ продукции OSRAM. То есть фирма старается использовать все возможные действия, направленные на защиту торговой марки и борьбу с контрафактом, так, чтобы заинтересованность ее партнеров в продукции OSRAM только росла, а потребитель мог быть всегда уверен в том, что он приобретает качественную, оригинальную продукцию.

Определение источника, из которого поступают контрафактные изделия, по мнению представителей компании MAHLE, является одним из важнейших инструментов в борьбе против подделывания торговых марок и изделий. Знание того, какие крупные дилеры или производители поставляют на рынок или намерены поставлять изделия, которые нарушают патентные права или права на торговые марки, позволяет положить конец деятельности производителей и продавцов контрафактной продукции и защитить, таким образом, рынок, а тем самым и торговые предприятия, мастерские и водителей от поддельных торговых марок и продукции.

Чтобы не допустить контрафактные изделия на рынок, компания MAHLE также имеет возможность обратиться в таможенные органы и попросить задержать подозрительные изделия на границе, воспользовавшись процедурой конфискации на границе. Таким образом можно конфисковать и уничтожить, прежде всего, контрафактные товары, поступающие из заокеанских стран.

Действительно, для защиты от контрафакта добросовестные производители разрабатывают и регистрируют торговые марки и элементы фирменного стиля, создают фирменную упаковку, маркируют детали, нанося отличительные черты бренда, идентификационные номера, голограммы, различные метки. Производители комплектующих стали больше внимания уделять разработкам сайтов, где пользователей информируют об отличиях оригинальных запчастей от поддельных, обеспечивают техническое сопровождение.

Все эти методы применяет и «ЧEТРА – Промышленные машины». Кроме того, надежным партнером для продвижения оригинальных запасных частей является сбытовая и сервисная сеть бренда «ЧЕТРА». Дилеры обеспечивают комплексный подход по всему жизненному циклу продукции: продажа техники, запчастей, сервисное обслуживание. Они заинтересованы в долгосрочной работе на рынке, поэтому в качестве продукции, поставляемой этими компаниями, можно не сомневаться.

контрафакт_2

Большинство граждан нашей страны хотят работать в нормальных условиях и получать «белую» зарплату. Фальсифицированные запчасти по заниженным ценам – это бизнес на грани мошенничества, в т.ч. и с вопросами условий труда, выплаты заработной платы, налогов в государственную казну, иначе невозможно держать цены на 20–30% ниже среднерыночных. Государство требует от предпринимателей соблюдения законов, нормативов и регламентов, что позволяет обеспечивать развитие современной промышленности, цивилизованных условий труда, необходимую налоговую базу.

В ответ оно должно защищать и поддерживать предприятия, обеспечивающие высокое качество, развитие производственных мощностей и технологий. Контрафакт невыгоден государству, а чем сильнее государство, тем меньше контрафактной и фальсифицированной продукции.

 Необходимо разработать систему сертификации ответственных узлов и механизмов, связанную с безопасностью и надежностью эксплуатации техники. Законодательство по защите интеллектуальной деятельности необходимо распространить не только на название производителя, но и на буквенно-цифровую кодировку изделий, которая относится к конкретной детали конкретного предприятия, что не позволит предлагать «аналоги», имитирующие оригинальные изделия, вводящие потребителя в заблуждение о месте производства, качестве товара.

Фирменная защита

На вопросе оформления и упаковки продукции стоит остановиться отдельно и более подробно. Различные фирмы по-разному защищают свою продукцию и добились в этом неплохих результатов.

Валерий Половинкин:

– Многие фирмы для идентификации своей настоящей продукции привлекают нанотехнологии. Мы в свое время ставили радиоактивные метки, и любой потребитель всегда мог проверить по излучению радиоизотопов, имеет он дело с оригиналом или с контрафактом. Но сегодня уже фактически любая подставная контора может воспроизвести практически любую метку (в том числе голограммы и проч.), поэтому выяснить, где оригинал, а где подделка, становится очень сложно.

контрафакт_3

Понимая это, производители автокомпонентов внедряют более эффективные механизмы защиты. Один из них – присвоение продукции уникальных серийных номеров, по которым можно отследить деталь. Так, OSRAM может отследить ксеноновые лампы D1/D3/D8 и лампы для кинопроекторов. Другой путь – снабжать рынок информацией о том, как можно отличить подделку от оригинала. OSRAM имеет целую программу, по которой его клиенты, обнаруживая возможную подделку, оценивают ее, используя справочные материалы компании, и, если подозрения оказываются небеспочвенными, сигнализируют об этом представительству. Специалисты компании, получая такие запросы, проверяют их и, если они подтверждаются, запускают определенный процесс, по которому в итоге происходит конфискация контрафактной продукции, виновники наказываются и компенсируют коммерческие потери.

Каждая деталь для двигателей MAHLE Original имеет свою новую, создаваемую компьютером идентификацию – буквенно-цифровой код MAPP («Производители против пиратской продукции»). Специальный метод кодирования предотвращает подделывание действующих кодов. Код MAPP состоит из двух строк: первая строка одинакова на всех этикетках по всему миру, это своеобразный идентификатор компании MAHLE Aftermarket (GTIN – международный код маркировки и учета). Вторая строка содержит уникальный случайный код, поэтому она разная на каждой этикетке.

контрафакт_4

Наряду с онлайн-верификацией подлинность кода MAPP можно проверить на месте, без подключения к Интернету, путем считывания данных на наклейке VeoMark, защитном ярлыке размером 5x12 мм. VeoMark предоставляет дополнительные признаки для защиты от подделки.

С помощью комбинации кода MAPP и наклейки VeoMark достигается максимальный уровень защиты от подделки, поскольку сериализацию (сочетание между данными кода MAPP и наклейки VeoMark) невозможно подделать в отличие от традиционных технологий, например голограмм.

Для того чтобы проверить код MAPP в режиме онлайн, надо отсканировать матричный штрихкод 2D (код MAPP) с помощью сканера штрихкода 2D. Альтернативный вариант – обе строки кода MAPP, то есть код GTIN и случайный код, ввести вручную в заданные поля (включая скобки, но без пропусков или перехода на новую строку).

Результат проверки данных появляется в течение нескольких секунд: зеленый цвет будет свидетельствовать о том, что проверка проведена успешно. Это действительный код оригинальной запасной части MAHLE. Желтый – предупреждение. Значит, максимальное число проверок для этого кода превышено. Нужно обратиться к дистрибьютору продукции MAHLE, если у потребителя есть сомнения относительно подлинности приобретенного изделия. Имеет смысл дополнительно также проверить защиту VeoMark на этикетке.

контрафакт_5

Ну а красный цвет говорит об ошибке. То есть введенный код не соответствует требуемому формату.

Предусмотрен вариант мгновенной верификации. Нужно сравнить цифры случайного кода с данными на наклейке VeoMark:

  • Совпадают ли последние шесть цифр с серийным номером на VeoMark?
  • Совпадают ли последние две цифры с кодом LensCode?

Этот код можно увидеть, если на наклейку наложить и повернуть соответствующим образом прилагаемый специальный фильтр. Должны присутствовать:

  • звезда HDI (изображение высокого разрешения) для защиты от копирования;
  • переливающийся цветами радуги логотип MAHLE (наилучшая видимость достигается, если держать VeoMark против источника прямого искусственного света);
  • LensCode (последние две цифры случайного кода) – виден с помощью специального фильтра;
  • серийный номер (черный, контуры переливаются цветами радуги) – соответствует последним шести цифрам случайного кода.

контрафакт_6

Эксперты MAHLE констатируют: подделка автомобильных комплектующих – не детский проступок, а реальная опасность. Подделка наносит вред не только репутации оригинального производителя, но и двигателю, в который она была установлена, и всем, кто был связан с монтажом и демонтажем детали. Кстати, подделку распознать очень трудно – внешне она практически не отличается от оригинала. Поэтому эксперты компании изучили внутреннее устройство двух особенно грубых подделок.

Один из продавцов автозапчастей MAHLE прислал подозрительный фильтр ОС 257 на проверку. Простое испытание на твердость царапаньем напечатанных надписей показало: краска легко счищается ногтем.  Вскрыв фильтр, специалисты компании увидели, что на фланце поддельного фильтра отсутствует второе ребро жесткости, в результате чего он не сможет выполнять свою функцию уплотнения. В оригинальной детали оно служит для придания дополнительной механической прочности фланцу и предотвращения его деформации при нагрузке. К тому же фильтрующий элемент подделки на 10 мм короче, чем у оригинала. В результате фильтрующая поверхность уменьшается на 9%, что снижает качество фильтрования. Также вместо 80 складок у поддельного фильтрующего элемента их 60! За счет этого фильтрующая поверхность уменьшается еще на 25%. Это означает в сумме 34%, т.е. на 34% меньше удерживается загрязняющих веществ, на 34% меньше срок эксплуатации.

Форма складок поддельного фильтрующего элемента также отличается: фильтровальная бумага уложена очень плотными складками, что, однако, не приводит к образованию «блоков». В подделке, напротив, расстояние между складками намного больше. Кроме того, на некоторых участках звезда не проклеена с фланцем, что может привести к ужасным последствиям: нефильтрованное масло попадет прямо с «грязной» стороны фильтра на «чистую».

контрафакт_7

Особенную трудность представляет уплотнение между «чистой» и «грязной» сторонами фильтра в области обратного запорного клапана. В фильтрах MAHLE и Knecht фильтрующий элемент отличается чистотой обработки кромки, которая в сочетании с прецизионной фасонной деталью из резины, являющейся обратным запорным клапаном, обеспечивает идеальное уплотнение. У подделки сразу была заметна острая растрескавшаяся кромка листового металла, по краю которой масло, минуя фильтр, попадет с «грязной» стороны на «чистую».

Окончательно доказывает непригодность фальшивого масляного фильтра байпасный клапан. Эта важная деталь гарантирует обеспечение маслом двигателя при любых условиях, даже при тяжелом пуске или при очень низкой внешней температуре, когда масло становится вязким. В фальшивых фильтрах клапан абсолютно не выполняет свою функцию: натяжение пружины настолько мало, что клапан даже в нормальных условиях длительное время может оставаться открытым, в результате чего нефильтрованное масло постоянно попадает в двигатель. Это означает, что поддельный фильтр не выполняет свою функцию, что рано или поздно приведет к нарушению работы двигателя.

контрафакт_8

Фильтр KL 72 – наиболее грубая подделка, попавшая на рынок автозапчастей. Открыв упаковку, которая явно скопирована со старой упаковки Knecht, сразу становится ясно, что внутри подделка: обычно топливный фильтр изготовляется из алюминия, в то время как дешевая подделка сделана из пластика. Кроме того, название «топливный фильтр» было написано с орфографическими ошибками.

Фильтрующий элемент на первый взгляд ничем не отличался от оригинала, однако при ближайшем рассмотрении выяснился серьезный дефект: необработанная острая кромка совершенно недопустима в области уплотнения между «грязной» и «чистой» сторонами фильтра. Также разница в размерах между диаметром фильтрующего элемента и сопряженной деталью настолько велика, что о герметичности здесь говорить не приходится: нефильтрованное топливо беспрепятственно перетекает с «грязной» стороны на «чистую».

Представители «ЧEТРА – Промышленные машины» говорят о самом надежном способе защиты от подделок: гарантия приобретения оригинальных запасных частей – обращение к официальным дилерам или непосредственно в отдел продаж запчастей «ЧЕТРА-ПМ». Никакие другие компании с названиями, похожими на название завода-производителя, не являются ни дилерами, ни дистрибьюторами техники и запасных частей ЧЕТРА. Информацию об оригинальных запасных частях можно получить по телефону и электронной почте.

Также необходимо обращать внимание на следующие ключевые моменты:

– на изделии или групповой упаковке должна быть самоклеящаяся этикетка, отражающая конкретные характеристики товара и дату упаковки;

– оригинальные запчасти ЧЕТРА имеют сертификат качества – упаковочный лист изделия, который учитывается в информационной системе завода-производителя и заверяется штампом ОТК. В данном сертификате отражены полная номенклатура, дата отгрузки, грузополучатель. Для наиболее важных запчастей указан идентификационный номер узла, по которому легко отследить путь данной запчасти от завода-изготовителя до потребителя.

контрафакт_9

«ЧЕТРА-ПМ» совместно с дилерами и клиентами компании борется против «серых» производителей, регулярно выявляя случаи использования фальсифицированной продукции. Ведь приобретение контрафактной продукции ведет к существенным рискам, связанным со снижением безопасности и работоспособности техники, поскольку в основной своей массе производители контрафактной продукции грубо нарушают техрегламенты и технологии производства компонентов. В частности,  для них характерны использование низколегированных сталей, замена марки материала на низкокачественные аналоги, применение низкокачественных отливок вместо требуемых поковок. У них отсутствует необходимое оборудование для проведения полного цикла термической обработки заготовок. На полуподпольных производствах невозможно достичь требуемого уровня  качества заготовок и обработки деталей. Операции цементации, карбонитрирования и азотирования поверхностей узлов и деталей не проводятся, да и многие прочие технологические процессы производства не выполняются. К тому же отсутствует возможность производства многих деталей (корпуса, шестерни, валы).

Основная часть запасных частей к вездеходам ЧЕТРА технологически может производиться только на мощностях «Курганмашзавод», который является одним из ведущих производственных комплексов российского машиностроения, входящих в «Концерн «Тракторные заводы».

Поэтому дешевые запасные части, попадающие на рынок, являются, как правило, восстановленными из бывших в употреблении ходовых систем. Применение таких деталей и узлов, полученных от недобросовестных поставщиков, приведет к ухудшению качества техники в целом, разбалансировке систем и износу смежных узлов и деталей из-за несоблюдения технологии производства. В конечном итоге использование восстановленных запчастей выльется в уменьшение ресурса и преждевременный выход техники из строя. Сложно представить, чем это может обернуться в тех районах, где эксплуатируются вездеходы. Иногда расстояние до ближайшего населенного пункта может превышать 500 км.

Но и в не столь суровых условиях использование контрафактных запчастей не несет в себе ничего хорошего. «Подделка торговых марок» – фраза, звучащая довольно-таки безобидно, почти как «незначительный проступок». Однако последствия и опасности довольно существенны, а ущерб, наносимый контрафактными изделиями, огромен. Автомобильные запчасти важны для функционирования, безопасности движения и сохранения стоимости автомобилей. Если деталь неудовлетворительна с точки зрения качества материалов и изготовления, существует огромная угроза безопасности движения. Так что давайте все вместе, как говорится – всем миром, бороться с контрафактом, пресекая его оборот на рынке. 


Посмотрите похожие материалы: