Перспективный свет

Перспективный свет

03.04.2013 - 15:10
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Светодиоды в качестве источника света появились в автомобилях сравнительно недавно, однако уже можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что они уверенно теснят привычные, массовые лампы накаливания, галогенные и ксеноновые лампы. Причем конкуренцию составляют на всех фронтах: и в головной оптике, и в фонарях, и в противотуманных фарах, и в устанавливаемых на крыше прожекторах. А ведь совсем недавно сверхяркие светодиоды были достаточно дороги в производстве, и доступность их для массового, поточного выпуска была под большим вопросом. Его, справедливости ради отметим, полностью не сняли и сегодня. Именно этим объясняется тот факт, что одна и та же модель светотехники, например, фонарей, может выполняться с различными источниками света: лампами накаливания и светодиодными лампами. При этом внешне отличить, какие источники света установлены в патроны, невозможно без «зажигания» огней, а зачастую из-за особенностей материалов, из которых изготовлены покровные стекла, разницу в источниках света с первого приближения уловить и вовсе не представляется возможным. Заметим, что уважающие себя производители светотехники производят оптику, которая предназначена или, правильнее будет сказать, ориентирована на использование строго (!) определенного типа ламп. То есть, в фонарь или фару, в которой была установлена лампа накаливания или галогенная лампа, нельзя вставить источник света, собранный из светодиодов. Хотя чисто технически это зачастую можно осуществить. Напомним, что подобная проблема – замены одних источников света на другие – уже рассматривалась в журнале, когда речь шла о лампах галогенных и ксенонового света.

В линзованной оптике фар головного света светодиодные лампы прописа- лись позже, чем в фонарях. Однако именно в направлении модернизации головной оптики ведут работу большинство лидеров данной отрасли. По- этому однозначно можно утверждать – будущее за светодиодами.
В линзованной оптике фар головного света светодиодные лампы прописались позже, чем в фонарях. Однако именно в направлении модерни-зации головной оптики ведут работу большинство лидеров данной отрасли. Поэтому однозначно можно утверждать – будущее за светодиодами.
Для прожекторов, устанавливаемых на внедорожниках, лучшего источ- ника света, чем сверхяркие светодиоды не найти. Самое приятное это то, что даже езда по пересеченной местности не может стряхнуть спираль светодиодной лампы, так как этого элемента в них попросту нет!
Для прожекторов, устанавливаемых на внедорожниках, лучшего источника света, чем сверхяркие светодиоды не найти. Самое приятное это то, что даже езда по пересе-ченной местности не может стряхнуть спираль свето- диодной лампы, так как этого элемента в них попросту нет!

Чтобы выделить свою машину из потока одноклассников, достаточно оснастить ее светодиодными фо- нарями, имеющими оригинальную форму или «рисунок». Однако, за- метим, что, как и любая доработка машины, установка на нее светоди- одной оптики требует одобрения со стороны автопроизводителя.
Чтобы выделить свою машину из потока однолассников, достаточно оснастить ее светодиодными фонарями, имеющими оригинальную  форму или «рисунок». Однако, заметим, что, как и любая доработка
 машины, устаовка на нее светодиодной оптики требует одобрения со стороны автопроизводителя.

Обратите внимание, насколько слож- ную пространственную форму имеет отражатель фар головного света. Если источник свечения будет смещен относительно расчетной точки даже всего на несколько миллиметров, то правильную «картинку» оптика уже не даст. Именно по этой причине катего- рически запрещается самостоятельно менять тип источника света.
Обратите внимание, насколько сложную пространственную форму имеет отражатель фар головного света. Если источник свечения будет смещен относительно расчетной точки даже всего на несколько милли-метров, то правильную «картинку» оптика уже не даст. Именно по этой причине категориески запрещается самостоятельно
менять тип источника света.
Как ни странно, в большинстве случаев альтернативная оптика, даже светодиодная (!), может оказаться значительно дешевле оригинальной продукции. Это качество давно знакомо любителям тюнинга автомоби- лей. Однако, помните, что оптика должна быть не только красивой, но и функциональной.
Как ни странно, в большинстве случаев альтернативная оптика, даже светодиодная (!), может оказаться значительно дешевле оригинальной продукции. Это качество давно знакомо любителям тюнинга автомобилей. Однако, помните, что оптика должна быть не только красивой, но и функциональной.
Светодиодные лампы могут быть внедрены не только в головную оптику или фонари, но и в противотуманные фары. Однако последние должны быть конструктивно рассчитаны на установку в них данных источников света.
Светодиодные лампы могут быть внедрены не только в головную оптику или фонари, но и в противотуманные фары. Однако последние должны быть конструктивно рассчитаны на установку в них данных источников света.
Для увеличения светового потока производители светодиодных ламп ча- сто собирают их из большого числа элементов. При этом стандарт цоколя может быть практически любым: какой заказчик потребует, с таким про- мышленник и изготовит.
Для увеличения светового потока производители светодиодных ламп часто собирают их из большого числа элементов. При этом стандарт цоколя может быть практически любым: какой заказчик потребует, с таким промышленник и изготовит.
Даже в фонарях должны быть установлены лампы строго определенного стан- дарта, так как данная светотехника имеет свои отражатели в каждой секции, и от читаемости подаваемых ею сигналов зависит безопасность маневров. Не- обдуманно менять лампы накаливания на светодиодные в фонарях нельзя.
Даже в фонарях должны быть установлены лампы строго определенного стандарта, так как данная светотехника имеет свои отражатели в каждой секции, и от читаемости подаваемых ею сигналов зависит безопасность маневров. Необдуманно менять лампы накаливания на светодиодные в фонарях нельзя.

Итак, светодиодные технологии сегодня можно внедрить в практически любую автомобильную светотехнику. Причем в современных автомобилях появились уже и «би» системы, совмещающие в одном оптическом модуле ближний и дальний свет. Само собой разумеется, данные технологии относительно тех, что сегодня стоят на большинстве сборочных конвейеров, достаточно дороги, и поэтому для их экспансии требуется некоторое время. Как показала практика, это дело нескольких лет, поэтому ждать осталось относительно не долго. Чтобы осознать разрыв, приведем всего лишь одну цифру. Стоимость модуля, включающего ближний и дальний свет, собранного по светодиодной технологии, составляет примерно 500 евро (!), в то время, как цена аналогов, собранных с применением галогенных или ламп ксенонового света, обойдется в полтора-два раза дешевле. Такая значительная для поточного (!) производства разница в стоимости компонентов еще долго будет являться тормозом к проникновению светодиодных технологий на конвейер. Разумеется, речь идет о линзованной оптике. Причем конструктивная реализация идеи внедрения светодиодов в «би»-модуль весьма интересна. Так, в ней присутствует не одна, а две матрицы со светодиодами, каждая из которых отвечает за ближний и дальний свет соответственно. Причем в отличие от первых конструкций, имевших большое количество источников света (читай светодиодов), в современных матрицах их количество минимально. Так, у одного из лидеров в производстве светотехники всего три светодиода! Этого количества, как показала практика, вполне достаточно для того, чтобы создать необходимое светораспределение и сформировать потоки (картинку). Светодиоды располагаются в модуле в строго определенном месте, которое определяет конструкция отражателя. Светодиоды собираются на небольших «планках» длиной не более пяти-семи сантиметров в длину. Само собой разумеется, характеристики светодиодной оптики напрямую зависят и от технических данных самих ламп. Поэтому происхождение источников света крайне важно. Весьма не плохие результаты демонстрируют светодиоды компании Osram. Их применяет ряд лидирующих производителей светотехники. О качестве продукции говорит тот факт, что для формирования пучка дальнего света достаточно трех светодиодов производства выше упомянутой компании.

Скептики могут возразить, мол, по светосиле диоды могут уступать галогенной или ксеноновой лампам, однако учитывая данный факт, конструкторы используют технологию отраженного света, что уравнивает шансы источников свечения. При этом не стоит забывать, что по параметру – срок службы, по крайней мере, заявляемому производителями светодиодной светотехники, равных им нет. Жизненный цикл лампы составляет от семи до десяти лет! Согласитесь, что столько времени автомобиль не находится в эксплуатации у одного владельца, а сменит, как минимум, двоих собственников. Заметим, что речь не идет о дешевых фонарях и фарах, которые приходят к нам вагонами из Китая. Цифры мы приводим исключительно по светотехнике, собранной в Европе или под контролем европейских специалистов, представляющих известные бренды. В, скажем так, «иной» продукции для ее удешевления используются «бытовые», а не «автомобильные» светодиоды. И в этом есть большая разница, которую, увы, порой не замечают или не желают замечать компании, торгующие светотехникой.

Однако просто применить современные, качественные, сверхяркие светодиоды – это полдела. Ими еще необходимо правильно управлять и, в частности, обеспечить грамотное терморегулирование. Так, нормальная (!) рабочая температура светодиода составляет 120 градусов. Если ее повысить всего на каких-то 10 °C, то срок службы элемента сокращается вдвое! А ведь речь идет о превышении температуры всего на 14 %. Согласитесь, «дельта» совсем незначительная, тем более, если автомобиль работает в жарком климате. Так вот, чтобы обеспечить требуемую рабочую температуру, необходимо использовать различные системы ее поддерживающие. Самые простые – пассивные представляют собой радиаторы, имеющие строго рассчитанную площадь теплообмена (теплоотдачи). Изготавливаются они из определенных сплавов, обладающих хорошими показателями теплоотдачи, и имеют ребра. Система активного регулирования значительно более «тонкая», сложная и дорогая. Она представляет собой специальный температурный датчик – термопару, который фиксирует любые колебания (повышение) температуры. Управляющая электроника отслеживает скачки и автоматически корректирует ток и напряжение в питающей светодиод сети. Заметим, что данная система регулирования никоим образом не оказывает негативного влияния на параметры освещения. Из существенных преимуществ активной системы терморегулирования можно указать на его точность. То есть температура светодиода будет оставаться в требуемых рамках при любых условиях работы светотехники. При этом, как мы уже упомянули выше, сохранится и расчетный ресурс лампы, который был заявлен ее производителем. Заметим, что поскольку светодиодная оптика сравнительно недавно пошла на рынок, то проверить на практике, какой срок службы у ее ламп, не представляется возможным. Кстати, ряд экспертов то ли перестраховываясь, то ли приоткрывая завесу над реальностью, отводит срок службы фонарям в районе пяти-шести лет. То есть относительно озвученных ранее десяти – сокращение уже в два раза.

Кстати, а как светодиоды реагируют на, скажем так, не совсем благополучные дорожные условия? Ведь не секрет, что большая доля ламп накаливания, применяемых в автомобилях, гибнет именно из-за того, что их спирали банальным образом стряхиваются с электродов. Дело в том, что благодаря своему устройству светодиод практически не чувствителен к вибрациям, а значит, повредить его или сократить срок его службы ездой по разбитым дорогам фактически невозможно. Иное дело, если оптика в результате ее разгерметизации, которая может произойти по причине образования трещин в корпусе, в местах крепления покровного стекла или самом покровном стекле, не обеспечивает защиту светодиодов от влаги. В этом случае не исключено короткое замыкание и перегорание элементов.

Сегодня на прилавках магазинов автозапчастей большое количество самых разнообразных светодиодных ламп, со всеми востребованными в автомобилестроении стандартами цоколей. Действительно ли они являются более качественной и надежной альтернативой привычным лампам накаливания и «галогенкам»? Прямого ответа на данный вопрос вы не получите ни от одного специалиста, так как любая светотехника проектируется под строго определенный тип ламп. Именно он задает то, какой формы, из каких материалов, по какой технологии будет изготавливаться отражатель, линза и каким будет покровное стекло. Судите сами. Точкой отсчета для оптики, в которой применяется галогенная лампа, является ее спираль, точнее место ее пространственного расположения и, само собой разумеется, площадь свечения. Если вместо нее установить лампочку с одним мощным светодиодом, которые приходят к нам на рынок из США, либо лампочки в виде кукурузного початка, где светодиоды в буквальном смысле слова облепили центральный стержень, то попадания в фокус уже не произойдет. Это привет к тому, что свет будет отражаться в фаре под самыми непредсказуемыми углами, только, увы, не под теми, которые нужны. С такими «модернизированными» фонарями и фарами можно ездить разве что по хорошо освещенным улицам, но никак не на темных, загородных шоссе и трассах. Заметим, что и в качестве дневного ходового огня данную оптику использовать было бы неправильно, так как у него направление света ориентировано вперед, а не в разные стороны. Только при правильной ориентации светового потока достигается эффект, при котором машина заметна на дороге. Увы, это понимают не многие. Про такие понятия, как светораспределение и светотеневая граница и вовсе молчим.

И, наконец, последнее. В большинстве современных автомобилей имеет место быть система самодиагностики и, в том числе, система проверки исправности ламп накаливания, которая оценивает работоспособность лампы по ее сопротивлению. Если спираль сгорела, то сопротивление будет стремиться к бесконечности – проводника-то нет, что и зафиксирует компьютер. Также он выдаст ошибку, когда увидит, что светодиодная лампа, установленная в штатное место галогенной, обладает малым сопротивлением (потребляет меньше мощности). Конечно, из данной ситуации можно легко выйти, создав дополнительную нагрузку, установив резистор. Но это еще большая самодеятельность. Кстати, одна из причин, по которой в автомобили внедряют светодиодные лампы, является как раз такая – уменьшение энергопотребления, а устанавливая резистор, мы это ценное преимущество просто теряем. Другая проблема кроется в несовместимости ряда компонентов электрооборудования с экономными лампами. Так, реле поворотников, работая на светодиодную лампу, может начать генерировать пульсации с удвоенной частотой. Пройдете ли вы честно с такой «мигалкой» Государственный технический осмотр? Большой вопрос! Да и непонятное мерцание поворотника может легко сбить с толку участников движения и спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.                                     

 


Посмотрите похожие материалы: