Амортизаторы трудно отнести к расходным материалам. Хотя специалисты и рекомендуют менять их при первых признаках потери эффективности, поскольку с их исправностью напрямую связана безопасная эксплуатация машины. Но на практике, как правило, их замена происходит уже при изрядных пробегах автомобиля.
Петр Мосальский, генеральный директор «Автодром»:
– Амортизаторы, которые устанавливают на заводе производители, что на иномарки, что на машины отечественных марок, достаточно надежны и, как правило, уж километров 50–60 тысяч выходят без проблем. В среднем же, я бы сказал, вопрос о замене амортизаторов встает обычно где-то при полутора сотнях тысяч пробега.
Именно поэтому на рынке широко распространены неоригинальные амортизаторы, которые предпочитают устанавливать владельцы подержанных автомобилей.
Петр Мосальский:
– Мы предлагаем своим клиентам разные амортизаторы, в том числе и оригинальные. Но оригинальные не пользуются большим спросом. Зачем? Когда стоят они немерено, а вместо них всегда можно выбрать интересное неоригинальное предложение.
Тем более что зачастую автовладельцам оказывается недостаточно просто заменить амортизатор. Они начинают думать о том, чтобы заодно еще и усовершенствовать автомобиль.
Петр Мосальский:
– Практика замены родных амортизаторов на тюнинговые широко распространена.
Многие автолюбители, когда речь заходит о замене амортизаторов, интересуются, а нельзя ли установить тюнинговый комплект: или газовые, или спортивные, или какие-то еще. Особенно если речь идет об отечественных автомобилях.
Действительно, замена амортизаторов на «неродные» способна принципиально изменить поведение автомобиля на дороге. Но проблема в том, что совершенно не обязательно изменения пойдут на пользу автомобилю.
Петр Мосальский:
– Просто так ставить первый попавшийся амортизатор, лишь бы только подходил по крепежным местам, ни в коем случае нельзя. Амортизаторы влияют на целый спектр потребительских свойств автомобиля. Эти устройства точно рассчитываются заводом-производителем. Бездумный уход от заводских настроек влечет за собой непредсказуемое поведение автомобиля на дороге.
Поэтому при тюнинге нужно очень внимательно подходить к выбору амортизаторов на замену.
Путей здесь несколько. Самый надежный – использовать амортизаторы ведущих производителей, изготавливающих наряду со стандартными тюнинговые амортизаторы для данной модели автомобиля. В этом случае компания – производитель запчастей будет четко соблюдать все требования производителей автомобиля. И, наделяя свои амортизаторы каким-то дополнительным свойством, сохранит все основные настройки, влияющие на поведение автомобиля на дороге.
Дмитрий Кравченко, специалист по работе с клиентами Pilenga:
– У каждого амортизатора есть оригинальные технические характеристики, рассчитанные заводом. И мы стремимся к тому, чтобы вся наша продукция соответствовала им.
Безусловно, есть понятие «усиленная стойка», которое включает в себя в первую очередь то, что узел будет рассчитан на более длительное использование. Но технические характеристики его остаются теми же, что и предписанные производителем.
Подобного рода тюнинговые комплекты есть в линейках многих ведущих производителей автокомпонентов.
Кристина Маркова, менеджер компании «Автосуп»:
– В принципе, чуть ли не каждая фирма, занимающаяся амортизаторами, разрабатывает определенные линейки продукции, более-менее соответствующие требованиям тюнинга. Koni, Kayaba, Monroe, Sachs – у них у всех есть какие-либо тюнинговые варианты. А некоторые, например Kayaba, производят комплекты для лифтинга внедорожников.
Комплекты таких производителей имеют при всех своих достоинствах два главных недостатка, отпугивающих от них часть покупателей. Во-первых, они довольно-таки дорогие. А во-вторых, многим нужно не соблюдение рекомендаций производителей, а получение яркого эффекта: хочется, чтобы машина стала жестче или мягче, повысились ее грузоподъемность или внедорожные свойства. Ради этого часть клиентов готова закрыть глаза на отход от заводских предписаний. В угоду этой части клиентов многие сервисы идут по другому пути – пути подбора амортизаторов от других автомобилей.
Петр Мосальский:
– В принципе, определенная взаимозаменяемость между амортизаторами от машин разных моделей, а иногда и машин разных марок есть. И опытный мастер вполне может подобрать деталь таким образом, что она встанет на крепежное место либо вовсе без проблем, либо после небольшой переделки. После чего ощущение от езды на автомобиле кардинально изменится – жесткая машина может стать помягче, слишком мягкая – приобретет спортивный характер. Но беда в том, что предугадать заранее поведение автомобиля после такого преобразования очень трудно. Могут быть различные нюансы. Например, машину станет заносить на самых безобидных поворотах, она перестанет держать дорогу и пр. Поэтому мы используем этот способ тюнинга, но только по отношению к отечественным автомобилям, про которые уже все давно известно и подобрать нужный амортизатор, как правило, от той или иной иномарки не составляет труда.
Есть и еще один путь – приобрести тюнинговый набор под ту или иную модель одного из многочисленных no name производителей. Их продукцией сейчас забиты полки магазинов автозапчастей. По цене такие амортизаторы оказываются наиболее дешевыми. По утверждению наших экспертов, на отечественные автомобили такие амортизаторы могут стоить дешевле 500 рублей. Это привлекает клиентов. Однако сервисам все-таки не имеет смысла предлагать им такие детали.
Петр Мосальский:
– Я бы не советовал связываться с такими малоизвестными брендами. Наверняка среди их производителей есть вполне добросовестные компании, делающие качественный товар. Но распознать его среди общей массы сложно. В первую очередь речь идет о многочисленных изделиях китайских кустарей. Да и в нашей стране немало предприятий, которые делают амортизаторы по устаревшим технологиям едва не на коленке. Естественно, их амортизаторы не отличаются высоким качеством. Устанавливать их – себе дороже. Мы одно время пробовали сотрудничать с некоторыми из таких брендов. Сразу же возрастало количество обращений по гарантии.
Причем сказанное относится и к газовым амортизаторам, которые, по устоявшемуся мнению, считаются гораздо лучше обычных масляных собратьев.
Петр Мосальский:
– К вопросу о газовых амортизаторах – нельзя подходить с одинаковой меркой ко всем устройствам этого типа. При прочих равных условиях газовые амортизаторы действительно имеют преимущества в плане обеспечения более качественного сцепления с дорогой, лучшей отработки неровностей и пр. И по надежности они обычно оказываются более надежными, чем амортизаторы масляные. Но это если говорить о качественных газовых амортизаторах. Изделия же сомнительных фирм всеми этими преимуществами могут и не обладать. Поэтому, если выбирать между масляным амортизатором кого-то из ведущих производителей и непонятно кем произведенным газовым амортизатором, я, безусловно, выбрал бы первый.
При этом в случае замены амортизаторов на газовые нужно помнить, что поменять придется сразу все амортизаторы – устанавливать на машине одновременно и газовые, и масляные нельзя. Да и вообще желательно при замене одного амортизатора менять сразу весь комплект по кругу. Кроме того, при замене амортизаторов обязательно меняются все сопряженные с ним детали: пыльники, отбойники, пружины и пр. Поэтому имеет смысл предлагать клиентам на замену не отдельно амортизатор, а амортизаторную стойку в сборе.
Петр Мосальский:
– Предпочтительнее устанавливать всю стойку в сборе. В этом случае можно будет гарантировать полную состыковку всех деталей. Такие стойки предлагают практически все поставщики амортизаторов.
Ну и последний момент – при выборе амортизатора нужно учитывать условия эксплуатации автомобиля.
Петр Мосальский:
– Скажем, если машина будет эксплуатироваться на севере, нужно позаботиться о том, чтобы амортизаторы были рассчитаны для работы на морозе.