Национальные особенности рынка радиаторов систем охлаждения

Национальные особенности рынка радиаторов систем охлаждения

30.11.2017 - 14:24
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Однако в жизни все получилось иначе. Автомобильный радиатор относят почти к расходнику. В магазинах запчастей он занимает почетное место между лампочками, колодками, фильтрами и прочими уважаемыми автомобильной розницей деталями. Огромные производственные мощности, работающие над удовлетворением вторичного спроса, позволяют их владельцам неплохо зарабатывать.

Приходится признать, что укорачивает жизнь этому замечательному узлу наша автомобильная действительность. Подтверждает этот невеселый вывод анализ основных неисправностей, заставляющих радиатор жить недолго. Они эксплуатационные. Главная среди них – образование накипи, отложений, препятствующих нормальному процессу переноса тепла от охлаждающей жидкости, а также коррозия трубок, вплоть до сквозной.

Эта болезнь лечится. Диагноз и предписания в соседней статье про охлаждающую жидкость. Повторяться вряд ли имеет смысл.

Хотя так и остается загадкой, когда все, кто имеет дело с автомобилем, начнут понимать, что не все охлаждающие жидкости одинаковы, по какому критерию их нужно выбирать и как часто менять.

Вторая причина лежит на поверхности в прямом и в переносном смысле. Но к ней привыкли, ее не замечают. Поэтому стоит пояснить подробнее ее влияние на эффективность работы системы охлаждения.

С точки зрения теплофизики радиаторы автомобильной системы охлаждения – это жидкостно-воздушные теплообменники с перекрестным током, используемые для рассеяния тепла в окружающую среду. Теплообмен со средой происходит в два этапа. Сначала охлаждающая жидкость нагревает металл самого радиатора (тепло преодолевает границу жидкость – металл), а затем металл радиатора отдает тепло набегающему воздушному потоку через границу металл – воздух. Скорость этих процессов различна. Передача тепла от охлаждающей жидкости к металлу радиатора происходит в семь раз быстрее, чем от металлических трубок и пластин или лент – воздуху. Значит, основным фактором, ограничивающим эффективность всей системы охлаждения, является теплопередача от металла радиатора в окружающую среду. Любое замедление этого процесса болезненно сказывается на работе системы в целом. Для повышения эффективности теплообмена важнее обеспечить максимальную площадь контакта поверхности нагретого металла радиатора с набегающим потоком воздуха. Это во-первых. А во-вторых, увеличить скорость (объем) воздушного потока, проходящего через радиатор. Это в теории. На практике препятствовать «максимальному контакту поверхности нагретого металла радиатора с набегающим воздухом», катастрофически снижая эффективность теплообмена, нечему, кроме дорожной грязи, пыли, тополиного и прочего одуванчикового пуха. Зимой еще налета противогололедных жидкостей и соли. Пористый слой грязи, появившийся на поверхности охлаждающих трубок, пластин или лент, обладает плохими теплофизическими характеристиками. По закону самой большой подлости эта грязь скапливается именно там, где она может нанести максимально большой вред – перегреть двигатель, который и без того большого запаса прочности от этой напасти не имеет. Процесс передачи тепла от нагретых частей радиатора-теплообменника проходящему через него потоку воздуха – это и есть бутылочное горлышко системы охлаждения. А грязь буквально пытается завязать его в узел.

Поскольку эффективность теплообмена зависит еще и от скорости воздушного потока, а грязь этот поток тоже сократит, то вред от нее возрастает в квадрате. Радиатор системы охлаждения работает нормально только при отсутствии грязи на поверхности радиатора и свободном движении потока воздуха через него.

О пользе личной гигиены автомобиля знают все. Моек у нас много, а то ли там моют?

Статистика говорит и о других, не столь массовых причинах выхода из строя. Например, бачки радиаторов некоторых марок машин не выдерживают совместного воздействия повышенных вибраций от наших дорог и холодного климата. Радиаторы могут выходить из строя, когда в системе создается повышенное давление, не сбрасываемое неисправным клапаном в крышке расширительного бачка.

Поскольку покупать и менять радиаторы приходится довольно часто, то стоит разобраться, что предлагает нам рынок.

По данным Credinform, более 80% российского рынка радиаторов – это радиаторы для легковых автомобилей, 15% – для грузовых и около 4% – для автобусов.

Рынок радиаторов для легковых автомобилей продолжают делить на рынок для российских марок и зарубежных.

С первой частью все относительно просто. Процентов 80 рынка радиаторов для российских легковых автомобилей покрывает продукция одной торговой марки – Luzar. Среди официальных поставщиков тольяттинского конвейера остается Димитровградский завод радиаторов. Для тех, кто хочет получить «качество выше оригинала», представлена продукция Nissens и Fenox. На этом можно поставить точку. Поскольку доля не имеющих собственного производства торговых марок невелика. А те отечественные заводы, которые начинали свою деятельность еще в советское время, не успевают за сменой моделей даже на «АвтоВАЗе» и, чтобы удержаться на рынке, предпочитают уходить в сектор радиаторов для коммерческих автомобилей, специальной и сельскохозяйственной техники. Туда, где конкуренция не столь сильная.

С продукцией для иномарок все сложнее. За период выпуска автомобиля на конвейере поставщика комплектующих могут менять несколько раз. Один из сценариев этого процесса применительно к европейскому автомобилю верхнего и среднего ценового уровня может выглядеть следующим образом. Когда автомобиль только-только встал на конвейер, радиаторы для него могут быть заказаны у производителя самого высокого ранга: Behr Hella Service, Valeo, Denso, Nissens, то есть в основном у тех фирм, которые и занимались разработкой, испытанием и доводкой этого узла. Такие комплектующие принято называть «оригинальными».

Затем, когда пик интереса к автомобилю несколько проходит и считают целесообразным сократить финансирование производства, компоненты автомобиля будут заказаны у изготовителя уровнем пониже. Тем более что производители оригинала «первой волны» к этому времени уже заняты разработкой и производством комплектующих для новой модели. Это тоже «оригинал».

Если на этом этапе интерес рынка к автомобилю еще не пропал и он не снят с производства, то комплектующие для него могут быть заказаны… в Китае.

Китайское производство автокомплектующих также претерпевает значительные изменения. По качеству его сейчас делят на «качество оригинала», среднее качество и полное… не качество. Так вот, стало совершенно обычным делом, когда мировые автопроизводители размещают заказы на комплектующие для все еще выпускающихся машин «не первой свежести» у китайских производителей первого уровня. И это тоже будет «оригинал». Причем на каждом из этих этапов обычно несколько производителей «оригинала». В результате есть автомобильные марки и модели, у которых поставщиков «оригинала» было больше десятка. Выставить их по какому-то ранжиру удается только весьма приблизительно, поскольку для поставок на разные автомобили и локальные сборочные конвейеры они могут меняться местами.

Все эти компании – производители радиаторов хотят заработать еще на вторичном рынке, поставляя в розничную продажу свои «оригиналы» под брендом производителя. Здесь партнеры по первичным поставкам уже конкуренты. Продукция этих фирм – самая выгодная покупка на вторичном рынке для тех, кто хочет получить запчасти лучшего качества. Кого из них можно встретить в России?

Если посмотреть в Интернете, что предлагается в нашей стране для одной распространенной модели Mercedes-Benz, то получится 20 торговых марок радиаторов по цене от 20 000 до 5000 рублей. На Honda десяток предложений, в значительной мере других марок, с ценой от 12 000 до 3000 рублей.

Если ориентироваться на качество, список будет короче. В него войдут:

  • Behr Hella Service (Германия) – продукция высшей категории качества и использующая новейшие технологии. На вторичный рынок идут компоненты систем охлаждения совершенно такие же, как поставляются на конвейеры всемирно известных производителей;
  • Denso (Япония) – компактные и легкие паяные радиаторы, обладающие большой теплоотдачей, разработаны совместно с экспертами в области кондиционирования. Соответствуют всем ОЕМ-спецификациям автопроизводителей;
  • Valeo (Франция) – лучшие технологические решения, удовлетворяющие всем требованиям к радиаторам оригинального оборудования, позволяют выпускать радиаторы с высокой охлаждающей способностью и продолжительным сроком службы;
  • Nissens (Дания) – радиаторы проектируют, производят и испытывают согласно требованиям спецификаций мировых автопроизводителей. Обладают высокой охлаждающей способностью и увеличенным сроком службы благодаря передовой технологии пайки твердым припоем. Предлагаемый ассортимент включает европейские и азиатские модели. Все необходимое для правильной установки входит в комплект поставки;
  • Van Wezel (Бельгия) – крупнейший упаковщик Европы, все радиаторы данной марки производятся в Тайване и являются точной копией оригинальных запчастей ведущих фирм;
  • HCC – Hala Climate Control Corp (Корея) – поставщик на конвейеры компаний Hyundai, Kia, GMDaewoo, Ford, Mercedes-Benz, Audi, Mazda. Проектирует и производит компактные и легкие продукты по разумной цене;
  • Koyorad (Япония) – производство радиаторов в соответствии с о спецификациями ОЕМ. Радиаторы компании Koyo полностью покрывают модельный ряд всех японских автомобилей, популярных моделей машин американского, европейского и корейского производства;
  • Kraft – производство деталей систем охлаждения для крупнейших автосборочных заводов Европы;
  • Fenox Cooling System – современные технологии производства радиаторов с повышенной площадью теплообмена и усиленной кромкой охлаждающих пластин.

Радиаторы вторичного рынка, предназначенные для одного и того же автомобиля, могут отличаться не только качеством и страной происхождения, но и конструкцией.

Радиаторы могут быть:

  • паяные и сборные;
  • с круглыми трубками и с плоскоовальными;
  • однорядные и многорядные (два – это тоже много);
  • пластинчатые и ленточные – это по типу дополнительных охлаждающих поверхностей;
  • однозаходные и многозаходные;
  • с нисходящим и горизонтальным потоком охлаждающей жидкости;
  • с разным шагом между трубками и лентами
  • и даже из разного материала.

Еще важнее то, что в зависимости от конструкции значение теплофизических характеристик радиаторов может изменяться в очень широких пределах. В спецификациях их обычно не указывают. А потребитель наивно полагает, что они у радиаторов всех видов, встречающихся на рынке для одного и того же автомобиля, одинаковы. Или, по крайней мере, достаточны для обеспечения эффективного охлаждения.

Считают, что паяные, монолитные, ленточные радиаторы с небольшим шагом между плоскоовальными охлаждающими трубками обладают наибольшей теплоотдачей и обеспечивают лучший теплоотвод, чем, например, пластинчатые с круглыми трубками. Паяные к тому же прочнее, лучше противостоят вибрациям.

Однако ведущим фактором выбора является стоимость, а основной формой конкурентной борьбы – борьба за цену. Спрос на дешевые радиаторы привел к тому, что на рынке преобладают сборные конструкции. Мало того, что у них изначально теплофизические характеристики ниже, чем у паяных. При эксплуатации сборных радиаторов через 3–5 лет характеристики теплоотдачи падают еще примерно на треть. Происходит это из-за окисления и разбалтывания (образования зазора, препятствующего теплопередаче) в местах контакта трубок и охлаждающих пластин. Значит, снова перегрев двигателя и замена радиатора. При гарантии не более года производителю это никакими рекламациями не грозит. Малый срок службы – обратная сторона невысокой стоимости.

Желание потребителя купить «на грош пятаков» привело к расцвету торговли контрафактом. Через интернет-магазины и розницу можно с большой вероятностью получить дешевый продукт, похожий на изделие именитого производителя разве что наклейками. Отзывы в Интернете кричат: «Купил в интернет-магазине радиатор «***». А он потек, прокорродировал ...» А на приведенном фото совсем не «***», даже издалека не похоже. Выяснить, сколь велика доля контрафакта, не удалось. Оценочные суждения участников рынка так и остаются оценочными. Только цифры в низшем ценовом диапазоне назывались большие. Очень большие. А вы говорите, что не расходник…


Посмотрите похожие материалы: