Надежды и перспективы

Надежды и перспективы

04.04.2014 - 19:10
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?

Репутация этого глобального мероприятия говорит сама за себя. Ему оказывается поддержка на самом высоком уровне ведущими государственными и коммерческими структурами, в числе которых Министерство  промышленности и торговли Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, а также отраслевые и профессиональные объединения. 

Свой статус РАФ Экспо получила вполне заслуженно. Стоит только взглянуть на список принявших участие в его работе экспертов, как сразу становится понятно, насколько авторитетен и представителен данный форум. Среди спикеров и гостей РАФ Экспо Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, Бу Андерссон, президент АВТОВАЗ, Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ», директор Дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» «Группы ГАЗ», Брюно Анселэн, генеральный директор Renault в России, Валентин Фомин, директор по развитию Дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ», и многие другие.

Без какого-либо сомнения можно сказать, что основной  фактор успеха мероприятия – его насыщенная деловая программа, которая  постоянно развивается и  ежегодно пополняется новыми конференциями, семинарами, мастер-классами и круглыми столами, раскрывающими наиболее актуальные вопросы автомобильной отрасли. Участники сессий особо подчеркивают значение мероприятий для развития автопрома, помогающих реализации новых проектов, внедрению современных технологий и разработок, раскрывающих растущий потенциал индустрии, привлекая новые инвестиции.

Отличием выставки этого года является активное участие экспонентов и медиапартнеров в бизнес-программе, которое выразилось в отдельном блоке презентаций. Михаил Калинин, главный редактор журнала «Автокомпоненты», представил вниманию участников форума доклад на тему «Развитие российского рынка автокомпонентов: чего ждут автосервисные предприятия от поставщиков запчастей».  Понимая, что различные источники по-разному оценивают объемы российского рынка автозапчастей и комплектующих, Михаил отталкивался в своей презентации от совокупных усредненных цифр, полученных по результатам анализа данных, озвученных «Автостатом», PwC, АЕБ и «АСМ-холдингом», а также данных собственных исследований компаний-поставщиков и дистрибьюторов автозапчастей.

Так вот, в среднем в 2013 г. рынок запчастей оценивался примерно в 45 млрд долл., из которых 19,98 млрд долл. приходилось на первичный рынок, а 24,6 млрд долл. на вторичный. Увеличение доли вторичного рынка и усиление его динамики, по мнению эксперта, были вполне прогнозируемы ввиду спада продаж и соответственно производства новых автомобилей в нашей стране. В дальнейшем эта тенденция вернется в прежнее русло, и доли основных сегментов рынка могут практически сравняться, если не произойдет резкого увеличения выпуска автотехники. Но общие темпы роста рынка автозапчастей при этом вряд ли изменятся и в ближайшей перспективе будут составлять 10–15% в год.

С другой стороны, строя прогнозы относительно развития рынка, обязательно нужно учитывать тот факт, что отечественные автосборочные предприятия иностранных брендов сейчас остро нуждаются в форсировании процесса локализации. Данные по локализации в своей презентации «Возможности для иностранных и российских поставщиков компонентов в России» привела Татьяна Арабаджи, генеральный директор Russian Automotive Market Research. Ею подробно были рассмотрены все ведущие российские автозаводы. Так, санкт-петербургский Nissan имеет уровень локализации, равный 34%, Hyundai Solaris – 47%, Renault Logan получил 75% в 2012 г., Renault Sandero, Renault Fluence, Renault Duster и Renault Megan производятся по технологии CKD, а Renault  Latitude и Renault Koleos – SKD, Volkswagen Polo – 40%, Volkswagen Tiguan  – 22%, Skoda Fabia – 9%, Audi – SKD, Skoda Yeti в Нижнем Новгороде производится по схеме CKD, GM в Санкт-Петербурге имеет уровень локализации 20%, а предприятие в Тольятти – 95%, Peugeot 408 – 33%, Citroen C4 – 34%, Ford Focus – 30%, санкт-петербургская Toyota планирует довести уровень локализации в этом году до 30%, дальневосточная Toyota также стремится к этой цифре, но срок ее достижения пока не озвучен, дальневосточная Mazda в 2015 г. должна выйти на 30%.

Из наиболее заметных совместных предприятий в сегменте автокомпонентов Татьяна выделила BOSAL-GAZ, специализирующееся на выпуске выхлопных систем и компонентов к ним. Ожидаемая мощность предприятия – 300 тыс. систем в год, предназначенных для комплектации не только собственных автомобилей ГАЗ, но и таких марок, как VW, Skoda. И BULTEN-GAZ (различные виды крепежа: гайки, болты, винты, шпильки, штифты и проч.). Планируемый объем выпуска – 10 тыс. т в год. Основные потребители –  «Группа ГАЗ» и клиенты Bulten (Ford, Renault, АвтоВАЗ, Nissan).

Volkswagen идет немного иным путем. Уже 20 его ведущих поставщиков ведут свою деятельность в России. Среди них Lear (сиденья), Benteler (оси и металлические части бамперов), Magna, Gestamp (кузовные панели). С помощью своих поставщиков концерн намерен уже в ближайшей перспективе довести уровень локализации WV Polo до 75–80%.

В арсенале Hyundai-KIA: Hyundai Hysco (стальной прокат), Hyundai Mobis (панель управления, консоль, бампер), Dong Hee Rus (топливные баки, компоненты подвески), Sungwoo Hitech Rus (дверные панели), Doo Won Rus (системы вентиляции и обогрева), Se Jong Rus (выхлопная система), Dae Won Rus (сиденья), NVH Rus (интерьер), MAGNA Cosma Peterform, YURA Corporation Rus (электротехнические изделия), Hanil Rus (тормозные и топливные трубки).

Активно наращивает базу локализации калужский завод PSA. Уже поставляется около 260 локализованных компонентов силами 16 поставщиков, из которых 10 представляют глобальных игроков, 5 – совместные предприятия и один – российскую компанию.

Кстати, одним из предприятий, плотно взаимодействующих с автосборочными предприятиями на территории нашей страны, является принявшая участие в мероприятии группа компаний «Сибеко».  Она начала свою  деятельность  с  серийных   поставок  сидений  на  предприятия  России. Клиентами ГК на  сегодняшний  день  являются:  «Группа ГАЗ» (Лиаз, Кавз, Голаз, Паз, Уралаз, «Брянский арсенал»), КАМАЗ, НефАЗ, Ростсельмаш, Ульяновский автомобильный завод,  группа  «Соллерс», Минский автомобильный завод,  МТЗ, Гомсельмаш, «НАМС-Комплект», группа «Четра», ЧТЗ, Уралвагонзавод и многие другие. В целом компания работает более чем со 125 предприятиями на территории РФ и ближнего зарубежья.

Сегодня ассортимент компании включает: водительские сиденья (для грузовых машин, автобусов,  тяжелой спецтехники), сиденья для строительной и сельхозтехники (тракторов, комбайнов, экскаваторов и т.д.), сиденья для пассажиров в салоны автобусов, микроавтобусов (туристического класса, городского и пригородного класса), рули и рулевые колонки, ремни безопасности для сидений, форточки, люки, подлокотники и другие изделия из интегрального ППУ. Среднесрочные и долгосрочные планы развития компании до 2015–2019 гг. включают ввод в эксплуатацию новых площадей, около 3000–6000 кв. м. Новое производство будет спроектировано с использованием немецкой программы IPO LOG. Планируется создание новой системы складского учета «умный склад», с использованием RFID-технологий. Параллельно будет вестись разработка новых моделей сидений.

Что ж, планы, надо прямо сказать, впечатляющие. Но не у всех компаний получается достичь задуманного. На основные проблемы российского бизнеса указал Игорь Тюфяков, руководитель стратегических программ ГК «Оргпром». По его мнению, для России ключевой вызов – это низкая эффективность, Россия более чем вдвое уступает развитым экономикам по производительности труда. Такой разрыв между уровнем потребления и эффективностью, безусловно, опасен.

Пока что темпы роста производительности труда не только не сокращают отставание от лидеров, а говорят о консервации экономики, ее однобокой структуре и сырьевом характере. Нужен рост вдвое больше, на 5–6%, и такой результат достигается тогда, когда рост эффективности и создание качественных рабочих мест становятся смыслом развития, а не периферийной «нагрузкой».

Важнейший ключ к росту эффективности экономики – улучшение делового климата. Беда в том, что некоторые ведомства зачастую не считают это приоритетом. Все меры, предусмотренные «дорожными картами», нужно реализовать в ближайшие два года. Независимо от внешних условий, от объективных трудностей надо продолжить все намеченные преобразования. Обязательно сохранить вектор на развитие, на создание сильной экономики и сильной страны.

Чтобы добиться поставленных целей максимально эффективным образом, по мнению Игоря Тюфякова, нужно активнее использовать методики так называемого «бережливого производства». В доказательство своих слов он приводит пример компании Toyota, которая продемонстрировала успешность и эффективность производственной системы, основанной на принципах бережливого производства. Toyota Production System (TPS), сочетая в себе передовые методы менеджмента и накопленный десятилетиями опыт практической реализации, сформировала новое направление в развитии производственных систем не только в автомобильной отрасли, но и во всех сферах экономической деятельности по всему миру.

Методика бережливого производства «сберегает» труд сотрудников, их время за счет устранения потерь, применения передовых и самых эффективных приемов труда. При этом производство не связано с конкретной отраслью, а предполагает некий процесс, на выходе которого заказчик получает продукт или услугу требуемого качества.

Вся деятельность по управлению процессом сводится к созданию непрерывного потока создания ценности, где под ценностью понимается набор потребительских качеств продукта или услуги, за которые заказчик готов платить. Учитывая, что эти свойства формируются только в процессе некой обработки (сырья, заготовок, информации), вся иная деятельность в потоке ценности не добавляет и рассматривается как потери.

В начале 2000-х гг. концепция бережливого производства нашла свое применение в проектах по повышению операционной эффективности крупных российских компаний. Так, «передовиками» в данном направлении выступили группы: ГАЗ, РусАл, КамАЗ, ВСМПО-АВИСМА. С течением времени развитием собственных производственных систем с использованием принципов бережливого производства начали заниматься  Росатом, Сбербанк, все крупные автопроизводители, металлургические компании. Мировая практика и опыт отечественных предприятий продемонстрировали, что принципы бережливого производства работают и приносят свои плоды во всех отраслях, являясь системой простых решений, обеспечивают значительный рост эффективности труда с относительно небольшими затратами средств.

Однако реализация проектов по бережливому производству в российских реалиях сталкивается с рядом проблем, которые являются серьезным препятствием для развития компаний. Среди таких проблем необходимо выделить слабую стабильность руководства многих компаний. Так, работающие по контракту руководители предприятий, начиная проекты по повышению операционной эффективности, не успевая получать быстрые результаты, покидали свои руководящие посты. Любая смена лидера компании обязательно приводит к изменению стратегии развития и очень часто сводит на нет все достижения в области реализации концепции бережливого производства.

Большинство как отечественных, так и зарубежных компаний первые шаги по развитию производственной системы делали и делают при содействии консультантов и консалтинговых компаний. Подобная стратегия оправданна, когда необходимо в условиях ограниченного времени нарастить компетенции, создать фундамент для дальнейшего совершенствования, обеспечить проекты и команды необходимой методологической и нормативной базой.

Одним из российских провайдеров концепции бережливого производства является ГК «Оргпром», которая вот уже на протяжении 10 лет оказывает содействие отечественным предприятиям в проектах повышения операционной эффективности. Развивая производственные системы других предприятий, ГК «Оргпром» очень трепетно относится к качеству собственных процессов. Становление и развитие производственной системы «Оргпром» осуществлялись с момента ее зарождения и неизменно продолжаются по сей день.          

Но как бы ни были интересны доклады, несколько слов имеет смысл сказать и о выставке. В  этом году экспозиция выставки дала возможность гостям и представителям СМИ ознакомиться  с инновационными продуктами и  услугами в сфере производства автомобильных компонентов, среди которых особое место занимают решения компании «УзАвто» – спонсора мероприятий. Это холдинговая компания, осуществляющая свою деятельность в сфере автомобильной промышленности. Наряду с иностранными партнерами «УзАвто» является учредителем крупнейших производителей транспортных средств и автокомпонентов в Республике Узбекистан, таких компаний, как «Дженерал Моторс Узбекистан», «СамАвто», СП «MAN Auto Uzbekistan» и «Джи Эм Пи-Ти Узбекистан».

Моторный завод снабжен передовыми технологиями и современным оборудованием. Завод уже приступил к выпуску первых двигателей. В ноябре 2011 г. стартовало коммерческое производство двигателей. Мощности завода способны производить 200 000 двигателей в год, которые будут установлены на автомобили, реализуемые как в Узбекистане, так и за его пределами. В СП будет создано более 1000 рабочих мест.

С первых минут посещения мероприятий  становится ясно, что  РАФ Экспо и Российский автомобильный форум создали отличную возможность для обмена опытом, оценки рынка, организации деловых встреч и установления новых бизнес-контактов, играя роль важного стратегического проекта для автомобильной промышленности в России. Ярко оформленные стенды представляют широкий спектр современного обустройства мира автомобилестроения, процесса конструирования основных звеньев сферы автомобильного сектора. Все эти перспективные направления находят свое отражение в экспозиции выставки этого года, что и является основной причиной для посещения  мероприятий ведущими экспертами рынка.


Посмотрите похожие материалы: