Отрасль на пороге перемен

Отрасль на пороге перемен

20.05.2019 - 13:22
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

В апреле в столице прошла Конвенция РОАД, ежегодно собирающая наиболее авторитетных специалистов автомобильного бизнеса, которые представили интересные прогнозы и аналитику. Мы выделили самые важные тренды, связанные с производством автокомпонентов.

Азия – лидер новой отрасли

Все эксперты сходятся в том, что главный мировой тренд – начало массового производства электромобилей. В Китае их продажи растут в геометрической прогрессии уже несколько лет. Только вдумайтесь: около половины всех электромобилей производится именно в Поднебесной. Неудивительно, что Азиатский регион – несомненный лидер и по производству комплектующих для «зеленого» транспорта – около 70 процентов мирового производства компонентов для автомобилей с электрическими и гибридными силовыми установками, включая литий-ионные батареи, на сегодняшний день контролируют три страны: Китай, Южная Корея и Япония.

отрасль

Электромобили идут в массы

Многие скажут, что электромобили – это дорого и неудобно, ведь их обслуживание и эксплуатация требуют создания особой инфраструктуры. Буквально несколько месяцев назад и я был скептиком в этом вопросе. Но в начале года стало известно, что стоимость поставок литий-ионных батарей на конвейеры европейских автопроизводителей в 2019–2020 годах снизится сразу на 90%. При этом их удельная энергоемкость выросла вдвое, что позволяет обеспечить запас хода легковушки на одной зарядке в 300–400 км.

Еще интереснее, что в Западной Европе в 2020–2021 годах электрические версии компактных легковушек массовых брендов будут стоить столько же, сколько и бензиновые модификации тех же машин в дорогих комплектациях. Вспомните, еще пару лет назад электромобили и гибриды стоили минимум на 20–30% дороже. Все это – ощутимый сдвиг в сторону «электрификации».

По разным оценкам, полное выравнивание стоимости автомобилей с ДВС и с электрическими силовыми установками произойдет к 2024–2025 годах. А в дальнейшем может наступить стремительный закат эры машин, работающих на углеводородном топливе. В первую очередь это произойдет из-за все возрастающих требований к экологичности автомобилей в развитых странах. К тому же стоимость владения электромобилем уже сегодня ниже по сравнению с традиционными авто. В такой ситуации производство ДВС начнет стремительно снижаться, отчего будет расти их себестоимость.

России тоже не избежать электротренда. Хотя, скорее всего, у нас «зеленые» машины заполонят рынок с опозданием на 5–10 лет, поэтому для рынка «традиционных» запчастей в ближайшие двадцать лет серьезных угроз не наблюдается, но задумываться о будущем стоит уже сегодня.

Автомобильная цифровизация

Важный аспект развития современного автопрома на конференции РОАД озвучил Александр Гурко, президент НП «Глонасс».

Одним из основных сценариев ближайшего десятилетия станет массовое распространение автомобилей, подключенных к Интернету. Общий объем мирового рынка дополнительных сервисов в автомобиле к 2030 году превысит 3 трлн долларов в денежном выражении.

Авто уже сегодня перестает быть простым средством передвижения, превращаясь в комфортную среду для текущих дел и отдыха. Оборот мирового автопрома в ближайшее десятилетие будет расти преимущественно за счет дополнительных сервисов в автомобиле. По прогнозам, мировой парк подключенных к Сети автомобилей к 2025 году составит 72,9 млн, что примерно вдвое больше, чем сейчас. Россия не отстанет в данном направлении, в настоящее время уже 3,5 млн автомобилей оснащены системой «ЭРА Глонасс», и количество таких машин будет только расти.

Беспилотные технологии

Также в ближайшее десятилетие значительно возрастет автономность транспортных средств. К 2030 году около 70% новых авто будут иметь четвертый уровень автономности, когда автомобиль станет способен двигаться самостоятельно в определенной инфраструктурной среде (разметка, знаки и специальные приборы на дорогах, способные «общаться» с автомобилем). При этом распространение полностью автономных транспортных средств (пятый уровень) во многих странах будет законодательно ограничено, в результате рынок таких машин не превысит 8% от общего объема производства. К 2035 году Китай займет 33% в общем объеме продаж автономных автомобилей.

Именно «зеленые» автомобили станут флагманами беспилотных технологий и цифровизации. К 2025 году на них прогнозируется до 11% всего мирового рынка легковых автомобилей, в 2030 году – уже 28%, а в 2040 году – не менее 55%. Причем в развитых странах и крупных мегаполисах электрификация транспортных средств будет происходить еще быстрее, здесь они составят абсолютное большинство автопарка.          

Как поддержат автопром

Новые тенденции видят и в руководстве нашей страны. Не случайно разработка технологий электродвижения, подключаемых и автономных автомобилей входит в число приоритетных направлений поддержки и развития.

На Конвенции РОАД с докладом о состоянии отечественного автопрома и о перспективах его развития выступил Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.

По его словам, рост производства и продаж новых легковых автомобилей в России в начале 2019 года прекратился. Объем выпуска в первом квартале такой же, как и за аналогичный период прошлого года. Если бы не существенное увеличение спроса на автомобили LADA и Hyundai, а также на продукцию ряда премиальных брендов, ситуация была бы совсем плачевной.

Зато прошлый год стал удачным для отрасли, что привело к снижению объемов господдержки: в 2019 году автопром получит почти в три раза меньше субсидий. Но правительство не собирается бросать производителей на произвол судьбы. Из новых инструментов, направленных прежде всего на развитие инновационных технологий, следует выделить специальные инвестиционные контракты (СПИК), по которым работает уже несколько компаний. Такие контракты уже заключены с Альянсом Renault – Nissan – «АвтоВАЗ» – Mitsubishi, Hyundai – Kia и Mercedes-Benz. Находятся на рассмотрении контракты с Toyota, Volkswagen и «Автотор».

Приоритет – производство комплектующих

Государство смещает акценты от прямой поддержки автопроизводителей к стимулированию локализации производства отдельных комплектующих и развитию экспортных поставок. Главная задача – увеличение добавочной стоимости на единицу продукции, как для автомобилей, так и для комплектующих, а также обеспечение технологической безопасности по ключевым компонентам.

Уровень локализации теперь уже не учитывают в процентах, теперь чиновники считают производство компонентов, количество технологических операций и использование отечественных материалов. За каждую позицию начисляются баллы, причем цена их в зависимости от ситуации может меняться. Например, если изначально, когда СПИК только появились, автопроизводителей стимулировали создавать научно-технические центры на территории России, развивать производство двигателей и коробок передач, то теперь ситуация поменялась. Расходы на НИОКР и сейчас остались в числе приоритетных, за них можно получить максимальные 2000 баллов. А вот на двигателях и коробках передач уже особо не заработаешь, за них дают 500 и 600 баллов соответственно. Отрадно, что при сборке двигателя должны быть использованы российские материалы, включая блок и головку цилиндров, коленчатый и распределительный валы, цилиндропоршневую группу. Если просто собрать двигатель из иностранных комплектующих, то можно получить только 25 баллов.

В нынешней ситуации основной акцент делается на поддержке разработки и производства компонентов электроники и программного обеспечения. По прогнозам, через 5–7 лет их доля составит 30% от общей стоимости транспортного средства. Это будет очередной этап индустриальной революции. Поэтому уже сейчас за локализацию производства систем управления автопроизводитель получает 1400 баллов, за системы помощи водителю (ADAS) – 500 баллов, прочие электронные приборы управления – 630 баллов.

Для государственной поддержки 70% производимых авто того или иного производителя должны с 1 января 2019 года набрать 900 баллов, в 2022 году – 1200 баллов, в 2025 году – 1400.

отрасль2

Автобизнес удержат в России

Важно, что новые правила лояльны к тем автопроизводителям, которые не хотят вкладывать серьезные деньги в модернизацию производств, но при этом планируют продолжить работу в России. В основном это компании с небольшим объемом производства. Необходимое количество баллов можно набрать за счет относительно простых операций: за сварку кузова начисляют 400 баллов, за штамповку и окраску – по 500, за производство приборов управления автомобилем – 630. Но следует учесть, что для участия в программах государственных закупок и мер стимулирования спроса необходима более существенная локализация.

Для этого с 1 января 2019 года продукция каждого автопроизводителя должна набрать не менее 2000 баллов, в 2021 году – 3200, в 2023 году – 4500, в 2025 году – 6000.  

Также Минпромторг РФ планирует ввести ограничения для участия в программах поддержки по экспортной логистике. В 2019 году проходной балл – 1200, в 2022 году – 1400, в 2025 году – 1800.

Непрямая поддержка производителей автокомпонентов

К сожалению, Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года не предусматривает непосредственной поддержки производителей автокомпонентов. Однако введение балльной системы, скорее всего, положительно скажется на развитии отрасли, поскольку стимулирует автопроизводителей вкладываться в разработку и производство отдельных компонентов.

Но здесь есть один подводный камень – у нас плохо развита сырьевая и материальная база, в стране не производят многие виды пластика, металла и других материалов, необходимых для производства современных комплектующих для автомобильной отрасли. В результате чего многие отечественные производители автокомпонентов вынуждены использовать импортное сырье, что не позволяет полностью локализовать продукцию. Хотя есть сведения, что на государственном уровне озадачены решением и этого вопроса. Поэтому есть серьезные основания полагать, что новые правила поддержки автопрома позволят решить и эту непростую сегодня задачу.


Посмотрите похожие материалы: