Гори-гори, моя свеча!

Гори-гори, моя свеча!

20.10.2014 - 12:26 2195
Приблизительное время чтения: 17 минут. Интересно, но нет времени читать?

Итак, смоделируем ситуацию. У нас есть автомобиль N. Машина на ходу, вроде бы все функционирует. Однако налицо есть и проблемы, например, двигатель немного, но неприятно перерасходует топливо, при этом машина незначительно, но все же заметно потеряла в прыти и части табуна лошадиных сил под капотом. Согласитесь, ситуация достаточно распространенная.

Владелец грешил на разные системы, в том числе и на свечи, но внешний осмотр и проверка наличия искры ничего не дали. Нагар на всех свечах обычный, внешне вполне рабочий и не вызывающий особых нареканий, а искра есть во всех цилиндрах. Забегая вперед, мы уже знаем, что собака зарыта была именно в свечах, но ни мастер на СТО, ни владелец авто этого еще не ведают. В каком же алгоритме и какой техникой должен действовать профессиональный диагност, чтобы докопаться до истины?

Здесь отметим, что, живя в XXI веке и отправляясь за мнением профи на солидную СТО, уважающий себя владелец автомобиля вполне заслуженно рассчитывает на то, что и оснащение техникой, и квалификация мастера будут на должном, современном уровне. Поэтому и мы исключаем варианты дедовских методов диагностики по интуиции «на коленке» в гараже «дяди Васи – морского волка». Мы берем надежный и прогрессивный вариант, как самый правильный и профессиональный.

Первое, на что обращают внимание все специалисты, это то, что любую диагностику нужно проводить комплексно. То есть нужна системная, скажем так, научная работа. При диагностике нельзя исключать какие-то компоненты из виду, так как подобные «плавающие» неисправности могут «всплыть» где угодно. Машина работает как единый организм, и проблема в одном узле может прямо сказываться на другом.

Например, работоспособность той же системы зажигания напрямую связана с работой системы питания, а проблемы масляных паров из картера также могут быть причиной потери той же искры и т.д. Поэтому все неисправности свечей всегда отражаются на нормальной работе всего двигателя. Стало быть, профессиональный диагност всегда смотрит на приборы, но при этом держит в голове все устройство двигателя. Хотя и древнейший постулат автомастера еще никто не отменял: любой поиск неисправности идет по принципу «от простого к сложному».

Второе. Проблемы делятся на периодически возникающие и постоянно присутствующие. Периодические, или, как их чаще называют, «плавающие», неисправности – самые злобные, потому что в момент приезда на диагностику они обычно любят «прятаться». Но профи понимает, что если проблема есть, а клиент уедет на вроде бы исправной машине, то по закону подлости она снова выплывет на расстоянии. Отношение к компетенции мастера останется, мягко скажем, не самое лицеприятное. Значит, проблему надо все равно найти и решить. Поэтому никакие приборы никогда полностью не заменят опыт мастера.

Но вернемся непосредственно к свечам и приборам в конкретной ситуации. Диагностика оценки работоспособности системы зажигания проводилась на мотор-тестере Bosch – стенде FSA с осциллографом.

gori_gori

Владимир Степаненко, руководитель отдела диагностики СТО «Вимар-авто»:

– Это двухканальный специализированный автомобильный осциллограф, он изучает быстродействующие процессы, которые происходят в момент воспламенения топливно-воздушной смеси, и измеряет токи напряжения, проходящие по системе зажигания. То есть это цепь от катушки через высоковольтный провод до свечи. Сначала нужно подключиться к высоковольтной сети и обязательно использовать специальные датчики синхронизации. Порядок зажигания всегда один: от первого цилиндра, поэтому блоку управления надо дать отсчет. Для этого, кроме четырех проводов, к первому цилиндру подключаем пятый высоковольтный провод синхронизатора. Подключив прибор, на первой стадии мы идентифицируем тип системы зажигания. Для данного автомобиля мы выбираем аналог Daewoo.

Стоп. Тут стоит сделать важную ремарку. В качестве автомобиля N «подопытным кроликом» у нас выступил китайский внедорожник Great Wall Safe 2008 года рождения, а вовсе не корейский Daewoo. Но, как и большинство «китайцев», эта машина собрана из копий решений всего мирового автопрома, а донорской базой послужил старый добрый вояка Toyota 4Runner. Так что для поиска типичных болячек и диагностики машина идеальна, как общий знаменатель. Однако так как в базе прибора именно этой модели не нашлось, то мастер определил тип системы зажигания и подобрал по ней точный аналог. Это не изменит сути дела, если аналог подобран правильно.

Дело в том, что в более современных машинах чаще уже используют индивидуальные катушки на каждую свечу. В относительно старых, наоборот, одна катушка – на все свечи. Здесь же мы обнаружили промежуточный и довольно интересный вариант – две катушки, каждая с выходом на два цилиндра. Но все же главное в этом моменте другое – не отчаиваться, если в программе приборов нет редкой модели. Нужно всего лишь четко подобрать аналог. Естественно, кроме количества катушек есть и другие параметры, но все они классифицируются в определенные общие системы. Разумеется, диагносту нужно в них разбираться и уметь определять, задавая нужные данные в компьютер аппаратуры.

Далее, подключив правильно прибор и определив тип системы, мы начинаем саму диагностику. Собственно, прибор ее фиксирует моментально. Но теперь необходимо провести еще несколько манипуляций и потом сгруппировать полученные данные. Основных параметров для проверки системы существует три:

а) напряжение пробоя;

б) напряжение горения;

в) длительность горения.

Сначала тестируем систему на холостых оборотах.

Владимир Степаненко:

– Как только прибор дал информацию по первому цилиндру, можно производить анализ. Мы знаем, что порядок зажигания в данном двигателе: 1-й, 3-й, 4-й, 2-й. Но, так как диапазон достаточно низок, мы можем его изменить, чтобы лучше было видно. Глядя на экран, любой из этих цилиндров можно растянуть по времени и т.д. Теперь мы можем наблюдать амплитудные характеристики. Но нам для быстрой диагностики надо вернуться в основное меню и проверить «вторичку». По полной адаптации снимается анализ, но уже в доступном для любого человека виде. Сейчас прибор нам четко показывает все: углы зажигания, напряжение в киловольтах первого, второго разряда (минимальное и максимальное), их длительность, диапазон и продолжительность.

Следующая стадия – такая же проверка, но уже под нагрузкой на приличных оборотах. Все нужные данные заложены в прибор по типу системы, поэтому аппарат сам дает указания, какие шаги нужно предпринять. На данном этапе прибор предложил нам задать разовый темп в 3900 об/мин, т.е. прилично и резко «поддать газку».

Владимир Степаненко:

 – Если в момент, когда мы нажимаем на педаль, прибор не зафиксировал данные, то это свидетельствует об утечке тока, которая выходит за пределы системы зажигания, то есть за те параметры, которые заложены в программе данного теста. При этом включаются схемы, рисуются гистограммы красного цвета вне диапазона. На данный момент он пока не нашел неисправность и оставил гистограммы в допустимом зеленом диапазоне, и это соответствует действительности.

Но если все-таки какой-то цилиндр вырвался из рамок «зеленого коридора» и выскочил в красную зону? Означает ли это, что именно свеча данного цилиндра стала «виновником торжества»? Ведь у нее «в друзьях» работают и катушка, и провод. Как исключить невинных? Кроме того, есть же и другие «подозреваемые», например та же топливная система.

gori_gori_1

Владимир Степаненко:

– Может быть отклонение от номинала, которое зависит от клапанной системы, компрессии, топливной системы. Вот потому все проверяется в комплексе. Если проверили и топливную, и воздушную систему, а  там все нормально, то, скорее всего, как раз свеча и виновна. Но для начала нужно хотя бы выкрутить свечи и осмотреть нагар. Нагар все-таки очень много говорит, даже если внешне он кажется нормальным. Любое изменение зазора в сторону меньше или больше – это изменение по выбросам из допустимого диапазона, зазор всегда будет увеличиваться, а за счет его увеличения будет прогрессировать нагрузка на всю систему.

Обычно при ходовых испытаниях новейшим устройствам дают нагрузки, которые выходят за рамки их максимальных параметров. Поэтому мы тоже будем занудами и все-таки настаиваем на варианте, что все в норме, а прибор зашкаливает. Могут ли молодые диагносты столкнуться с такой дилеммой?

gori_gori_2

Владимир Степаненко:

Такого не бывает, чтобы все было идеально, а прибор показывал выход из нормы по зажиганию, обязательно что-то да найдется. Может быть неправильно подобрана свеча, и это может иметь большое значение. Бывают еще редчайшие случаи, когда помехоподавляющее сопротивление выходит из строя, – внешне ничего не заметно. Но так, чтобы не было причины, – нереально, нужно искать.

Алексей Браковский, диагност СТО «Вимар-авто»:

– Диагност анализирует «физику процесса» зажигания и дает заключение. Главная сложность – разные неисправности могут в принципе давать одни и те же визуальные проявления. И надо сказать, что современные программы по диагностике при должной осведомленности специалиста и его обучении дают, как правило, максимально точный результат. Далее процесс упирается в замену того элемента системы зажигания (катушки, свечи и пр.), который дает сбой. То есть наша рекомендация диагностам – оценивать работу всей системы зажигания в комплексе, изначально используя имеющийся комплекс оборудования.

Кстати, для того и дана голова диагносту, чтобы думать не так, как соображает молчаливая, пусть даже самая умная техника. В частности, в нашем случае показания «пациента» не вышли в разных режимах за пределы нормы. Однако по сравнению с остальными первый цилиндр работал менее стабильно и норовил выйти за рамки приличия. Как все-таки найти «крайнего» в этом конкретном случае и определить, что один из компонентов на подходе к завершению своей «карьеры»?

И вот тут нам очень пригодился тип системы. Напомним: две катушки с выдачей напряжения на два цилиндра каждая. Значит, если одна катушка обслуживает первый и четвертый цилиндры, а четвертый ведет себя очень прилично, стало быть, катушка полностью исправна. То есть методом исключения и знания системы нужно просто включать элементарную логику мышления.

Остается один компонент – провода. Но в этом случае проверка проста и быстра – провода проверяются по их сопротивлению. Единственное, не стоит забывать, что высоковольтные провода очень притягивают к себе пыль, а она может стать причиной утечки напряжения. Но если чистота, внешнее состояние и сопротивление проводов в порядке, то нам ничего не остается делать, как  вынести предварительный вердикт: свечи нашего пациента еще в норме, но работоспособность свечи первого цилиндра на пределе. И именно ее старческая, уже нестабильная работа могла стать первым звоночком к началу дальнейших проблем. А так как свечи чаще всего рекомендуют менять комплектом, то уже стоит позаботиться об их приобретении в ближайшем будущем.

Однако это еще не все. Те же провода могут грешить легкой пробиваемостью в сырую погоду. Это иногда заметно ночью – провода начинают светиться, как северное сияние. Причиной такого свечения является не совсем точное соответствие проводов сопротивляемости влажности воздуха. Это еще одно, пусть небольшое, но алиби для свечей. Однако у самих свечей есть другой мелкий, но неприятный недостаток – т.н. шумность. Фактически это такое же мелкое увиливание напряжения вне основной миссии свечи, и связано оно, как правило, с увеличенным нагаром.

Тут вспоминаются древние времена, когда нагар на электродах просто чистили любым подручным инструментом. Но современные свечи чистить механически запрещается. Дело в том, что щеткой снимается специальное напыление (особенно платиновое) и теряются изоляционные свойства керамики. Поэтому единственным еще действенным способом, который частично применяется на СТО, является выжигание нагара газом при очень высокой температуре.

И все же метод выжигания также стоит считать атавизмом и предвестником приближающийся кончины свечи. Оживление свечи – это лишь краткосрочное оттягивание решения проблемы. Причем бортовые системы современных автомобилей уже не церемонятся с наличием нездоровых симптомов и попросту могут отключить работу цилиндра, естественно, информируя водителя неприятным сообщением «check engine», но без подробностей.

gori_gori_3

Алексей Браковский:

Раньше мы рекомендовали выжигание, но на самом деле на современных свечах напыление электродов очень маленькое, газовой горелкой мы можем просто его сжечь. Сейчас этот метод почти не применяется – для стандартных старых свечей он еще подойдет, но для многоконтактных, иридиевых, платиновых уже не подходит. Возможно, есть и другие методы восстановления свечей, но мы их не рекомендуем, потому что свечи – это расходник, как фильтр, а восстанавливать фильтр себе дороже.

Владимир Степаненко:

– У каждой свечи есть свои параметры, например основной тепловой параметр – калийное число. Если свеча уже неполноценно работает, то в первую очередь топливная смесь будет поджигаться не в тот момент, когда необходимо. Если, допустим, начнется «скатывание» искры свечи на массу, то топливная смесь не будет полностью сгорать, а значит, появится перерасход топлива, двигатель начнет «хромать». Блок управления по своим датчикам определит, в каком цилиндре это происходит, и даст команду на отключение подачи топлива в неисправный цилиндр. Загорается «check», и машина моментально теряет мощность.

Алексей Браковский:

– Первая стадия увеличенного зазора – пробоина, она проявляется под большой нагрузкой переходных процессов. Вторая стадия – свеча разбита полностью и цилиндр отключается. Современные системы все фиксируют – в протоколе ОBD это коды ошибок P0300 в диагностическом оборудовании. P0300 блок управления расшифровывает как общие перебои по зажиганию. Далее прибор способен выдать более точный код, например, определяет еще после этой ошибки P0301, т.е. есть перебой зажигания в первом цилиндре, P0302 – во втором цилиндре и т.д.

И вот тут мы подобрались к очень щепетильной теме. Конечно, даже молодому диагносту легко работать с аппаратурой, которая сама популярно пишет очередность действий, сама выполняет большую часть работы при, разумеется, определенных знаниях и опыте общения с такой достаточно дорогостоящей техникой. Но ведь подобное оборудование есть далеко не на всех станциях. Даже большие СТО «белых» дилеров не всегда имеют узкоспециализированную аппаратуру. Безусловно, у «белых и пушистых» есть мощные дилерские приборы, с фирменным и современным программным обеспечением от материнского концерна. Но способны ли даже дилерские, не мультибрендовые, а марочные официальные приборы анализировать поиск подобных неисправностей наравне с аппаратурой, «заточенной» сугубо под диагностику?

Алексей Браковский:

– Электроника, которая используется в дилерских приборах, по своему принципу работает точно так же. Но есть нюансы. Я работал на BMW, там стоял мотор-тестер. Но если для BMW самодиагностика по дилерскому прибору была вполне подходящей, то для диагностики MINI с «пежовским» мотором мы всегда тащили такой специализированный мотор-тестер. Подобная техника намного упрощает задачу, дает максимально точный результат и фактически исключает при правильном пользовании ошибки диагностики. Если на СТО нет по зажиганию даже осциллографа, тогда уже нужно действовать методом «дяди Васи», т.е. методом проб. Провод проверили – посмотрели, что изменилось, свечу поменяли – еще раз сравнили и т.д. Вот этим методом исключения часто и работают, но это неправильно и далеко не всегда точно. А быстрая диагностика как раз и предусматривает то, что время обслуживания автомобиля и поиска неисправности должно составлять не более 45 минут. Такой временной промежуток человек психологически еще может спокойно ожидать, дальнейшее ожидание начинает клиента напрягать. Стало быть, ответ на поиск неисправности обязан появиться за это время. Оно не просто так выбрано, а давно рассчитано. Поэтому детки на уроках обучаются тоже 45 минут, потом необходим выход энергии. Метод тыка проходит в том случае, если у нас есть заведомо исправные компоненты. А мы при неизвестных неисправных, анализируя их сигналы, определяем, что у нас не работает, причем точно и быстро.

Однако давайте не забывать, что человеческий фактор всегда представляет серьезную опасность даже при самой гениальной аппаратуре. В конце концов, мы же сами ратуем за то, что кроме техники диагносту нужна голова, а значит, сами же и допускаем право на человеческую ошибку. Какие же именно ошибки допускают диагносты, особенно молодые и излишне амбициозные? Ведь работа с совершенной современной аппаратурой сама подсовывает «медвежью услугу» в самообмане всезнайства, человек психологически начинает рассчитывать только на мозг машины.

gori_gori_4

Алексей Браковский:

– Основных ошибок может быть две: первая – банально не проверили свечи должным образом (не изучили вторичное напряжение), и вторая – не проверили применяемость свечей на данный конкретный автомобиль, т.е. свечи изначально были установлены не подходящие для данного двигателя. Именно во избежание второго пласта ошибок, в том числе, существует линия технической поддержки, которая работает на опережение возникновения проблемы. В системе есть четкие рекомендации по применимости свечей, плюс у нас есть доступ к всемирной базе данных в рамках линии техподдержки. Мы можем смотреть не только по артикулу, но и по сокращенному маркировочному коду свечи, плюс есть каталоги применимости разных свечей к разным модификациям двигателей, и это действительно важно – изначально определить применимость свечей для конкретного авто. Это, а также своевременная замена свечей зажигания – залог успешной и длительной эксплуатации. Система зажигания может не работать или выйти раньше из рабочего состояния из-за того, что свечи поставили не те. У нас люди обычно привыкли покупать расходники в магазинах или на базаре, в которых продавцы подбирают товар по универсальным программам. Разумеется, в них есть ошибки, иногда ужасные. Это одна из самых часто встречающихся проблем.

Тут возникает один из распространенных вопросов по типам свечей. Это раньше мы спокойно перебрасывали недорогие свечи с «жигулей» на «москвичи», даже не предполагая, что когда-нибудь их будут делать из благородных металлов, но не в качестве украшений. На сегодняшний день спектр напыления свечей пестрит, как стразы: платиновые, иридиевые, иттриевые и даже с серебряным покрытием. Кроме того, появились многоконтактные свечи и масса вариаций их применения. Естественно, как только мастер, уложившись в урочные 45 минут, добрался до наличия проблем в свечах, у продвинутого владельца возникнет вопрос правильного подбора. Кому же, как не диагносту, советовать, что именно лучше всего поставить в качестве обновки и альтернативы?

Алексей Браковский:

Грамотный диагност должен понимать, если он поставит этому клиенту дорогие платиновые свечи, зная или предполагая, что человек экономит деньги на бензине, то это будет неоправданно. Использование некачественного топлива обычно приводит к тому, что изолятор выходит из строя. Туда попадают продукты горения, и свечка перестает работать. По энергии зажигания у свечей все одинаково, но есть существенная разница только в сроке службы электродов. В стандартных свечах эрозия происходит быстро – нужно менять свечу через 20–30 тыс. км. За пробег меняется межэлектродное расстояние, и появляются сбои. Наличие драгоценных металлов предполагает использование свечи на более длительный промежуток времени по пробегу, но только при качественном топливе! Платиновые свечи обычно используются в системах зажигания, в которых, чтобы добраться до свечей, необходимо разобрать мотор. Например, во многих японских автомобилях, чтобы поменять свечи, нужно снять впускной коллектор, эта работа занимает 3-4 часа в день и стоит денег. При частой сборке-разборке можно что-то повредить. В итоге частая замена свечей влетит в копеечку, поэтому тут прагматично дешевле использовать свечи более дорогие, но с длительным интервалом замены. По подбору свечей диагност должен давать разумные и оптимальные советы в зависимости от автомобиля, условий работы, а также по характеристикам двигателя. То есть хорошая профилактика экономит и деньги, и время.

Можно сказать так: грамотный диагност должен быть чуть-чуть психологом, если он желает «привязать» клиента к себе. Рекомендации стоит делать по автомобилю и типажу владельца. Вряд ли нужно хозяину Daewoo Lanos советовать покупать платиновые свечи, потому что они быстро «убьются» плохим бензином. Но если на приеме солидный Mercedes, а по нагару свечей заметно, что владелец пользуется дорогим бензином, то тогда ему стоит рекомендовать более дорогостоящие свечи. Но не нужно обещать невозможное – поставив не заводские платиновые свечи в автомобиль, мы не получим прирост мощности, а лишь добавим долговечности. Но, установив более примитивные свечи в автомобиль,  который идет с завода с платиновыми, мы можем получить серьезное ухудшение характеристик и сбои в работе.

Итак, попробуем сделать общие выводы. Специалисты сходятся во мнении, что нерешаемых проблем не бывает. Однако для профессионального поиска неисправностей, в том числе таящихся в свечах, необходимо уметь грамотно работать. Для этого и существуют специализированные тренинги, курсы повышения квалификации и учебные центры крупных производителей диагностического оборудования.

Но кроме квалификации и уровня подготовки самого диагноста, ему необходимо дать в руки качественную и современную технику, причем специализированную, а не только общую. И чем более сложная у вас аппаратура, тем больше она упрощает работу, а главное, дает максимально высокий процент решаемых задач за минимальные сроки. Время пресловутого «дяди Васи», при всем уважении к его персоне и опыту, давно прошло. По крайней мере, это касается профессионального уровня современной диагностики на солидной и уважающей себя СТО. А если последний раз вернуться непосредственно к свечам, то не стоит забывать простые истины: своевременная замена свечей – главная профилактика любых свечных «болячек». Но коль уж проблема наступила, то решать ее нужно грамотно, научно и профессионально, с холодным умом и серьезной комплексной диагностикой всего автомобиля.

gori_gori_5


Посмотрите похожие материалы: