Любое усложнение конструкции, ужесточение экологических норм приводят к необходимости ставить новые фильтры. Порой это не только единственный способ защиты того или иного агрегата от загрязнения, но и возможность уложиться в существующие экологические нормы. Так, например, появление сажевых фильтров позволило продлить жизнь дизельным двигателям, иначе бы в Европе экологи их давно запретили.
Каждое существенное изменение в конструкции автомобилей влечет за собой появление новых фильтров. Первые появились в системе очистки масла – сначала грубой, а затем и тонкой очистки. Далее на очереди – воздушные фильтры и топливные. Далеко не все владельцы знают, что и в автоматических коробках передач и вариаторах, в некоторых системах полного привода тоже есть свои фильтры и они требуют периодической замены, хотя даже в подробных инструкциях это не всегда прописано.
Любое усложнение конструкции автомобиля приводит к усложнению конструкции фильтров. Например, долгое время основным предназначением воздушного фильтра была защита двигателя от пыли, сажи и других частиц. Но после того, как на современных машинах появились датчики массового расхода воздуха, появилась необходимость в защите и от капель воды, иначе датчики могут работать некорректно. В результате в конструкции воздухоочистителя появились специальные дефлекторы или фильтры циклонного типа. Еще одно нововведение – очиститель углеводородов, предназначенный для отделения углеводородов, которые при остановке двигателя могут диффундировать из впускного трубопровода и системы вентиляции картера в направлении впуска нефильтрованного воздуха.
Широкое распространение гидравлики на автомобилях привело к появлению нового типа фильтров – гидравлических. Они применяются в гидравлических приводах, усилителях руля, гидросистемах подвески, в системах торможения тяжелой техники.
Даже в фарах головного света есть свои фильтры, и именно они могут служить причиной запотевания оптики в случае засора.
В перспективных автомобилях, скорее всего, фильтров будет еще больше, чем сейчас, поскольку конструкция машин постоянно усложняется, а экологические нормы становятся все более строгими. Например, их будет точно больше на гибридных автомобилях, потому что силовых установок там минимум две, а значит, все системы продублированы и в каждом узле есть свои фильтры.
Порой фильтры появляются в самых неожиданных местах, например, Ford сейчас испытывает перспективные бачки стеклоомывателя, в которых используется дождевая вода, для ее очистки нужен свой фильтр. По подсчетам Ford, каждый владелец легкового автомобиля в Европе использует в год около 20 л воды для очистки лобового стекла. С учетом того, что на европейских дорогах в настоящее время находятся около 291 миллиона автомобилей, очистка стекла дождевой водой способна сэкономить до 6 миллиардов литров питьевой воды ежегодно только в этой части света. Инженеры Ford уже работают над различными проектами по использованию дождевой воды и конденсата. Например, проект On-the-Go H2O предусматривает сбор и фильтрацию воды, образуемой при работе климатической установки автомобиля.
Удивительно, что экологи, например, так озабочены проблемой размножения рыбок в водоемах Северной Америки, что из-за опасения за их судьбу запретили использование меди в тормозных системах, а вот здоровье и жизнь самого человека их, похоже, не особо волнуют. Это к тому, что до сих пор не существует обязательного применения салонных фильтров, поэтому на многих бюджетных автомобилях их нет вовсе, а если они и есть, то не всегда обеспечивают эффективную защиту. К сожалению, даже в наше время угольные и антибактериальные фильтры редко встретишь в базовой комплектации недорогого автомобиля. А ведь от этих простых, но необходимых и нужных изделий напрямую зависят наше здоровье и жизнь. К счастью, такие фильтры выпускают многие компании для рынка послепродажного обслуживания.
Современные турбомоторы работают в очень напряженных режимах и поэтому требуют высокоэффективной фильтрации как масла, так и воздуха, то же самое относится и к топливной аппаратуре. Поэтому материалы для производства фильтров постоянно совершенствуются, чтобы обеспечить эффективную очистку. При этом изделия становятся более компактными, и качественную очистку могут обеспечить только фильтры ведущих производителей, способных инвестировать большие средства в разработку новых продуктов. Приятно отметить, что в этой области продукция ряда отечественных предприятий ни в чем не уступает иностранным брендам, а по ассортименту для отечественной техники даже превосходит.
Даже самые качественные фильтры стоят относительно недорого, но их несвоевременная замена может привести к выходу из строя дорогостоящего агрегата. Поэтому важно строго соблюдать периодичность замены фильтров, а в тяжелых условиях эксплуатации (а у нас они такие почти во всей стране) необходимо производить обновление в два-три раза чаще, что позволит существенно увеличить срок службы различных узлов автомобиля и сделать его эксплуатацию более безопасной.
Для обслуживания совершенно не обязательно использовать оригинальную продукцию, на рынке в достаточном количестве присутствует качественная продукция от именитых производителей, предназначенная для постгарантийного обслуживания. Главное, чтобы не нарваться на подделку, покупать товар у официальных представителей компаний-производителей. А в случае, если есть даже малейшие сомнения в качестве изделия, немедленно его заменять, поскольку цена ошибки слишком высока.