Как ни странно, масляный фильтр не всегда устанавливали на автомобильные двигатели. Больше того, сложно сказать, какая компания стала первопроходцем в разработке этой технологии. Но мы точно знаем имя человека, который приватизировал изобретение масляного фильтра.
Желание стать частью прогресса
В 1907 году известный изобретатель из Соединенных Штатов Эрнест Свитленд изобрел и запатентовал промышленный фильтр для использования в процессе золотодобычи. Тогда изобретатель создал свою компанию Sweetland Filter Press Co и занялся производством фильтров для разных отраслей промышленности.
Шли годы, Эрнест наращивал капитал и вскоре смог позволить себе престижный Cadillac Touning, а для жены – Dodge. Эти приобретения и стали толчком для создания автомобильного масляного фильтра.
Кстати, пристрастие к фильтрации у будущего создателя масляного фильтра проявилось еще в детстве, когда он активно экспериментировал со способами очистки воды.
«Автомобильная промышленность бурно развивалась в те годы, и я хотел стать ее частью», – рассказывал Эрнест позже своим потомкам.
Втайне от всего мира
Свитленд провел несколько экспериментов по фильтрации бензина и воздуха, но поскольку в этой области уже были достигнуты результаты другими людьми, он сконцентрировал внимание на системе очистки масла. При этом, опасаясь, что его изобретение могут скопировать или украсть, все свои опыты экспериментатор проводил лично, на семейных Cadillac и Dodge. Меры предосторожности были оправданны, ведь механики могли претендовать на соавторство или вовсе уйти к конкурентам.
Для того чтобы контролировать качество фильтрации, Эрнест разместил стеклянную трубку на приборной панели, присоединил ее к масляной магистрали, оборудованной фильтрующим элементом.
КПД – 10%
Первый фильтр представлял собой цилиндр с семью перфорированными пластинами внутри, которые были обтянуты материей типа фланели. Любопытно, что основная часть масла шла в обход фильтрующего элемента, через специальное перепускное отверстие, – чтобы избежать падения давления в системе при засорении фильтра или при холодном пуске мотора. И только меньшая часть масла, около 10%, просачивалась сквозь ткань, оставляя на ее поверхности механические примеси и смолы.
Зато фильтр мог эффективно бороться с водой, она скапливалась внизу корпуса, и ее можно было слить через специальный кран.
Патент и внедрение
В 1922 году Свитленд, убедившись в эффективной работе системы, получил патент на изобретение «метода предотвращения износа движущихся частей двигателя». Вскоре патент был продан компании Motor Improvements Corp, которая сделала все для быстрого и массового внедрения ноу-хау на моторы американских автомобилей. Первый серийный масляный фильтр получил Chrysler Six 1924 года. Называлась деталь PurOlator, что условно можно перевести как «очиститель масла».
Первые копии
Одновременно с внедрением изобретения в Америке поднялся настоящий переполох. Многие изобретатели буквально хватались за голову от того, что не додумались до столь элементарного механизма. Как результат, многие из них начали творчески перерабатывать творение Эрнеста, без авторских отчислений, разумеется.
Одним из подобных новаторов стал Альберт Чемпион, президент компании А. С. Spark Plug Co., которая поставляла свечи, воздушные и топливные фильтры для концерна General Motors. Его новый масляный фильтр для GMC оказался до странного схож по конструкции с PurOlator. В ответ Свитленд и основатель Motor Improvements Corp подали в суд на недобросовестного производителя.
Судебные тяжбы
В ответ на претензии GMC и Чемпион ответили, что нельзя запретить людям дышать через платок, а также фильтровать что-либо. Суд такая аргументация удовлетворила, более того, ответчики смогли доказать, что конструкция фильтра все же отличается от таковой в PurOlator.
Патентные бойни
Но Свитленд не намеревался отступать и пошел в патентное бюро с претензией к General Motors. Специалисты GMC, покопавшись в архивах, смогли найти похожие патенты, авторы которых так и не смогли внедрить свои задумки, что пошатнуло пьедестал первого изобретателя.
Несмотря на это, в апреле 1931 года высший арбитражный суд обязал General Motors выплатить Свитленду и компании Motor Improvements солидную компенсацию.
Фильтровая дорога
Эрнест был доволен результатом и за завтраком с семьей хвастался, что суммы, взятой с GMC, хватит, чтобы купить столько фильтров, что ими можно выложить дорогу из Сан-Франциско в Нью-Йорк и обратно.
GMC и A.C. Spark Plug пытались отыграться, подавая апелляции, но все попытки были тщетны.
Отметим, что для Свитленда игра стоила свеч. Он сохранил имя, потратив на судебные тяжбы 174 000 долларов (по тем временам внушительная сумма), и получил компенсацию в три миллиона.