Вопрос фильтрации воздуха внутри салона автомобиля сегодня стоит достаточно остро, ведь концентрация вредных веществ в машине зачастую даже выше, чем на улице. В нашей статье мы расскажем, как правильно выбрать салонный фильтр и сберечь свое здоровье и здоровье своих близких.
Шины вреднее выхлопа
Уже к 70-м годам в крупных промышленных центрах и мегаполисах с развитой сетью дорог атмосферный воздух вобрал в себя практически всю таблицу Менделеева, именно тогда этим вопросом серьезно озадачились экологи и ученые. Выяснилось, что вредные вещества имеют обыкновение накапливаться в салоне автомобиля, где их в 5–6 раз больше, чем на улице, из-за медленной циркуляции воздуха.
Всплыл еще один момент – твердые частицы в виде той же пыли, взвеси мелких промышленных отходов, канцерогенов и аллергенов постоянно находятся в воздухе, затем попадают в салон автомобиля через систему вентиляции и там концентрируются.
Чтобы лучше понять масштабы проблемы, приведу лишь один факт: ДВС, начиная уже с Евро-4, меньше загрязняет окружающую среду, чем просто выработка шин – мелкодисперсная резиновая смесь висит в воздухе над дорогой, а люди ей дышат.
Решить эту проблему и было поручено фильтрам салонного воздуха.
Немного теории
Входное сопротивление у фильтров салона должно быть значительно меньше, чем у воздушных фильтров салона. Ведь разряжение, которое дает силовой агрегат, выше, чем показатели электромотора вентилятора отопителя, а вот способность к фильтрации у подобных элементов, наоборот, желательно сделать побольше, так как салоны у автомобилей не маленькие.
Борьба с бактериями
Сначала появились обычные фильтры – бумажные или синтетические, которые работали по принципу фильтрации воздуха в ДВС. Но вскоре выяснялось, что грязь, скапливающаяся на салонном фильтре, способствует размножению болезнетворных бактерий, которые мотору нипочем, а вот на людей действуют крайне негативно.
Возник вопрос – как их нейтрализовать. И в дело тут вступили химики. Фильтры стали пропитывать различными антибактериальными растворами, а некоторые компании, такие как VALEO к примеру, вообще запатентовали съемные антибактериальные картриджи.
Фильтры против радиации
К автомобилю приспособили еще одну разработку, которая раньше использовалась только в быту: HEPA-фильтры. Их в свое время изобрели американцы, работавшие над созданием фильтров, задерживающих радиоактивные частицы на атомных станциях и в зонах радиоактивности. Потом High Efficiency Particulate Arresting (HEPA) приспособили всюду, например на бытовую технику вроде пылесосов и промышленных кондиционеров. И вот теперь HEPА-фильтры прописались на автомобильном транспорте. Технология создания подобных фильтров обеспечивает задержку твердых частиц размером всего 0,06 мкм! В общем, прогресс не стоит на месте.
Аналог противогаза
К сожалению, воздух зачастую содержит не только мелкодисперсные твердые частицы, но и различные химические соединения, которые не только могут выражаться в неприятном запахе, но и способны крайне негативно повлиять на здоровье. Притом подбросить гари, свинца и прочих ядовитых соединений в воздух может обычная автомобильная пробка.
Поэтому инженеры решили оградить участников дорожного движения и от этого, создав угольный фильтр салона. Сначала он появился, разумеется, на премиальной технике – например, Mercedes Benz уже в 140-м кузове имел многоступенчатую систему очистки салонного воздуха, где вишенкой на торте и был угольный фильтр.
Угольные фильтры производятся по довольно хитрой технологии, где абсорбирующим элементом является активированный уголь, получаемый из кокосовой скорлупы. В такой машине можно чувствовать себя вполне защищенным от угроз извне, ни запахи, ни вредные химические соединения не проникают в салон, а сам фильтр по сути – аналог противогаза. В общем, угольный фильтр очень хорош, единственный его минус – высокая цена.
Интервал замены
По аналогии с обычным воздушным фильтром мотора, срок службы салонного фильтра напрямую зависит от условий, в которых вы эксплуатируете автомобиль. Пыль и загазованность, разумеется, скажутся на его жизнеспособности. Однако есть некие общие рекомендации, которые примерно очерчивают рамки регламента, опять же с учетом условий эксплуатации.
Итак, бумажные фильтры стоит менять в диапазоне 15 000–30 000 километров. Угольные – каждые 50 000 километров. Синтетические – через 30 000–50 000 километров.
Замена самого фильтрующего элемента может сильно разниться по сложности и нормо-часам. Если у одной марки достаточно открутить несколько винтов и произвести замену, то у другой, возможно, придется разобрать полмашины, особенно этим грешат премиальные немецкие бренды.
Кстати, аллергикам фильтры лучше менять почаще. И, по-хорошему, фильтры лучше менять не реже чем раз в 1–2 года.
Выбор фильтра
Ну а теперь о самих фильтрующих элементах. Рекомендации стандартные – проверенные места, проверенные бренды.
Важно! Хотелось бы предостеречь от покупки фильтров с «угольной пропиткой», которые якобы являются аналогом обычного угольного фильтра – это не так. Такой «маркетинговый фильтр» не защитит ни от запахов, ни от вредных химических соединений. Чтобы не проколоться, просто взвесьте фильтр, который продавец называет угольным, в руке. Угольный тяжелее обычного в два-три раза.