Рынок встал на путь повышения эффективности

Рынок встал на путь повышения эффективности

25.12.2019 - 14:41
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

О перспективах мирового и российского автомобильного рынка, своих прогнозах на 2020 год и факторах роста нашему журналу рассказал директор АА «Автостат» Сергей Целиков, получивший статуэтку МАК-2019 «За особый вклад в развитие отрасли».

Сползание, но не спад

В конце года принято подводить предварительные итоги и давать прогнозы на будущее. Я полагаю, что автомобильный рынок России в уходящем году ожидает спад на 3–4 процента. Мы уже имеем нисходящие тренды первых 10 месяцев, а факторов, подстегивающих продажи новых автомобилей, в ближайшее время мы, скорее всего, не увидим.

При этом цифра в минус 5,2% по октябрю, которую приводит АЕБ, в реальности не так драматична. В сентябре дилеры отчитались о высоких продажах, «зажелтив» статистику: они заявили реализованными машины, которые дилерские центры выкупили у дистрибьюторов. В октябре им пришлось эти автомобили «списать», в результате мы и получили значительный спад. То есть это минус только «по рапорту».

Что подтверждает статистика ГИБДД, которая учитывает регистрацию новых автомобилей: по октябрю случился минус около полутора процентов.

Общемировой тренд

Относительно ситуации в России не стоит сгущать краски. Если мы взглянем на глобальный рынок, то увидим отрицательную динамику и там. За период с января по октябрь 2019 года Европа потеряла 0,7%, Америка в минусе на 1,3%. А Китай, который делает четверть, а то и треть всех мировых продаж новых автомобилей, просел сразу на 11%.

В Японии октябрь был совершенно провальным, их рынок в этом месяце потерял примерно 27% продаж, правда, за 10 месяцев Страна восходящего солнца просела всего на 1%. Получается, что продажи новых автомобилей в целом по миру за 10 месяцев этого года снизились в среднем на 6%.

Тревожное ожидание

Многие важные тренды определяют Соединенные Штаты Америки. Авторынок США рос в течение последнего десятилетия. В 2009 году там произошел спад, с 2010-го началась стабилизация, которая оформилась в перманентный устойчивый рост. И вот в 2019 году движение вверх прекратилось.

Неудивительно, что именно сейчас заговорили о системном мировом кризисе. Рынки, которые находятся на гребне волны, начали показывать отрицательную динамику, еще не ярко выраженную, но стабильную. Эксперты финансового и автомобильного рынков замерли в ожидании общей волны вниз. Насколько она будет сильной, как кризисная или как стагнационная, будет зависеть от множества факторов, которые сегодня предсказать сложно.

Если брать три ключевых рынка, которые формируют 80% мировых продаж – это Китай, Америка и Европа, – то все они находятся на историческом пике, продажи на них максимально высоки. И спад идет по совершенно естественным причинам – эти три рынка просто насытились.

При этом китайский рынок падает сильнее оттого, что и рос он очень стремительно. Стабильные же рынки, как мы видим, снижаются плавно.

Новые реалии

Замедление продаж – это долгосрочный тренд, глобальным рынкам некуда расти, им нужны совершенно новые факторы, стимулирующие экономику и автомобильную отрасль. Но таких факторов пока нет.

Думаю, в ближайшие 2–3 года мы увидим либо медленное скольжение вниз, либо обвал, если произойдет что-то непредвиденное. Поскольку мы говорим о развитых рынках, то под обвалом я подразумеваю спад до 10–15%. Больше других может просесть Китай, вплоть до 20%.

С другой стороны, есть страны с иными сценариями развития. К примеру, Индия, где насыщенность автомобилями по-прежнему низкая. Кроме того, положительную динамику смогут показывать Бразилия и Япония.

Разные рынки будут нивелировать общую картину, поэтому в перспективе 2–3 лет глобальный рынок может потерять около 10% за счет спада в Китае и Америке. И только в случае возникновения системного экономического кризиса в мире спад может усилиться до 15–20%.

автостат_1

Отечественная специфика

Со стороны может показаться, что Россия идет в общемировом тренде. Но причины снижения продаж в нашей стране иные. Главное отличие в том, что мы не доросли до максимума и стагнация зависит от внутренних экономических факторов.

Максимальная годовая емкость российского рынка – около 3 миллионов новых автомобилей. Эти показатели практически были достигнуты несколько раз: в 2008, 2012 и 2013 годах. Сегодня мы балансируем в диапазоне минус 30–40% от максимально возможной емкости рынка. Рынка, который, не восстановившись, достиг локального максимума в прошлом году и снова начал откатываться вниз.

Виной всему сокращение платежеспособного спроса со стороны населения. Если посмотреть на данные «Росстата», то по формальным показателям люди стали получать больше, пусть и незначительно. При этом цены на новые автомобили выросли на 60–65%, а по некоторым сегментам и на 70%. Рост цен произошел практически на все товарные категории внутри страны, а также на услуги, что сделало новый автомобиль куда менее доступным.

Вторичный рынок – логичный выбор

Как результат, с одной стороны, стали удлиняться сроки владения транспортом, а с другой – масса людей нашла альтернативу новому автомобилю на вторичном рынке.

Что на сегодняшний день выглядит довольно логичным. Начнем с того, что б/у сегмент в три с лишним раза больше первичного: около 5,5 млн автомобилей против 1,7 млн. Но он не просто больше физически, на нем очень богатый выбор. Разнообразие марок и моделей на первичном рынке в наши дни выглядит бледно. А вторичка формировалась во времена расцвета и разнообразия. Там много довольно хороших экземпляров. Сегодня пяти-шестилетние авто представляют реальную альтернативу новой машине. Есть авто с небольшими пробегами в 50–80 тысяч километров, которые не будут доставлять серьезных проблем своему хозяину. За цену новой бюджетной иномарки можно взять более статусный, оснащенный и ликвидный автомобиль.

Например, вторичный рынок позволяет в пределах миллиона рублей выбирать не из «Соляриса», «Рио» или «Весты», а взять «Тигуан», «Рав 4» или «Мерседес». Согласитесь, заманчиво! А уж если перейти в диапазон 1,5 млн, то разнообразие и качество предложений могут и вовсе вскружить голову.

Конечно, есть свои риски, подбор хорошего экземпляра подразумевает хлопоты, но игра, видимо, стоит свеч. И бизнес все более активно устремляется в сегмент автомобилей с пробегом, вытесняя перекупщиков.

Дополнительные факторы

В крупных мегаполисах снижению популярности покупки нового автомобиля способствуют широкие возможности сохранения мобильности. В первую очередь я говорю про каршеринг, который для многих стал альтернативой личному транспорту. Лидер по этому показателю – Москва, из 27 000 каршеринговых авто в России 85%, или 23 000 в абсолютном выражении, находятся в столице. В других городах каршеринг есть, но пока не представляет значимой доли рынка.

С другой стороны, во всех крупных городах страны, включая Москву, есть альтернатива личному автомобилю в виде массового дешевого такси. И на развитие каршеринга, и на демократизацию цен таксопарков огромное влияние оказала компания «Яндекс». Только в Москве сервис по краткосрочной аренде автомобилей «Яндекс.Драйв» контролирует около половины рынка, точно так же «Яндекс» ассоциируется с недорогим такси в большинстве крупных городов РФ.

Текущая емкость российского рынка

Сегодня важно понять следующий факт: с очень большой долей вероятности показатели в 1,5–1,7 млн новых легковых автомобилей – это и есть максимальная текущая емкость авторынка нашей страны. И с этими цифрами нам придется жить в ближайшие годы.

Уровень в 1 новый автомобиль на 100 человек примерно соответствует количеству платежеспособных людей в России, которые могут позволить себе менять машины. Даже используя такси и каршеринг, эта прослойка населения не перестанет приобретать новые модели.

Поэтому движение рынка вверх или вниз, скорее всего, будет происходить вокруг базовой цифры в 1,5–1,7 млн, в диапазоне 3–10 процентов. Колебания будут в большей мере зависеть от стимулов в виде господдержки. Посмотрите, как реагирует рынок: в начале года государство стимулировало приобретение автомобилей – рынок рос, как только господдержка прекратилась – стали вылезать минусы.

Где нижний предел?

То, что мы не увидим бурного роста, – свершившийся факт. Но есть еще один важный вопрос, который остается открытым: 1,5 миллиона новых автомобилей для России – это нижняя грань или мы можем спуститься ниже?

Есть опасения, что в случае заморозки мер стимулирования рынок скатится до диапазона в 1,3–1,4 млн. Дело в том, что на момент нашего интервью господдержка закончилась, но сами автопроизводители стараются подстегнуть продажи, проводя акции и предлагая скидки. Выгода может достигать 700 тысяч рублей для ряда премиальных марок. Ставка делается и на трейд-ин, за счет снижения стоимости новой машины на 200–300 тысяч рублей. Все это не дает рынку опуститься ниже и несколько путает статистиков.

Дальнейший спад

Если взглянуть на перспективы 2020 года, то по его итогам я также предполагаю спад. Причем снижение будет сильнее, чем в уходящем году, в диапазоне минус 5–7%.

Возможно, произойдет чудо, но на сегодня нет факторов, способных подгонять рынок вверх. Если господдержка будет запущена вовремя, падение окажется чуть ниже, но я вполне допускаю сценарий с показателем до минус 10% по итогам 2020 года. А вот автомобили с пробегом – это более стабильный сегмент, который в зависимости от состояния экономики будет колебаться в диапазоне 2–3%.

Финансовая грамотность

Чем больше будет усложняться ситуация на рынке, а она будет усложняться, тем больше люди будут считать свои деньги. Уже сегодня мы это видим.

Автолюбители начали обращать внимание на стоимость владения машиной. Известно, что в этой категории самую большую долю занимает потеря рыночной стоимости транспортного средства. Раньше об этом в России мало кто задумывался.

Сейчас же приобретается гораздо меньше экзотических машин, авто с большими двигателями, облагаемых высокими налогами и требующих много топлива. В Москве люди начали считать даже стоимость парковки.

автостат_2

Очищение рынка

Отмечу, что я не вижу ничего ужасного или страшного в сложившийся ситуации. Более того, до сих пор существует огромное количество возможностей для развития и роста автобизнеса. Ведь на рынке по-прежнему много внутренних тенденций. Эффективные компании, внедряющие грамотный менеджмент и осваивающие новые, в том числе диджитал, инструменты, даже в текущих условиях найдут точки роста.

Емкость российского рынка в 1,5–1,7 млн новых автомобилей не так мала, чтобы не найти здесь клиентов. Просто рынок станет конкурентнее, нетехнологичные, неэффективные, застрявшие в прошлом компании будут банкротиться и поглощаться, а рыночные – наоборот, улучшать свои показатели.

Изучайте рынок

Именно поэтому в новом году я бы пожелал всем участникам отрасли России глубже изучать рынок и своих клиентов. Видеть перспективы, искать и находить точки роста. А также обучать сотрудников, способствовать развитию собственного окружения и партнеров.

А самое главное – упорства в достижении поставленных целей, ведь упорство почти всегда вознаграждается победами!

Перспективы развития МАК

В завершение разговора скажу, что было очень приятно получить премию МАК-2019.

Вообще, я за прозрачные премии, где полностью понятен алгоритм выбора победителей.

Потребителю важно делать обоснованный выбор, особенно в таком насыщенном игроками сегменте автокомпонентов. Премии полезны и участникам рынка, которые нуждаются в сравнении с конкурентами и аналитике, что помогает находить точки роста и новые перспективы.

Премии «Мировые автомобильные компоненты» я бы пожелал дальнейшего развития, введения сравнительных категорий с отзывами потребителей и дополнительных цифровых сервисов для рынка btb и btc. Уверен, что развитие в эту сторону будет крайне востребовано автомобильной отраслью.


Посмотрите похожие материалы: