«Грибки»
Среди всех шиномонтажных расходников первое место по частоте использования занимают так называемые «грибки» – комбинированные заплатки в форме грибов с острой ножкой и объемной шляпкой, которыми заделываются точечные проколы покрышек.
Андрей Шумилин, генеральный директор Vilse.ru:
– Грибки позволяют повысить качество и ускорить ремонт всех типов шин. Их ножка и шляпка покрыты специальным вулканизационным слоем, благодаря чему происходит надежная вулканизация грибка и покрышки как внутри повреждения, так и по внутренней поверхности шины.
Не смотря на свою распространенность в сервисе, грибки позволяют заделывать далеко не все повреждения. Во-первых, существуют ограничения по размеру повреждения. Оно должно быть небольшим. Максимум 6 мм для легковых машин, 10–12 мм – для грузовых. А для скоростных легковых шин это значение оказывается в два раза меньшим. Второе ограничение связано с местом повреждения: грибками можно ремонтировать только рабочую часть колеса, ту, на которую нанесен протектор. Для боковых повреждений грибки не используются.
Принципиально грибки бывают двух основных типов. Нераздельные используются в том случае, если необходимо устранить прокол, направленный строго перпендикулярно к плоскости покрышки. Если же наклон прокола превышает 25 градусов, в этом случае используется раздельный грибок: сначала устанавливается «ножка», и потом уже к ней прикрепляется «шляпка».
Удобство грибка для сервиса заключается в том, что для его установки не требуется никакое специальное оборудование, так как он оснащен специальной установочной проволокой.
Технология установки грибков достаточно проста. Сначала производится зачистка внутренней поверхности шины в месте повреждения. Для этого удобно использовать специальное оборудование.
Андрей Шумилин:
– Для подготовки прокола к ремонту используются карбидные фрезы. Начинается процедура с того, что определяется и отмечается мелом место повреждения снаружи и внутри шины. Естественно, удаляется тот предмет, который повредил шину. Затем с помощью специального спирального напильника определяются угол повреждения и его размер. Как уже говорилось, в том случае, если угол повреждения превышает 25 градусов, используется составной грибок.
Затем подбирается заплатка нужного размера.
Роман Проскурин, технический директор «Форсаж»:
– Размер грибков определяется в зависимости от размера и диаметра повреждения. Грибок должен быть таким, чтобы диаметр его ножки был на 1–2 мм больше размера повреждения.
На внутренней поверхности шины мелом отмечается граница области, которую затем нужно будет подготовить к установке заплатки. Эта область должна по диаметру на 20–30 мм превышать размер шляпки. После чего начинается очистка рабочей поверхности шины.
Андрей Шумилин:
– Сначала ремонтируемый участок очищается с помощью скребка и специального препарата (он называется буферным очистителем). Затем высверливается отверстие под ножку грибка. Это удобнее делать с помощью низкооборотной – до 2500 об/мин – дрели. Высверливание следует начинать с внутренней стороны покрышки. После чего рабочая поверхность вновь очищается с помощью очистителя и шлифуется абразивным инструментом при скорости вращения не более 2500 об/мин. Затем резиновая крошка, оставшаяся после шлифовки, удаляется при помощи пылесоса или мягкой щетки.
Все, после этого можно приступать к установке грибка. Для этого отверстие под ножку грибка обрабатывается при помощи спирального напильника. Напильник на какое-то время так и остается в отверстии. А клей наносится еще и на поверхность в том месте, где будет установлена шляпка грибка. Выдерживается 3-–5 минут. После чего устанавливается грибок. Нужно снять с него защитную пленку, не касаясь при этом руками адгезивного слоя. Извлечь спиральный напильник из отверстия. И ввести в него с внутренней стороны шины металлический кончик ножки грибка. Затем с помощью плоскогубцев ножка грибка вытягивается на поверхность шины. Шляпка грибка прикатывается роликом от центра к краям. Затем снимается защитная пленка с наружной поверхности шляпки и шляпка еще раз прикатываемся роликом – тоже от центра к краям.
Кромка шляпки и зачищенная поверхность шины обрабатываются герметиком внутреннего слоя. Выступающую часть ножки грибка на расстоянии 2–3 мм от поверхности шины обрезают. Проверяется место ремонта на герметичность. Ну и все. Отремонтированная шина готова к эксплуатации.
При наличии определенной сноровки на все эти операции у опытного шиномонтажника уходит менее десяти минут, и это с учетом выдержки клея. Именно благодаря простоте и быстроте ремонта грибки получили такое широкое распространение на рынке.
Сейчас эти материалы есть в линейках всех поставщиков шиномонтажной расходки. Выбор огромен. Есть и европейских, и отечественных, и китайских производителей. Естественно, цена также очень сильно разнится.
Андрей Шумилин:
– Производителей много, как импортных, так и отечественных. Европейские материалы считаются премиальными. Их цена может отличаться от цены дешевых грибков раза в три. При этом, если приклеить дешевый отечественный грибок с соблюдением всей технологии, он будет отлично держаться.
Тем не менее лучше все-таки не скупиться и брать не самые дешевые грибки.
Роман Проскурин:
– Лучше все-таки брать известные бренды. При том что по качеству самой заплатки большой разницы не будет вне зависимости от того, использовался ли европейский материал или китайский. Но вот с точки зрения удобства в работе разница может быть существенной. На самом деле из-за этого зачастую экономия оборачивается потерями. Низкокачественные мягкие грибки не всегда удается установить с первого раза. И в результате может получиться так, что, купив заплатки по дешевке, шиномонтаж в итоге потратит их больше, и кажущаяся выгода в итоге обернется потерями и по деньгам, и по израсходованному времени рабочих.
Грибки обязательно должны быть в наличии у каждого шиномонтажа. Причем для того, чтобы закрыть все возможные повреждения, легковому сервису потребуется ассортимент как минимум из четырех наименований – два размера каждого из двух типов заплаток, разъемных и неразъемных. Размер грибков в этом случае может быть 6 мм и 9 мм. Этого должно хватить практически для всех легковых шин. Тем же, кто занимается коммерческой техникой, ассортимент придется расширять за счет заплат большего размера.
Кроме грибков в ассортименте каждого шиномонтажа должны быть также кордовые заплаты.
Заплаты
Такие заплаты предназначены для ремонта боковой поверхности шин. Заплаты имеют конструкцию, которая позволяет им выдерживать высокие механические и тепловые нагрузки. Их армирующий слой сформирован таким образом, чтобы обеспечить высокую гибкость заплаты при сохранении прочности, способной выдержать нагрузки на колесо во время его эксплуатации.
В зависимости от того, для каких шин и для какого способа ремонта они предназначены, такие заплатки могут делиться на несколько категорий. Так, разные заплатки используются для ремонта диагональных и радиальных шин. Кроме того, разные заплатки могут использоваться для горячей и холодной вулканизации.
В зависимости от типа шин подбираются заплатки с одним или двумя слоями корда. Двуслойные заплатки устанавливаются на шины с высоким индексом скорости.
Кроме того, при выборе заплаты для конкретного колеса одним из главных критериев становится размер повреждения. У производителей заплат, как правило, есть таблицы, которые упрощают их подбор по размеру повреждения.
Что касается выбора производителей, то, как и в случае с грибками, выбирать придется из большого количества брендов. Причем стоимость премиальной продукции опять же будет в разы отличаться от дешевых образцов. Однако в случае с заплатами вестись на дешевизну было бы неправильным – начинать выбор имеет смысл лишь со среднего ценового диапазона. Низкокачествеными дешевыми заплатками надежно починить шину практически невозможно. При этом речь не обязательно идет об импортных материалах. Большинство отечественных заплат имеют вполне приемлемое качество, при том что стоят они существенно меньше западных аналогов. Технология же ремонта с помощью кордовых заплат выглядит следующим образом.
Андрей Шумилин:
– Начинается все с того, что определяется место прокола и отмечается мелом. Затем при помощи абразивного инструмента и низкооборотной дрели со скоростью вращения не более 2500 об/мин удаляется покровная резина вокруг повреждения снаружи шины и стенки кратера закругляются в виде воронки в резине, края которой должны отстоять от краев повреждения как минимум на 20 мм, а глубина – не доходить до каркаса шины на 1–1,5 мм. Потом вокруг повреждения изнутри шины абразивным инструментом наносится фаска. Образовавшиеся при этом резиновая крошка и остатки корда при помощи пылесоса или мягкой щетки удаляются. И на обработанные места изнутри и снаружи шины наносится клей для горячей вулканизации. Он выдерживается в течение 15–30 минут (в зависимости от температуры и влажности в помещении) до высыхания. За это время выбирается в соответствии с размером кратера повреждения кусок сырой резины и нарезается небольшими полосками. После чего резину на подогревателе для сырой резины нагревают до 60–70 градусов, заполняют ею повреждение и тщательно прикатывают роликом каждый слой для удаления воздуха. Сырая резина должна выступать на 3–5 мм над поверхностью снаружи и изнутри шины.
После чего производится вулканизация. Для этого шина устанавливается на вулканизатор так, чтобы центр повреждения совпадал с центром нагревательных элементов. Нагревательные элементы вулканизатора должны полностью перекрывать заполненную сырой резиной воронку. Время вулканизации при температуре 15 градусов рассчитывается из расчета 1 мм резины – минута вулканизации. При использовании же выравнивающей подушки к нему нужно будет прибавить один час.
После окончания вулканизации отремонтированная поверхность заклеивается заплаткой.
Андрей Шумилин:
– Предварительно поверхность изнутри шины очищается при помощи очистителя, обрабатывается абразивным инструментом. Затем на нее наносится клей. Он 10–15 минут сохнет. И на обработанную таким образом поверхность накладывается заплатка так, чтобы ее центр совпал с центром повреждения. Она прикатывается роликом от центра к краям. Еще края пластыря и зачищенная изнутри поверхность шины обрабатываются герметиком внутреннего слоя. После чего колесо монтируется и накачивается до 1 атм. Излишек резины в месте ремонта удаляется. Колесо выдерживается 2 часа при температуре не ниже 18°С. После этого шину можно устанавливать на автомобиль.
Заплаты и грибки являются основными стандартными средствами ремонта. Однако кроме них в шиномонтажных мастерских используются, причем с каждым годом во все большей степени, так называемые жгуты.
Жгуты
Жгуты – это приспособления в первую очередь для экстренного ремонта шин. Изначально они создавались как средство для экспресс-ремонта. С их помощью можно отремонтировать колесо на дороге. Однако в последнее время их стали широко использовать и в шиномонтажных мастерских.
Жгуты считаются менее надежными, чем комбинированные заплатки. Однако, по заверениям наших экспертов, при соблюдении технологии и использовании качественных жгутов результаты ремонта с их помощью оказываются вполне приемлемыми для того, чтобы предлагать их клиентам в качестве варианта быстрого и дешевого ремонта.
Роман Проскурин:
– По надежности жгуты считаются хуже грибков, однако на практике такие заплатки оказываются достаточно надежными, и люди зачастую спокойно доезжают на них до конца сезона.
Жгуты бывают нескольких разных типов. Усиленные жгуты можно использовать для ремонта проколов бескамерных шин в любой зоне. Их конструкция обеспечивает гибкость и эластичность при сохранении высокой прочности. Усиливающий корд распределен по всему сечению жгута и полностью пропитан резиной для обеспечения герметичности. Внешний вулканизирующий слой позволяет жгуту ввариваться в шину, герметично заполняя все трещины. Они могут использоваться для ремонта всех типов бескамерных шин.
Второй тип жгутов – шнуровые. Такие жгуты используются для ремонта шин в зоне протектора. Это самый популярный материал для ремонта проколов бескамерных шин. Изготовленные из синтетического корда, пропитанного бутилкаучуком, эти жгуты достаточно прочны, и их можно устанавливать на любых типах шин.
В идеале шиномонтажной мастерской имеет смысл держать у себя в запасе оба типа жгутов. При этом при их покупке, как и в случае с заплатами, ориентироваться стоит на средний или высокий ценовой диапазон. Только качественные жгуты позволят ремонтировать шины на мало-мальски постоянной основе. Жгуты дешевые – это однозначно экстренный вариант, который можно использовать разве что в дорожных условиях, чтобы суметь дотянуть до ближайшего шиномонтажа. Соответственно, предлагать такие жгуты своим клиентам профессиональный шиномонтаж однозначно не вправе.
К премиальным жгутам относятся изделия европейских – в первую очередь немецких и итальянских – производителей. Их изделия гарантированно будут высокого качества. Но, покупая их, нужно понимать, что переплачиваешь за бренд.
Сэкономить можно, выбрав жгуты отечественного производства. По стоимости они обычно в полтора-два раза дешевле западных аналогов. А качество большинства отечественных изделий вполне приличное. Что же касается Китая, то тут очень много шансов нарваться на некондицию. В Поднебесной огромное количество кустарей выпускают сомнительную продукцию, в которой настоящий качественный индустриальный «китай» откровенно тонет. Поэтому покупать китайские жгуты можно разве что у проверенных поставщиков, гарантирующих подлинность и качество своего товара.
Что касается технологии установки жгутов – она следующая.
Усиленными жгутами производится ремонт сквозных повреждений бескамерных шин размером до 6 мм. Ремонт может производиться по протекторной части и на боковине бескамерной диагональной или радиальной с металлокордом в брекере шины. Причем осуществлять такой ремонт можно без демонтажа колеса. Выглядит это так: определяем и отмечаем мелом место повреждения. Доводим давление в шине до 1–1,5 атм. Удаляем предмет, повредивший шину. Определяем направление повреждения и очищаем повреждение при помощи спирального напильника. И им же обрабатываем повреждение, вращая инструмент в отверстии по часовой стрелке. Эта операция повторяется три раза. Для ускорения процесса и получения более качественного результата для обработки повреждения можно воспользоваться фрезой диаметром до 6 мм и низкооборотной дрелью (до 2500 об/мин). Когда поверхность и отверстие прокола будут подготовлены, спиральным напильником, вращая его по часовой стрелке, наносим в отверстие клей, после чего так же, как было при ремонте с помощью грибка, оставляем напильник в отверстии. Снимаем защитную пленку с адгезивного слоя жгута, стараясь при этом касаться жгута только за самый кончик. Вставляем жгут в прорезь шила таким образом, чтобы его концы были на одинаковом расстоянии от прорези. Либо возможно закрепление жгута в прорези шила только за кончик. Промазываем жгут клеем. Вынимаем напильник из отверстия, вращая его по часовой стрелке, и располагаем кончик шила со вставленным жгутом напротив отверстия. Плавно, с постепенно нарастающим усилием, вводим жгут в отверстие под тем же углом, что и подготовленное отверстие. После того как жгут войдет в отверстие, вынимаем из него шило, не вращая его. Жгут при этом остается в отверстии. Накачиваем шину и проверяем ее на герметичность. Если будет обнаружена утечка, придется вставить еще один жгут. Если же нет, срезаем концы жгута на уровне 2–3 мм от поверхности шины. И возвращаем колесо на автомобиль.
Технология ремонта шнуровыми жгутами аналогична описанной. С той только разницей, что перед установкой в отверстие жгут можно не промазывать клеем.
Все эти расходники используются для ремонта шин. Следующий тип материалов применяется для другой цели – для балансировки колес.
Грузики
В зависимости от того, для каких колес предназначаются грузики, они могут быть одного из трех типов. Во-первых, они бывают набивные, бывают самоклеющиеся. Самоклеющиеся, как правило, используются при балансировке премиальных колес для того, чтобы не поцарапать их. Но в принципе такие грузики можно использовать с любыми колесами. Набивные же могут устанавливаться как на обычные, так и на литые колеса – при условии, что края обода позволяют устанавливать на них грузики.
Андрей Шумилин:
– Набивные грузики могут быть рассчитаны на эксплуатацию либо со стальными, либо с литыми колесами. Отличаются они скобой, за которую они прикрепляются к колесам.
При выборе грузиков нужно быть крайне осторожными и не экономить, покупая низкосортные изделия. Ошибиться здесь можно очень легко. Во-первых, вес низкосортного грузика может отличаться от указанного, что окажется помехой для правильной балансировки колес. Ну и второй момент – иногда мастерские сталкиваются с плохими скобами, которые либо не способны обеспечить надежного крепления на колесе, либо же – что еще хуже – царапают дорогие колеса. Поэтому покупать имеет смысл либо грузики именитых западных производителей, либо – у надежных продавцов, способных гарантировать качество своего товара.