
Воздушный фильтр мотора – это первый рубеж защиты двигателя. Какими они бывают и чему отдать предпочтение?
Немного теории
Стехиометрическая смесь – это смесь, при которой топливо сгорает без остатка, она представляет собой соотношение воздух/топливо в пропорции 14,7 к 1. Это значит, что потенциальная опасность от загрязненного воздуха примерно в 15 раз выше, чем от загрязнения топлива.
Мотор требует все больше воздуха
В современных моторах последних поколений требования к очистке воздуха значительно возросли, так как они на благо экологии научились работать на обедненной смеси. Моторы GDI от Mitsubishi способны потреблять 21 часть воздуха к 1 части бензина. А Nissan с его технологией DIG говорит о пропорции 30/1. BOSCH с технологией Di-Motronic также не остался в стороне от модных тенденций. На пике экологического бума система управления двигателя всегда стремится перевести его в оптимальный режим – наименьшего потребления топлива. Мотору требуется все больше воздуха, а актуальность вопроса его быстрой и эффективной очистки все возрастает.
Первый рубеж обороны
Грязь в ДВС попадает всего тремя путями – через бензобак, масло или воздушный фильтр. При этом автолюбители в основном свято чтят регламент и меняют масло вместе с масляным фильтром; ответственно относятся к качеству приобретаемого масла и топлива. Но с воздушными фильтрами история иная, почему-то многие смотрят на этот фильтр как на второстепенный. А это – неправильно.
В сильно запыленной местности частицы кремния – пыль и песок – при попадании в двигатель уменьшат срок его службы в несколько раз, выступая как абразив. В современных моторах пыль даже может забить систему смазки, а вот тогда мотору точно придет конец.
Фильтр «циклон»
Когда-то на автомобили ставились системы фильтрации, в которых поток воздуха закручивался и тяжелые частицы оседали в специальном накопителе, откуда грязь удаляли вручную либо она вытягивалась автоматически. Были варианты с масляной ванной, где грязь оседала надежнее.
В современном мире циклоновыми системами оснащаются грузовой, специальный и коммерческий транспорт, работающий в особо загрязненных условиях, но только как помощь стандартным воздушным фильтрам. Раньше, отмечу, были только циклоны, удерживающие крупную грязь и взвесь.
Бумага или синтетика?
Сегодня воздушные фильтры легковых автомобилей делятся на две группы: бумажные и нетканые (из синтетического волокна).
Бумага активно совершенствуется последние десятилетия: химики создают новые формулы пропиток, сама фильтровальная бумага совершенствуется, пропускаемые частицы становятся все меньше и даже укладываются в допуски для ДВС с прямым впрыском. Но все равно по всем показателям бумажный фильтр уступает нетканому, иногда на порядок.
Так почему же фильтровальную бумагу до сих пор используют? Все очень просто – невысокая цена, именно она является решающим фактором, особенно на бюджетной технике.
Больше всего бумага не любит мелкодисперсную смесь воды и пыли – размокшая бумага снижает свою пропускную способность в несколько раз. А вот нетканому фильтру она нипочем, поскольку синтетическое волокно размокнуть не может физически. Сопротивление воздуху в сложных условиях у нетканых фильтров значительно меньше, что означает больше воздуха для мотора. Да и поглощающая способность намного выше: 900–1100 г/мг (у бумаги всего 190–220 г/мг), значит, мотор будет «кушать» более чистый воздух.
Не последнюю роль в этом деле играет и схема фильтрации: у бумаги она поверхностная, а в нетканых фильтрах поглощенная пыль распределяется по всей глубине рабочего элемента.
Нулевое сопротивление
Есть еще один вид воздушных фильтров, которые предпочитают автогонщики. В автоспорте имеет значение буквально каждая сотая доля мощности мотора, а воздушный фильтр «придушивает» мощь, создавая дополнительное сопротивление воздуха на входе в движок. Именно поэтому спортсмены используют фильтры «нулевого» сопротивления. Отсюда же и их любовь к прямоточным глушителям: меньше сопротивления – больше мощности.
Оговорюсь сразу, нулевики все же имеют сопротивление, но оно гораздо ниже, чем у гражданских фильтров. Кстати, по этой причине многие драгрейсеры гоняют вообще без воздушного фильтра, лишь прикрывая впуск сеточкой от воробьев.
Нулевые фильтры бывают бумажными, синтетическими, одноразовыми или многоразовыми. В последнем случае фильтрующий элемент по мере загрязнения необходимо снимать и стирать, а после того, как он высохнет, дополнительно пропитывать специальным составом. В любом случае любителям тюнинга стоит помнить – качественные фильтры нулевого сопротивления могут стоить очень дорого. А их применение снижает ресурс мотора, что не особо критично для спортивной техники.
Немного о выборе
Далеко не факт, что раскрученный бренд окажется лучше по своим параметрам, чем менее разрекламированный конкурент.
Тут стоит принимать во внимание целый ряд факторов: сопротивление на впуске, способность к фильтрации мелких частиц и, конечно же, поглощающую способность.
Как мы уже говорили выше, лучше выбирать синтетические фильтры проверенных производителей, приобретая их у надежных специализированных поставщиков. Ведь при покупке невозможно проверить технические показатели. Однако можно посмотреть на качество упаковки и аккуратность изготовления самого фильтра.
Если бумага или синтетическое волокно неплотно прилегают к уплотнителям, есть щели, а сам уплотнитель выглядит неаккуратно, в облое или топорщится, смело отказывайтесь от покупки. Вполне возможно, что подобный фильтр неплотно сядет в посадочное место и воздух вместе с грязью пойдет в обход.