Секреты чистого топлива

Секреты чистого топлива

21.06.2019 - 15:00
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Фильтрами тонкой очистки обязательно оснащаются моторы всех автомобилей. Сегодня есть несколько общепринятых конструкций этого узла. Чем обусловлена разница вариантов и какой тип топливного фильтра лучше, читайте в нашей статье.

Технологии определяют фильтрацию

С развитием технологий топливная аппаратура становилась более нежной и требовала повышения качества фильтрации топлива. Это касалось легковых бензиновых и дизельных двигателей, а также моторов грузовиков и спецтехники. С появлением бензиновых систем с непосредственным впрыском возникла необходимость в системах сверхчистой фильтрации, которая не требовалась в системах с распределенным впрыском, не говоря уже о канувших в Лету карбюраторных моторах. Именно с этих пор фильтры становятся высокотехнологичными и высокопроизводительными. Но обо всем по порядку.

Итак, две конструктивные разновидности топливных фильтров тонкой очистки: прямоточный выносной (заменяемый) и погружной топливный модуль (рассчитанный на весь период эксплуатации) – охватывают, по некоторым данным, более 85% действующего легкового автопарка.

Выносной фильтр

У автомобилей, снабженных распределенной системой впрыска, спроектированных относительно давно (вплоть до середины 2000-х), топливный фильтр выполнен в виде отдельного узла. Чаще всего он расположен под днищем автомобиля в разрыве бензопровода. Такой тип фильтра называется «выносной прямоточный».

Его очищающим элементом служит картридж, конструктивно схожий с таковым в масляном фильтре (все о масляных фильтрах читайте на стр. 24). Фильтрующий материал картриджа – уникальная по своим свойствам высокотехнологичная бумага, способная обеспечить высокую пропускную способность и тонкое качество фильтрации. Что важно, такая бумага может выдерживать высокое давление топлива, которое нередко превышает 3–4 бара. Именно из-за высокого давления, создаваемого бензонасосом, такие фильтры имеют крепкий стальной корпус. Реже их изготавливают из композитных материалов.

Период замены

Самый важный плюс конструкции выносного фильтра в том, что он легко меняется и стоит недорого. Материалы для него подбирают таким образом, чтобы в большинстве автомобилей он служил не менее 30 000 километров пробега.

Правда, есть и минусы: фильтр находится под днищем автомобиля, агрессивное воздействие дорожной среды и реагентов корродирует его корпус. Именно поэтому производители рекомендуют менять фильтр, руководствуясь не столько пробегом, сколько временем эксплуатации – в среднем каждые 2 года.

Топливный модуль. Фильтр переехал

На более современных автомобилях фильтр тонкой очистки «переехал» в бензобак, став частью топливного модуля. Кроме фильтра топливный модуль в едином блоке содержит бензонасос, датчик уровня топлива и фильтр грубой очистки. Топливный модуль – атрибут легковушек. Такую конструкцию почти не применяют в коммерческом транспорте, которому присущи большие пробеги, а топливный фильтр – расходник, который должен заменяться легко и быстро, при обслуживании.

Причиной такого «переезда» были не технические (выносной фильтр прекрасно справляется со своей работой на любом типе двигателя), а чисто оптимизационные задачи. Производителям легче и дешевле собирать автомобили из крупных компонентов, поэтому они вынуждают поставщиков создавать для конвейера укрупненные сборочные модули.

Согласитесь, если все, что относится к подготовке топлива, размещено на одной платформе, ставить это на машину гораздо удобнее и быстрее. Правда, в случае чего заменить такой фильтр затруднительно, а во многих случаях невозможно.

Инновации в фильтрации

Именно сложность обслуживания заставила производителей автокомпонентов подумать над «долгоиграющими» материалами фильтрации. Модульные фильтры рассчитаны уже не на 20–30 тысяч километров пробега, как выносные, а на 120–200 тысяч километров. Иными словами, топливный фильтр рассчитан на весь гарантийный срок эксплуатации авто и очень часто соответствует ресурсу топливного насоса.

Правда, стоит оговориться, что фильтр тонкой очистки топлива перестал быть расходником и способен отработать более 120 тысяч километров только при условии применения качественного топлива, что не всегда возможно в российских условиях. А между тем засорившийся фильтр способен угробить и дорогостоящий бензонасос. В таком случае почти всегда придется покупать новый топливный модуль в сборе.

фильтр

Как понять, что фильтр засорился?

Понять, что фильтр прощается с вами, просто, стоит только прислушаться к работе мотора. Первый признак – перебои в работе двигателя или потеря мощности в период интенсивного разгона, движения в гору и/или на высокой скорости. При этом на холостом ходу или малой нагрузке двигатель может работать хорошо.

Еще один признак – при повороте ключа в замке зажигания вы слышите истошные завывания бензонасоса (особенно хорошо это слышно с открытыми окнами). Это означает, что насос работает с перегрузкой, пытаясь создать необходимое давление, преодолевая сопротивление забившегося фильтра.

При появлении таких симптомов нужно быть готовым к большому объему работ, потому что у ряда автомобилей топливный модуль нельзя снять, не демонтировав топливный бак. С другой стороны, все может обойтись промывкой бака и заменой копеечной сетки фильтра грубой очистки. Но игнорировать симптомы нельзя, иначе от перегруза сгорит и бензонасос.

Стоит ли вскрывать топливный модуль?

Как уже говорилось выше, в большинстве модулей замена фильтров не предусмотрена. Производители автомобилей рекомендуют менять модуль в сборе, а отдельно фильтрующие элементы раньше вообще не продавались. Но рынок диктует свои условия, и сегодня фильтрующий элемент можно приобрести для многих автомобилей. На рынке также есть предложения по бензонасосам в отдельности.

Финансовая выгода в вопросе ремонта погружного модуля спорная. Замена фильтра или насоса требует кропотливой, аккуратной, высококвалифицированной работы и не всегда приводит к желаемому результату. Нередко к моменту засорения фильтра выходит из строя и сам бензонасос, что с учетом стоимости работ может значительно перекрыть покупку нового модуля.

Особые конструкции фильтров

 Тяжелые внедорожники, пикапы, коммерческий транспорт зачастую оснащены другими конструктивными вариантами узлов тонкой очистки бензина и дизтоплива. Обычно это сменяемые фильтры в неразборных навинчивающихся корпусах. Условно их можно отнести к внешним фильтрам, но они имеют очень высокий ресурс и повышенное качество фильтрации, так как коммерческая техника предполагает огромные пробеги или, как внедорожники, сложные условия эксплуатации.

Такие фильтры обычно прямоточные со штуцерами, картриджами из бумаги, войлока или синтетики. Фильтрация может быть одно- или двухступенчатой.

Еще более сложной системы очистки требуют дизельные моторы. Кроме высокого качества фильтрации топлива, их оснащают устройством для удаления воды (сепаратором со сливным краном) и нередко узлом подогрева дизтоплива, используемым в зимний период.

Меняются такие элементы либо по пробегу (который может достигать 100 000 километров), либо раз в год, в зависимости от условий эксплуатации. Разумеется, такие фильтры более сложные и стоят заметно дороже обычных.

Как правильно выбрать фильтр?

Проверить качество фильтра при покупке практически невозможно, а риск загубить дорогостоящие форсунки при использовании некондиционного изделия довольно велик (особенно это актуально для современных дизелей, на которых одна форсунка может стоить более 50 000 рублей, и это без учета стоимости замены), главным критерием выбора становятся торговая марка и продавец, который не станет связываться с подделками. На странице 15 вы можете найти список производителей, которым точно можно доверять, а на странице 29 – список наиболее популярных в России брендов топливных фильтров.


Посмотрите похожие материалы: