Когда-то единственным способом повышения сцепления зимних шин, и улучшения проходимости автомобиля в снегу (а равно, практически, на любой рыхлой почве) было использование комплекта тяжелых и довольно неудобных цепей. К счастью, неумолимое развитие технологий принесло нам ряд жизнеспособных альтернатив, которые обеспечивают практически аналогичные характеристики сцепления, но при этом более тихие и простые в установке, а так же менее вредные для дороги и безопасные для машины в случае ошибки монтажа. Впрочем, и цепи со счетов списывать еще рано, поскольку в некоторых условиях они являются наилучшим средством противоскольжения/антипробуксовки.
Зимние снегопады, похоже, становятся все более жестокими и частыми (взять хотя бы ненастье, обрушившееся на Москву в середине декабря и на несколько дней парализовавшее движение в столице и пригородах). Поэтому надлежащая готовность к подобным природным катаклизмам теперь чрезвычайно актуальна – независимо от того, где вы живете, снег и лед могут сделать дороги опасными и непроходимыми.
Классический помощник в таких ситуациях – цепи для шин обычно большие и тяжелые, их установка и демонтаж могут быть сопряжены с трудностями. Однако существует несколько не менее эффективных, но более удобных в использовании альтернатив, которые вы можете рассмотреть. В данной публикации мы опишем основные достоинства и недостатки этих альтернатив. Но, начнем, естественно с начала, то есть с цепей.
Цепи противоскольжения
Цепи противоскольжения существуют уже более 100 лет и предназначены для самых сложных дорог. Они имеют поперечные звенья с диагональным, лестничным или ромбовидным рисунком и прилегают к протектору шины, обеспечивая максимальное сцепление. К сожалению, из-за такой мощной тяги автомобилю или грузовику тоже приходится нелегко.
Цепи противоскольжения бывают разных размеров, поэтому важно выбрать размер, который предназначен для конкретного автомобиля, конкретных колес. Некоторым моделям автотранспорта (преимущественно, легкового и легкого коммерческого) цепи могут в принципе не подходить из-за недостаточного зазора между колесами и арками (элементами подвески и проч.). Поскольку шинные цепи увеличивают окружность шины, неправильные цепи могут попасть внутрь колеса и повредить компоненты ходовой части.
Цепи для шин используют натяжители на передней стороне колеса, чтобы цепь плотно прилегала к шине. Некоторые шинные цепи имеют шипы или V-образные выступы поперечных звеньев для еще более агрессивного сцепления. Перед приобретением, обязательно проверьте руководство по эксплуатации свего автомобиля на наличие каких-либо ограничений, связанных с цепями противоскольжения.
Плюсы:
- Обеспечивает дополнительное сцепление на глубоком снегу благодаря тяжелым стальным звеньям.
- Доступны разные размеры для различных шин – очень важно использовать подходящий размер!
- На срок службы цепей может влиять множество факторов, но при осторожном использовании и при соответствующих обстоятельствах они служат десятками лет.
- Цепи противоскольжения обеспечивают самый минимальный тормозной путь, особенно на льду.
Минусы:
- Езда с цепями достаточно дискомфортна (шум, дисбаланс и проч.), их следует применять, когда снега действительно много.
- Тяжелые и громоздкие для переноски.
- При неправильном хранении цепи противоскольжения могут запутаться, и распутать их в разгар метели очень непросто.
- Установка не так проста, особенно когда вы устанавливаете их при низких температурах или в темноте.
- Как правило, более дорогой вариант по сравнению с другими устройствами для повышения сцепления со снегом.
- Цепи могут повредить втомобиль, если они порвутся или установлены неправильно. Если при использовании цепей противоскольжения у вас недостаточный зазор между шиной и колесной аркой, вы можете нанести значительный ущерб своему автомобилю.
- Максимальная скорость передвижения – 30-40 км/ч. Как правило, еще ниже.
ТРОСЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ
Тросы противоскольжения идентичны цепям, только состоят не из сетки, а именно из тросов. Они являются менее громоздкой альтернативой шинным цепям и предназначены для использования в условиях слабого снега или для езды по дорогам с твердым покрытием под снегом или льдом. Тросы обматываются вокруг шины и крепятся с помощью стальных соединителей с секциями намотанного кабеля на поперечных перемычках.
|
Тяговые тросы стоят дешевле, чем цепи для шин, и обеспечивают более тихую езду, но они менее долговечны и могут прослужить всего один сезон. Тяговые тросы бывают разных размеров, поэтому обязательно подберайте подходящие для ваших шин.
Плюсы:
- Подходит для езды по дорогам с твердым покрытием.
- Выпускается в различных размерах для шин разного размера.
- Проще в установке, чем цепи, во многом, потому, что меньше весят.
- Вероятность повреждения автомобиля при обрыве троса меньше.
- В целом дешевле по сравнению с цепями.
- На срок службы тросов может влиять множество факторов. При осторожном использовании и в соответствующих условиях они могут прослужить несколько лет.
Минусы:
- Не такие прочные, как цепи.
- Неудобно устанавливать, особенно в холодную погоду и в темноте.
- Громоздкие.
- При неправильной установке легко повреждаются.
ШИПЫ (противоскольжения) SPIDER
|
Шипы Spider – это альтернатива цепям противоскольжения, тросам и шипованным шинам, родом из горной Швейцарии. Они немного отличаются от устройств, которые охватывают все колесо, потому что устанавливаются совершенно по-другому. Перед наступлением зимы на каждом из ведущих колес нужно закрепить специальный адаптер (на колесные болты или гайки с фиксатором). Когда возникает необходимость в применении устройства, к этому адаптеру крепится модуль со снегозацепами. Домкрат не требуется, а монтаж занимает всего несколько секунд. Ни одна часть «спайдеров» не находится внутри колеса или шины, поэтому ничто не может повлиять на рулевое управление, подвеску или тормозную систему.
Плюсы:
- Обеспечивают надежное сцепление на льду и снегу.
- Подходят автомобилям с низким дорожным просветом.
- Доступны в разных размерах для шин разного размера.
- Установка чрезвычайно проста, удобна и быстра (после предварительной установки крепежного оборудования).
- Шипы рассчитаны практически на всю жизнь. Конечно, требуется надлежащий уход, но дорожные испытания на сухом асфальте показали, что они могут проехать примерно 1000 км со скоростью до 50 км/ч, прежде чем получат повреждения.
- Имеются запасные части, поэтому не придется заменять все тяговое устройство, если что-то сломается.
- Не повреждают автомобиль.
Минусы:
- Они очень дорогие.
- Требуется предварительная установка крепежного оборудования и его демонтаж после окончания сезона.
- Шипы громоздкие. Они чаще всего поставляются в сумке для переноски с ручкой, но занимают много места в багажнике автомобиля, когда ими не пользуются.
ЧЕХЛЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ
|
Чехлы противоскольжения – это текстильная альтернатива цепям, тросам и шипам. Они имеют ряд преимуществ перед ними. Прежде всего, чехлы очень просто надеть на шины – в большинстве случаев это можно сделать примерно за пять минут.
Плюсы:
- Чехлы противоскольжения популярны, поскольку их, как правило, намного проще установить, чем цепи. Они поставляются с эластичным ободом, который натягивается на шину. Затем просто продвиньтесь вперед на пару сантиметров, чтобы чехол налез на остальную часть колеса. Это сокращает время, которое вы будете проводить в зимнюю погоду, возясь с шинами.
- Поскольку в большинстве чехлов нет выступающих металлических деталей, вы не повредите дорогу во время вождения или свой автомобиль.
- Чехлы отлично подходят для низкопрофильных шин и автомобилей с низким клиренсом.
- Они занимают очень мало места, легко складываются и характеризуются минимальным весом
- Чехлы сделаны из полиэфирного волокна, которое впитывает воду с дорожного покрытия и улучшает сцепление. Они особенно хорошо работают на автомобилях с антиблокировочной системой тормозов.
- На некоторых участках дорог цепи противоскольжения запрещены. Поскольку чехлы вряд ли повредят покрытие, они часто не подпадают под те же правила.
- Большинство чехлов противоскольжения можно стирать в машинке, что упрощает их чистку и уход.
Минусы:
- Нельзя оставлять на автомобиле на ночь, иначе они могут примерзнуть к шине и превратить ее в сплошную поверхность льда.
- Чехлы необходимо использовать на дорогах, где есть снег, иначе они могут легко порваться.
- Поскольку чехлы сделаны из текстиля, а не из металла, они, как правило, рвутся и изнашиваются быстрее, чем их металлические аналоги. Срок службы заметно сокращается по мере использования.
- Чехлы сильно ограничивают скорость на дороге. С большинством моделей рекомендуют ездить не быстрее 30 км/ч.
- Одним из самых больших недостатков чехлов противоскольжения является их низкая эффективность на льду. Они лишь немного улучшат сцепление – в гораздо меньшей степени, чем цепи противоскольжения.
- Чехлы, как правило, предназначены для использования только на небольших транспортных средствах, таких как легковые автомобили, внедорожники и пикапы. Если у вас крупногабаритный автомобиль, вам лучше вместо этого приобрести цепи или тросы противоскольжения.
Ремни/браслеты противоскольжения
На рынке представлено несколько устройств, о которых стоит упомянуть только для того, чтобы предупредить вас: пожалуйста, не тратьте на них свои деньги.
- Регулируемые пластиковые полоски (нередко с небольшими металлическими вставками), которые оборачиваются вокруг шины. Противоскользящие ремни для шин (резиновые, кожаные). Тут вердикт един: все, что сделано из пластика, не прослужит долго. Это буквально одноразовые решения, которые серьезно портятся уже после первого же использования.
- Длинные стяжки, которые оборачиваются вокруг шин, абсолютно бесполезны. Более того – опасны, поскольку дают водителю ложную уверенность в возможности транспортного средства проехать по участкам достаточно тяжелого бездорожья.
Наряду с минимальной эффективностью и отсутствием ресурса прочности, процесс установки этих устройств тоже не блещет достоинствами. Чаще всего, на подгонку шести и более отдельных ремешков/стяжек уходит гораздо больше времени, чем на подгонку одной цепи, троса или чехла.
Антипробуксовочные траки, коврики, ленты, маты, площадки, «гусеницы» и тп.
Разнообразие этих устройств очень широко. Они представляют собой специально изготовленные пластиковые или металлические планки с агрессивным протектором, которые подкладываются под ведущие колеса, чтобы придать им лучшее сцепление с поверхностью. Бывают сплошными, складывающимися или сворачивающимися в рулон, с шипами, канавками или шипами с обеих сторон, которые позволяют автомобилю обеспечить наилучшее сцепление в глубоком снегу или на льду.
Складывающиеся/сворачивающиеся занимают меньше места в багажном отделении. Для их сборки не нужны никакие инструменты, к использованию они готовятся за считанные секунды. Однако стоит отметить, что эти коврики/ленты/маты менее долговечны, чем не складывающиеся. Большинство из них имеют гладкую поверхность, что облегчает очистку, но снижает эффективность.
Нескладные коврики обычно предназначены как для больших, так и для небольших транспортных средств. Они быстро формируют сцепление, необходимое для того, чтобы выбраться из песка, грязи и снега, а также обеспечивают поддержку полностью загруженных транспортных средств. Некоторые из них имеют арочные канавки, которые помогают шинам оставаться в центре.
Основные характеристики
Материал
Антипробуксовочные коврики изготавливаются из промышленного нейлона, полипропиленового пластика, оцинкованной стали с резиновыми протекторами (обычно редки, поскольку стоят дорого). Коврики для сцепления с дорогой из нейлона или пластика вполне доступны по цене и очень просты в использовании. Однако коврики, изготовленные из стали, обычно более долговечны. Они лучше подходят для серьезного внедорожника.
Длина
Нет ничего более неприятного, чем наличие траков, которые недостаточно длинные, чтобы вытащить автомобиль из сугроба. Однако это не означает, что надо брать самые длинные траки. На самом деле, очень длинные коврики для сцепления плохо работают с переднеприводными автомобилями. Их также может быть трудно разместить под шинами под крутым углом.
Ширина
Это очень важная функция, поскольку она определяет, насколько полезными будут коврики. Чтобы убедиться, что вы выбрали правильные коврики, сначала измерьте ширину ваших шин. Коврики для сцепления с шинами бывают разной ширины. Ширина коврика должна быть больше ширины шины. Если у вас большой грузовик или легковой автомобиль, убедитесь, что коврики, которые вы приобретаете, имеют достаточную ширину для работы с большими шинами.
Технология использования
|
Чтобы антипробуксовочные коврики/ленты/маты эффективно работали на бездорожье очень важно правильно их использовать. Во-первых, уменьшите давление воздуха в шинах до 1-1,3 бар. Иногда, кстати, уже одного этого будет достаточно, чтобы выбраться из снега. Во-вторых, если вы застряли в снегу или песке, немного откопайте колеса – перед шинами и под шинами, насколько это возможно. В-третьих, сопротивляйтесь желанию выжать полный газ вперед. Медленно и легко (на пониженной передаче) продвигайтесь вперед. В-четвертых, даже при глубоком снеге перед автомобилем укладывайте антипробуксовочные траки как можно ровнее, защемляя передний край под каждой из ведущих шин. Когда колеса начнут вращаться, движение шин захватит коврики и втянет их под шины, выравнивая снег перед машиной.
Плюсы:
- Легкие и не очень громоздкие
- Не наносят ущерба автомобилю
- Работают с любым типом транспортного средства – легковым автомобилем, грузовиком, фургоном, микроавтобусом и т. д.
- Удобны для хранения в любом транспортном средстве
- Обеспечивают хорошее сцепление со снегом, льдом, грязью и песком
- Установка/использование занимает несколько секунд
- Недорогие
Минусы:
- Предназначены только для того, чтобы выбраться из снежного/грязевого/песочного плена, то есть используются только тогда, когда автомобиль застрял
- Не предназначены для поездок по снегу, льду, грязи или песку – как превентивное средство именно противоскольжения использованы быть не могут.
- Использование требует знания технологии применения и определенной сноровки.
КАК ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Выбор наилучшего устройства для борьбы со снегом будет зависеть от того, как часто вы планируете его использовать, и от вашего бюджета.
Общие рекомендации таковы:
Цепи противоскольжения – приемлемый выбор, если вам приходится постоянно ездить по сильному снегу.
Тросы противоскольжения – отличный выбор для движения по снегу от случая к случаю, особенно если дороги уже «вспаханы».
Шипы противоскольжения подходят для автомобилей с низким клиренсом и могут использоваться как при легком, так и при сильном снегопаде.
Зимние стяжки и все другие варианты сцепления, которые индивидуально привязываются к шинам, рекомендуются только, как бесполезный способ потратить свои деньги.
Советы по вождению зимой
После установки цепей или другого устройства противоскольжения помните об этих советах:
- Поддерживайте скорость не выше 40-50 км/ч.
- Будьте очень осторожны при торможении на сухой дороге; цепи и тросы могут привести к потере устойчивости.
- Убедитесь, что цепи имеют правильный размер и правильно затянуты.
- Устанавливайте цепи противоскольжения только на ведущие колеса своего автомобиля. Например, для переднеприводного автомобиля устанавливайте цепи только на передние колеса.
- Если предстоит длительная поездка по сухим дорогам, обязательно снимите цепи противоскольжения, тросы или чехлы.