Как утилизировать охлаждающую жидкость

Как утилизировать охлаждающую жидкость

16.02.2015 - 18:31
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Отработанная жидкость меняет свой цвет, при этом на стенках расширительного бачка появляются специфичные отложения, а на дно выпадает осадок. Способность жидкости образовывать пену снижается, изменяется также температура замерзания состава. Все эти признаки говорят о том, что жидкость пора менять и что она больше не может эффективно защищать детали двигателя от перенагрева и коррозии.

В случае если нет повреждений системы охлаждения, замена охлаждающей жидкости проводится с периодичностью раз в два года. Отметим, что такой интервал является во многом условностью, так как необходимость замены зависит во многом от качества состава и интенсивности эксплуатации автомобиля, при этом периодичность замены обычно определяется автопроизводителем, а также самим производителем состава. И порой эти два показателя не совпадают. Помимо случаев планового обслуживания проводить замену охлаждающей жидкости необходимо при поломках системы охлаждения.

Существует несложный порядок действий, который необходимо соблюдать при сливе охлаждающей жидкости. Для начала необходимо упомянуть о мерах предосторожности: важно проводить все работы при остывшем моторе, ведь в случае горячего двигателя система охлаждения работает при высоком давлении, что повышает риск получения ожогов.  Кроме того, запрещается также вливать охлаждающую жидкость в горячий мотор, так как это может спровоцировать возникновение трещин на его цилиндрах.

– Снять крышку  расширительного бачка;

– найти сливное отверстие под радиатором, подставить под него емкость, открутить пробку (в случае если сливных пробок нет, можно просто снять нижний патрубок с радиатора);

– слить охлаждающую жидкость с радиатора, а затем из головок блоков цилиндра;

– после слива всей жидкости закрыть все сливные отверстия, закрыть крышку расширительного бачка;

– провести процедуру промывки при работающем моторе, затем слить промывочную жидкость, остудить двигатель и после влить новую охлаждающую жидкость.

Охлаждающая жидкость по своему составу представляет собой сложное химическое соединение. В состав некоторых жидкостей, кроме прочих веществ, входит также и весьма токсичный этиленгликоль, который может нанести серьезный вред здоровью человека. Он также вредит экологии, на земле, куда была пролита охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, ничего не растет в течение нескольких лет.  Важно помнить, что в соединении с водой этиленгликоль образует крайне агрессивный состав, способный привести к коррозии элементов системы охлаждения.

Отработанную и слитую охлаждающую жидкость нельзя выливать в канализацию или на открытый грунт, что, кстати, указано и в ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие незамерзающие. Общие ТУ». Это противоречит закону об утилизации отходов даже в том случае, если в канализацию сливается жидкость, предварительно очищенная с применением маслоотделителя. Хранить отработанную жидкость необходимо только в закрытых и герметичных емкостях. Обычно на автосервисах используются одни и те же емкости для хранения и отработанного масла, и слитой охлаждающей жидкости, чего делать категорически нельзя, в противном случае канистру с такой смесью не возьмут на утилизацию. Важно помнить, что под такой емкостью обязательно должен находиться поддон, за счет которого можно предотвратить попадание жидкости на пол в помещении, где она хранится.

Сбором и утилизацией охлаждающей жидкости обычно занимаются специализированные компании, которые взаимодействуют с автосервисами на договорных отношениях. Предполагается, что таким компаниям СТО сдают отработку (а речь идет не только об антифризе, но и о других технических жидкостях) на утилизацию за деньги. И, заплатив по тарифу, автосервис уже не несет ответственности за то, каким образом утилизируются эти и другие отходы производства. Добросовестные компании, работающие в сфере утилизации отходов, отработанные жидкости перерабатывают. Для удобства сбора слитой охлаждающей жидкости на автосервисе такие фирмы предоставляют СТО специальные емкости для накопления отходов. Если отходы сливают емкости, используемые в автомастерской, то чаще всего компании, осуществляющие эвакуацию отходов, откачивают их из этих емкостей, используя специальные вакуумные автомобили.

Давно уже разработаны технологии, которые позволяют не просто минимизировать риски, возникающие при замене охлаждающей жидкости на СТО, но и восстанавливать эти вещества до их первоначального состояния, перерабатывая при этом ядовитые вещества без вреда для окружающей среды. С учетом того что парк эксплуатируемых автомобилей в России достаточно емок и потребляет огромные объемы разных технических жидкостей, утилизация отходов СТО, и в том числе охлаждающей жидкости, уже стала весьма доходным бизнесом для многих компаний. То есть утилизация охлаждающей жидкости, собираемой на СТО, имеет не только экологический, но и экономический эффект.

Наиболее распространенным способом утилизации охлаждающей жидкости является ее термическое уничтожение. Однако существуют технологии, которые позволяют применять и другой метод. После отстоя жидкостей из них отделяют этиленгликоль с помощью вакуумных технологий и в условиях различного давления. Такой очищенный состав можно без особого вреда для человека и экологии использовать в том числе и в промышленных целях.

И если на автосервисных предприятиях вопрос с вывозом и утилизацией технических жидкостей и антифризов хоть как-то решается, и остается только надеяться, что он всякий раз решается цивилизованными методами, то у большинства автомобилистов, осуществляющих самостоятельное обслуживание своего автомобиля, с этим вопросом возникает много проблем. Большинство автовладельцев даже не слышали о вреде охлаждающей жидкости, а также не знают, какой на самом деле вред может нанести этиленгликоль. Многие просто выливают жидкости на землю или в канализацию, руководствуясь принципом «литром больше, литром меньше» и заявляя о том, что в «этой стране» так делается повсеместно. И лишь немногие задаются вопросом о том, как можно правильно утилизировать отработанные жидкости. К сожалению, порой и эти немногие приходят в итоге к неизбежному и вредному решению, так как не могут найти правильного выхода. Все это еще больше повышает актуальность экологической проблемы в нашей стране: ведь при широком распространении пунктов сбора отходов автомобиля у физических лиц вопросов о тем, куда деть отработанный антифриз, не было бы. 


Посмотрите похожие материалы: