Ближе к клиенту

Ближе к клиенту

25.12.2018 - 14:28
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Последние десять лет концепция создания автомобиля меняется столь стремительно, что вспомогательная инфраструктура за ней просто иногда не поспевает. Впрочем, сам вектор развития автотранспорта пока до конца никому не ясен, что и создает дополнительные сложности. Зачастую приоритеты в разных уголках планеты абсолютно разные, и это также влияет на восприятие обозримого будущего.

В этом году в Германии состоялась юбилейная выставка Frankfurt Automechanika, которая выявила три направления возможного пути дальнейшего развития как автомобилей в целом, так и автокомпонентной базы под них, которые, как ни странно, пересекаются между собой, иногда сильно, иногда не очень. Итак: всех сейчас интересуют цифровые технологии, экологически чистый транспорт и… сервис классических автомобилей, что говорит о том, что их сбрасывать со счетов пока крайне преждевременно.

ближе_1

Однако сам термин «современный классический автомобиль» вовсе не подразумевает Dodge Charger с трехступенчатой коробкой передач, атмосферным мотором V8 объемом 6,3 литра и выхлопом как у тепловоза. Классический автомобиль может быть экономичным, достаточно чистым и предельно оцифрованным, а в перспективе может даже обзавестись полноценным автопилотом. Почему бы нет?

Авторемонтные предприятия также должны меняться и обязательно изменятся, в новой реальности по устаревшим правилам играть уже не получается, тем паче ныне предлагаются инструменты, в том числе и диагностические, сильно упрощающие жизнь всем, и клиентам, и самим ремонтникам, не воспользоваться ими будет просто глупо. С другой стороны, кое-что из того, что уже есть, будет работать как и прежде – никто не отменял (пока) ремонт двигателей, кузовной ремонт и все то, что требует серьезной квалификации и времени. Срок службы автомобиля у нас в России зачастую запредельный, особенно в регионах, так что без работы и олдскульные ремонтники не останутся, но есть такие понятия, как перегрев и недогрев. И относятся они не только к ДВС, но и к рынку ремонтных услуг в том числе. И сейчас на рынке данных услуг ощущается серьезный «недогрев» по скорости и мобильности ремонтных подразделений именно под современные, сложные и высокотехнологичные машины. Ремонтопригодностью оные не блещут, серьезное внедрение в узлы и агрегаты требует серьезной квалификации, специнструмента и устойчивых навыков, но ведь техобслуживание тоже никто не отменял, верно? Зачем человеку, которому нужно поменять пару нижних рычагов подвески, ждать, пока переберут двигатель предыдущему клиенту? Так что на первый план по нынешним временам выходят относительно простые работы, но избалованный потребитель современного автомобиля хочет сделать все быстро и с максимальными удобствами, не дозваниваясь до автосервиса, не выстаивая в очереди и не проверяя заказ-наряды на предмет соответствия выполненным работам. Всем также надоело часами высиживать на продавленном диване в техцентре, пить растворимый кофе и смотреть в тысячный раз на плазме «Бриллиантовую руку» или «Ивана Васильевича, меняющего профессию».

Так что новый смысл приобретают небольшие подразделения, расположенные в шаговой доступности от клиента, способные выполнить ряд пусть несложных, но крайне необходимых работ, обусловленных в том числе и сезонными явлениями.

Во Франкфурте самый большой павильон был посвящен относительно свежему направлению в автобизнесе – мобильному шиномонтажу. Для России этот тренд вообще крайне актуален, особенно если принять во внимание аховое качество наших дорог. По нынешним временам в современных перспективных иномарках запаска зачастую вообще отсутствует, хорошо, если машина обута в шины Run Flat, а если нет? Тем паче даже замена колеса без динамометрического ключа сейчас повсеместно запрещается правилами эксплуатации. А если за рулем женщина, а если колесо пробито вдалеке от центров цивилизации, а если оно вообще уже не подлежит ремонту? В общем, это направление для аналитиков рынка авторемонта видится действительно весьма перспективным, тем паче никто не запрещает оказывать дополнительные услуги вроде реализации резины и осуществления мелкого ремонта на месте. Отрадно и то, что подобный бизнес не требует каких-то огромных вложений, для начала достаточно шиномонтажного стенда, стенда для балансировки, компрессора, домкратов и профильного набора инструментов, а в качестве передвижного модуля вполне можно использовать отечественную «Газель». Базой для нескольких автомобилей мобильного шиномонтажа может являться даже небольшой склад расходников и запчастей, подобранных под номенклатуру оказываемых услуг. В России с этим пока плохо, что довольно странно, а вот развитые страны уже показали определенную статистику за несколько лет работы. Стоимость услуг не должна превышать 5–10% от аналогичных стационарных, и тогда бизнес будет неуклонно идти в гору, если не совершать каких-то критических ошибок.

ближе_2

На пользу небольшим предприятиям с постоянным кругом клиентов, расположенным часто в шаговой доступности от места жительства, играет практически полная «диджитализация» современных транспортных средств. Если раньше диагностические стенды и программы могли позволить себе лишь крупные предприятия с большим оборотом, то теперь современные автомобили зачастую самодиагностируются, нужно лишь суметь считать эти данные. А сколько было сложностей! И ограниченный доступ к последним версиям, и непонятный статус России в Европе, который ограничивал возможность использования диагностических ресурсов, несмотря на их полную доступность в развитых странах.

И что теперь? А теперь все идет к тому, что любое ремонтное предприятие в режиме онлайн будет отслеживать и диагностировать подотчетную технику, что еще к тому же и полезнее в свете безопасности. Мощные европейские концерны уже протестировали и запустили в продажу соответствующие приложения для планшетов и смартфонов, остается их лишь скачать и приступить к работе. Car Connect с блоком Vivaldi, телематическое и диагностическое устройство от одного из лидеров рынка, позволяет считывать 74 сигнала с OBD-интерфейса автомобиля, а открытая телематическая платформа Openmatics обрабатывает полученные данные. Еще одно приложение под названием Smart Service позволяет ремонтникам не зацикливаться на одной марке, а ремонтировать машины любого производителя. Подключившись, механик может получить подробную пошаговую инструкцию по предстоящим работам с планшета или смартфона.

Как вы понимаете, цифровизация в сфере авторемонта может выглядеть по-разному, в зависимости от видения ситуации. Другой мировой лидер ставит на постоянное отслеживание в режиме онлайн все «подключенные» автомобили своих клиентов, так что к моменту приезда в ремзону или вызова мобильной группы ремонтников организация, обслуживающая автомобиль, уже знает, что необходимо поменять или отрегулировать по приезде соответствующего клиента, и это здорово экономит время и усилия. 3D-онлайн-очки, которые созданы в рамках данной программы, помогают контролировать процесс ремонта, облегчают подбор запчастей, а при появлении затруднений в процессе работы помогают связаться с более опытными товарищами.

ближе_3

Даже Россия, несмотря на все проблемы, участвует в данном процессе. Например, объединение «Химмолог» тоже разработало приложение к мобильным устройствам вкупе с соответствующими датчиками. Оно позволяет оценивать работоспособность технических жидкостей: сколько еще пройдет моторное масло, нет ли в нем примесей антифриза, что творится с ATF или с трансмиссионкой в коробке и редукторах, – в общем, оправдывая свое название, данное приложение анализирует химический состав жидкостей, необходимых для работы автомобиля.

Более того, по мнению ряда экспертов, Россия может стать одной из самых передовых стран в области автосервиса. Ведь в Западной Европе уже сложилась своя структура автосервисной отрасли, менять которую непросто. У нас же в силу ряда причин такой структуры пока нет, а начинать с нуля проще, чем перестраивать сложившийся бизнес.

Так что не исключено, что скоро техобслуживание и даже ремонт будут выглядеть немного по-другому. С мелкими неприятностями, ТО и заменой резины вполне в состоянии справиться мобильные группы, более серьезные вопросы помогут решить стационарные пункты, однако уже сейчас понятно, насколько это облегчит жизнь потенциальным клиентам и сэкономит их время и деньги.


Посмотрите похожие материалы: