АССИМИЛЯЦИЯ КИТАЙСКИХ «ОЛЕНЕЙ»:

АССИМИЛЯЦИЯ КИТАЙСКИХ «ОЛЕНЕЙ»:

20.09.2016 - 14:11
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В конце 2015 года продажи автомобилей Great Wall в России были практически закрыты, дистрибьютор не смог договориться о стоимости с автопроизводителем. Однако машины этой марки оставили заметный след в автомобилизации нашей страны. Они стали первопроходцами китайского автопрома на зарубежных рынках. Благодаря им автомобили из Поднебесной постепенно заслужили репутацию вполне надежных транспортных средств, хотя поначалу покупатели относились к ним настороженно, что, впрочем, почти всегда бывает с новым продуктом.

В России продажи автомобилей Great Wall стартовали в 2004 году. Весьма быстро они стали популярными благодаря выгодному соотношению цены и качества. Даже многие машины из первых партий еще на ходу, а внедорожник Hover, продажи которого продолжались до 2015 года, стал одним из самых популярных в нашей стране. Автомобили Great Wall не редкость даже на улицах больших городов, а в провинции наряду с нашими УАЗами они стали рабочими лошадками. С какими проблемами могут столкнуться владельцы этих машин, есть ли смысл покупать подержанный Great Wall, где обслуживать такие автомобили? Об этом мы и поговорим.

Первыми автомобилями, которые Great Wall начала поставлять в нашу страну, были пикапы Deer (с английского – «олень»). Эти автомобили находились в производстве до 2009 года. Их выпускали в пяти модификациях с однорядной и двухрядной кабинами, с двумя вариантами колесной базы, с задним и полным приводом. В нашу страну пикапы Deer перестали поставлять в 2008 году в связи с введением норм Евро-3. У нас наибольшее распространение получила полноприводная модификация Deer 3, значительно реже встречается длиннобазная версия. Заднеприводные пикапы с однорядной кабиной в основном использовались в качестве коммерческих транспортных средств. Интенсивная эксплуатация в сочетании с перегрузом сделали свое дело, и таких машин почти не осталось на дорогах, а вот найти ухоженный полноприводный Deer 3 c пробегом до 200 000 км еще вполне реально. Стоимость автомобиля в зависимости от состояния – от 150 000 до 250 000 рублей. Кроме того, к этой стоимости придется добавить еще около 100 000 рублей, чтобы привести пикап в хорошее состояние.

Конструктивно Great Wall Deer – это копия пикапа Toyota Hilux начала 1990-х годов, того самого, который может сохранить способность к передвижению и после падения с крыши небоскреба. Словом, это очень надежная и долговечная конструкция, большого пробега можно не опасаться, многие автомобили Great Wall Deer прошли без ремонта основных агрегатов более полумиллиона километров. В основе конструкции мощная рама. И основной недостаток такого автомобиля заключается в его плохой эргономике: подушки передних сидений короткие, не имеют наклона, задний ряд сидений очень тесный. Но надо отдать должное китайцам, они быстро исправляют ошибки. Уже в 2006 году Deer получил новые, более удобные кресла, рулевую колонку с регулировкой. Для отделки салона модели стали использовать более качественные материалы. Но стоит признать, что все равно посадка на водительском сиденье осталась не очень удобной, а салон не стал просторнее.

Самая большая проблема со всеми автомобилями Great Wall – это кузовные запчасти. Особенно это справедливо в отношении семейства Deer. Дело в том, что в Китае запрещено эксплуатировать коммерческие автомобили (в том числе и пикапы) старше семи лет, а раз так, то и запчасти незачем производить. Кроме этого, и металл у китайцев посредственного качества: стальной лист достаточно толстый, но при этом мягкий. Качество окраски тоже на среднем уровне: если коррозия началась, то остановить ее уже трудно. Поэтому при покупке подержанного Great Wall Deer прежде всего надо обращать внимание на состояние кузова. Зато со всем остальным особых проблем нет. Лицензионный мотор Toyota объемом 2,2 литра служит долго и способен «переваривать» даже низкосортный бензин. Трансмиссия тоже надежная. В отличие от кузовных деталей расходников полно, есть оригинальные Great Wall, они недорогие, но не всегда высокого качества. По механике подходят оригинальные запчасти от Toyota, а поскольку Hilux и его наследник Deer широко распространены по всему миру, то полно качественного оригинала, кое-что подходит и от отечественных машин.

Говоря о типичных неисправностях, отметим, что первой начинает сдавать подвеска, в особенности если машина эксплуатируется в условиях бездорожья. Хотя у всех машин Great Wall рамной конструкции подвеска почти неубиваемая: спереди торсионы, сзади у пикапов рессоры, у внедорожников пружины. Что интересно, несмотря на различную форму и силовые агрегаты, за редким исключением (об этом мы скажем чуть позже), по подвеске все рамные модели Great Wall в значительной степени унифицированы между собой. Передние амортизаторы для Deer помимо оригинальных выпускают Toyota, KYB, Stellox, Kortex, Monroe. Также умельцы научились устанавливать амортизаторы от «Соболя» с заменой нижнего сайлент-блока. Задние амортизаторы только родные или тойотовские. Шаровые опоры производят CTR и GMB. Подшипники ступиц выпускает компания Torque (Финляндия). Наконечники рулевых тяг для всех моделей Great Wall выпускает CTR. Тормозные диски делает Nipparts. Тормозные шланги – самые надежные, оригинальные тойотовские, они, как и сальники, стоят относительно недорого, а служат дольше. Воздушные фильтры – марки Knecht, масляные – Mann Filter.

Неубиваемую конструкцию и высокую проходимость внедорожника Deer – у него жестко подключаемый передний мост с понижающей передачей и дорожный просвет более 200 мм – оценили любители внедорожных «покатушек». Многие фирмы, специализирующиеся на тюнинге внедорожников, выпускают для Deer оригинальные комплектующие и аксессуары. В частности, ARB делает самоблокирующиеся дифференциалы.

Несмотря на то что автомобили Great Wall сейчас не продаются в России, дилерская сеть осталась. Как известно, большинство китайских салонов мультибрендовые, и поэтому с обслуживанием машин Great Wall особых проблем в России нет. Конструкция автомобиля проста, и за его ремонт с удовольствием возьмутся многие автомастерские.

Практически одновременно с Deer в России стартовали и продажи внедорожника SUV G5. Это клон Toyota 4-Runner 90-х годов. Great Wall SUV G5, который потом переименовали в Safe, это столь же надежный автомобиль, как и Deer, но в отличие от своего «собрата»  более комфортабельный. У него удобные кресла, просторный салон, эффективная шумоизоляция. Автомобиль оснащался  полным электропакетом, подогревом сидений, парктрониками.

По двигателю и коробке передач Great Wall Safe полностью унифицирован с моделью Deer. Но подвеска другая, сзади вместо рессор пружины. Первое время автомобиль выпускался как в полноприводном исполнении, так и с задними ведущими колесами. Затем полноприводная версия получила электрическое управление раздаточной коробкой и передним мостом, а сзади появились дисковые тормоза. В 2007 году Safe стали собирать на шасси нового внедорожника Hover, при этом силовые агрегаты остались прежними. Производство именно такой версии компания «ИРИТО» освоила в подмосковной Гжели. С 2007 года ходовая часть всех рамных внедорожников Great Wall унифицирована. Это облегчает поиск запчастей. Но следует учесть, что к ранним экземплярам Safe комплектующие от поздних модификаций не подходят, за исключением двигателя и коробки передач. В каталогах запчастей ранние версии фигурируют как Safe «китаец», а поздние – как Safe F1 или Safe Гжель. Начиная с 2007 года машины Great Wall стали продаваться на рынках многих стран мира, и многие производители автокомпонентов начали выпускать для них запчасти.

В частности, передние тормозные диски производят Lucas, TRW, задние – Ashika, Fenox, Japan Parts. Шаровые опоры – GMB, GKN и CTR. Диски сцепления – Valeo. Российская компания Fobos выпускает для этой модели и для Great Wall Hover усиленные пружины. В то же время с кузовными деталями та же беда, в наличии почти ничего нет, все надо заказывать.

Найти на вторичном рынке Great Wall Safe в хорошем состоянии проще, чем Deer. Внедорожники Safe выпускали дольше, до 2010 года, продали их у нас значительно больше, к тому же многие из них эксплуатировали в щадящих условиях. Стоимость – от 200 000 до 350 000 рублей. При покупке такого авто лучше избегать экземпляров, изготовленных до 2007 года, и в первую очередь обращать внимание на состояние кузова автомобиля.

С 2006 по 2009 год в России Great Wall продавала еще одну модель пикапа с двойной кабиной – Sailor. В отличие от Deer он создан на основе шасси другой популярной японской модели – Isuzu TF образца начала 90-х годов прошлого века, при этом двигатель у него все тот же тойотовский. У Great Wall Sailor более просторная, чем у Deer, кабина, посадка на водительском кресле удобнее, есть к тому же электрическое управление раздаточной коробкой и подключением переднего моста. Тем не менее особыми преимуществами Sailor не отличался, при том что стоил он дороже. Поэтому таких автомобилей очень мало на вторичном рынке. И вряд ли стоит рекомендовать их покупку по причине дефицита запасных частей.

Почти одновременно с Sailor в России стартовали продажи еще одного пикапа – Great Wall Wingle. Это первая модель Great Wall с оригинальным дизайном, она оказалась весьма удачной и с небольшими изменениями выпускается до сих пор под именем Wingle 5. Помимо дизайна от других пикапов эта модель отличается лучшей эргономикой и более богатым оснащением. Как и другие модели, она предлагается в заднеприводном исполнении, а также в полноприводной версии. Чтобы более выгодно позиционировать модели Deer, Sailor и Wingle в России, последнюю сначала предлагали с 2,8-литровым дизелем мощностью 95 л.с. Это модернизированный при участии компании Bosch мотор Isuzu. Сам по себе дизель неплох, но не имеет больших преимуществ ни по тяге, ни по расходу топлива по сравнению с бензиновым двигателем. Кроме этого, у дизельной версии много оригинальных комплектующих, которые нельзя заменить компонентами от других моделей Great Wall. Например, у нее не только сцепление, но и тормозные диски оригинальные. По многим комплектующим данная модификация унифицирована с дизельной версией Hover. Модель Wingle – первый пикап Great Wall, который массово стал поставляться на европейский рынок. В конструкции данного автомобиля широко применяются импортные комплектующие. Например, гидроусилитель руля Bosch, сцепление и моторчик стеклоочистителя Valeo. После рестайлинга в 2009 году автомобиль получил имя Wingle 3. В то же время наряду с дизельной версией появилась модификация с бензиновым 2,2-литровым мотором мощностью 110 л.с. В 2011 году модель прошла очередной рестайлинг, после чего получила имя Wingle 5. От предыдущей версии она отличается передним бампером, решеткой радиатора и фарами. Расширилась линейка силовых агрегатов, на Wingle 5 стали устанавливать бензиновые моторы объемом 2,2 л (106 л.с.) и 2,4 л (126 л.с.), а также 92-сильный дизель. В Россию поставляли только версии Wingle 5 с бензиновым 106-сильным двигателем. Это дефорсированный мотор разработки Mitsubishi. Он способен работать на бензине АИ-92, но при этом требователен к качеству топлива.

В России разброс цен на пикапы Wingle довольно большой: от 250 000 рублей за машину 2008 года до 750 000 рублей за экземпляры 2014 года с небольшим пробегом. Причем цена не особо зависит от состояния автомобиля. Как и в случае с другими автомобилями Great Wall, все кузовные детали в большом дефиците, а остальные комплектующие, за исключением запчастей на дизельные версии, есть в наличии и стоят недорого. Поэтому при покупке Wingle с пробегом в первую очередь надо смотреть на состояние кузова и избегать дизельных версий.

Ну и, наконец, самый популярный в России внедорожник Great Wall – модель Hover. Несмотря на то что этот автомобиль с многочисленными модернизациями выпускается уже десять лет, сегодня он остается уникальным предложением в своем ценовом диапазоне. По конструкции это настоящий рамный внедорожник с подключаемым передним мостом и понижающей передачей. В то же время по уровню комфорта эта модель приближена к дорогим кроссоверам и обладает неплохой управляемостью. За свою долгую жизнь эта модель эволюционировала от утилитарного внедорожника Hover до Haval H5. Марка Haval, как известно, в Китае позиционируется как премиальный бренд. Во многом своему успеху Hover обязан своему успешному прародителю Isuzu Axiom, который до 2004 года выпускался в США на совместном предприятии Subaru-Isuzu. Динамичный и вместе с тем брутальный дизайн этого автомобиля актуален до сих пор. За десять лет производства Hover пять раз проходил рестайлинг! Вначале автомобиль назвался просто Hover, затем Hover H2, затем линейка разделилась на две модели – Hover H3 и Hover H5, причем последний в Китае продавался под именем Haval H5. Впоследствии обновились обе версии. При каждом обновлении прежде всего менялись головная оптика, передний бампер и капот. Как раз те элементы, которые наиболее часто страдают в результате ДТП. А учитывая то, что с поставкой оригинальных кузовных запчастей у Great Wall давняя проблема, такое частое обновление модельного ряда Hover для владельцев – это головная боль в квадрате. Ситуация усугубляется еще и тем, что сборку «Ховеров» со сваркой и окраской кузовов организовали в России, а наш условный модельный год не совпадает с китайским. Например, в 2010 году в Китае начали собирать Hover H5 2011 модельного года с новым дизайном, а у нас еще в 2011 году продолжали собирать прежние версии из «старых», завезенных ранее машинокомплектов. За десять лет на Hover устанавливались самые различные силовые агрегаты, как бензиновые, так и дизельные, но мы расскажем только о тех, что были доступны на российском рынке.

Изначально, с 2005 года, на Hover использовали 2,4-литровый 130-сильный лицензионный двигатель Mitsubishi. Это достаточно надежный, но требовательный к качеству топлива агрегат. В 2006 году появилась версия с 2,8-литровым дизелем Isuzu мощностью 95 л.с., который был слабоват для такой модели. С этими двигателями Hover выпускался до 2010 года. В связи с введением в России норм Евро-4 с 2011 года уже на версии Hover H3 устанавливали 2-литровый мотор Mitsubishi мощностью 122 л.с. Такой двигатель годился только для неспешной езды, хотя на бездорожье тяги было достаточно, выручала понижающая передача. Поэтому вскоре у нас стартовали продажи версии Hover H5, который предлагался с 2,4-литрвым двигателем мощностью 136 л.с. и новым 2-литровым дизелем мощностью 150 л.с., последняя версия была также доступна с автоматической трансмиссией. Последней вариацией Hover, которая добралась до нашего рынка, стал Great Wall H3 New, доступный только с бензиновыми 2,0-литровыми моторами: атмосферным мощностью 116 л.с. и турбированным мощностью 150 л.с.

Несмотря на столь богатый выбор модификаций – за исключением дизельных комплектаций, у которых много оригинальных комплектующих, – все версии Hover и поздние модификации Great Wall Safe унифицированы по ходовой части. Недостатка в комплектующих нет, стоят они недорого, есть и оригинал, и качественные детали мировых автопроизводителей, которые более предпочтительны из-за высокого качества.

На вторичном рынке громадный выбор автомобилей Hover различных модификаций, их стоимость колеблется от 250 000 до 1 млн рублей. Причем цена не всегда зависит от состояния. Скажем, за 500 000 рублей могут предлагаться «убитый» экземпляр 2010 года и ухоженная машина с небольшим пробегом 2014 года. Несмотря на большой выбор, подобрать хороший экземпляр непросто, дело в том, что большинство «свежих» экземпляров – это Hover H3 со слабыми бензиновыми атмосферными моторами. Найти у нас Hover H5 с 150-сильным турбодизелем и автоматической трансмиссией – большая удача, автомобилей с бензиновыми турбомоторами тоже мало. Похоже, вскоре может возникнуть ситуация, когда будут покупать один автомобиль из-за хорошего силового агрегата, а другой в качестве «донора» для кузовных запчастей. В любом случае это дешевле, чем, например, купить один подержанный японский или корейский внедорожник, проблем с эксплуатацией которого не меньше. 


Посмотрите похожие материалы: