Авторынок в 2015 году

Авторынок в 2015 году

17.01.2016 - 15:53
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Начнем с цифр. Всего за прошлый год на российском рынке было продано, согласно данным АЕБ, 1 601 216 легковых автомобилей и легких коммерческих авто. Это на 35,7% меньше, чем за 2014 год – 2,49 млн шт., сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ.

Если анализировать данные о продажах в разные месяцы 2015 года, можно отметить следующую тенденцию – резкий спад авторынка в начале года, в середине года рынок продемонстрировал признаки подъема, которые к концу года сменились очередным обвалом продаж.

«Декабрь с продажами 147 000 автомобилей оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда, равного 270 000, показанного годом ранее», – прокомментировал Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.

С учетом годового спада российский авторынок занял лишь четвертое место в европейском рейтинге. Напомним, что еще недавно, несколько лет тому назад, Россия теснила немецкий авторынок в борьбе за первое место в европейском зачете. 

Многие европейские авторынки закончили 2015 год в плюсовой зоне. Так, по итогам прошлого года авторынок Испании вырос на 20,9%, всего здесь было продано 1,034 млн автомобилей, на 179 000 единиц больше, чем в 2014 году. За тот же период продажи на авторынке Италии выросли на 15,8%. За прошедший год здесь было продано 1,57 млн авто, почти на 200 000 единиц больше, чем годом ранее. Годовой прирост продаж автомобилей на немецком рынке составил 5,6%. За 2015 год в стране было реализовано 3,206 млн новых авто. В Великобритании по итогам 2015 года прирост авторынка составил 6,3%. Всего в стране было продано 2 633 503 автомобиля. Во Франции рост продаж составил по итогам 2015 года 6,8%, было реализовано более 1,9 млн автомобилей. Продажи новых автомобилей в США выросли за 2015 год на 5,6% в годовом сравнении. За отчетный период здесь было продано 17,47 млн машин, что стало лучшим показателем продаж с 2000 года. В 2016 году, как ожидают аналитики, емкость рынка вырастет на 3%, а объемы реализации превысят 17,8 млн авто.

 

По итогам января 2016 года продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились на 29,1% в годовом сравнении, до 81 849 шт. В АЕБ отмечают, что «январь никогда не был надежным индикатором тренда для последующих месяцев года». По мнению экспертов, положительным признаком для рынка стало объявление о продолжении правительственной поддержки автомобильного сектора в первой половине текущего года. С другой стороны, как отмечают в АЕБ, «продолжающееся повышение цен, подпитываемое очень слабым рублем, будет оставаться главным вызовом на длинном пути восстановления рынка».

По прогнозам аналитиков, в 2016 году в России будет продано 1,53 млн автомобилей, на 4,7% меньше, чем в 2015 году. Такой сценарий возможен при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора. «В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом.  Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту», – отметил г-н Шрайбер.

Эксперты считают, что сейчас трудно предсказать более или менее точно, насколько авторынок упадет в 2016 году. Спрогнозировать динамику развития рынка сложно, потому как ситуацию на нем определяют сразу несколько весьма нестабильных факторов – курс рубля к доллару и евро, изменение цен на нефть, ситуация в сфере кредитования, а также последствия санкционного режима.

Примечательно, что по итогам 2015 года только несколько автомобильных брендов смогли продемонстрировать прирост продаж. В их числе марка Datsun, объемы реализации которой выросли на 178% в годовом сравнении, до 31 800 шт. Кроме того, еще два премиальных бренда – Porsche (+12,4%, 5300 шт.) и Lexus (+5,6%, 20 200 шт.), продемонстрировали рост продаж в годовом сравнении.

Самой востребованной моделью на российском рынке по итогам прошлого года стала LADA Granta. За год в России было продано 120 200 таких машин, на 21,4% меньше, чем за 2014 год. Второе место в рейтинге продаж занял Hyundai Solaris – 115 900 шт. (+1,1%), а третье – KIA Rio с показателем 97 100 единиц (+3,7%). Аналитики отметили также, что по итогам 2015 года на российском рынке заметно выросла емкость сегмента кроссоверов и внедорожников. Сегмент SUV занял почти четверть от всего авторынка, заметно потеснив при этом сегмент компактных легковушек.

Еще одним интересным событием в автомобильной отрасли страны стала пресс-конференция ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на которой российские дилеры обсудили итоги авторынка за прошлый год. Примечательно, что РОАД куда более пессимистична в своих прогнозах на 2016 год. На конференции прозвучали мнения о том, что авторынок рухнет в нынешнем году на 15–20%.

 

Согласно данным исследования «Автостат Инфо», в 2015 году в России было зарегистрировано 1 284 366 новых легковых автомобилей, на 44,9% меньше, чем за 2014 год – 2 333 067 шт. За отчетный период количество регистраций новых автомобилей класса легких коммерческих авто сократилось на 34,7% в годовом выражении, с 135 334 до 84 775 шт. соответственно.

Одним из печальных результатов 2015 года для дилерского сообщества стало закрытие автоцентров. По данным РОАД, в сфере авторетейла работают сейчас более 1000 дилеров, 3800 дилерских центров, 300 собственников. Их инвестиции в развитие предприятия превысили 15 млрд рублей. При этом, как отметил глава РОАД Владимир Моженков, только за 2015 год в России закрылось около 700 дилерских центров. И закрытия будут еще и в нынешнем, и в будущем годах.

Говоря об итогах продаж в 2015 году, эксперты особо подчеркивали тот факт, что каждый третий автомобиль в прошлом году был продан по программе государственных субсидий. И так как помощь со стороны государства поступит в автомобильную отрасль и в нынешнем году, благодаря этому можно ожидать, что падение рынка ограничится 15–20%.

Принимая во внимание сложившуюся на авторынке ситуацию, дилерское сообщество предлагает некоторые меры, которые могли бы поддержать продажи автомобилей. Среди прочего это и лизинг для физических лиц, с той оговоркой, что этот инструмент необходимо сделать по-настоящему цивилизованным, что и является зоной ответственности государства. Помимо этого, поддержать авторынок помогла бы и легализация параллельного импорта запчастей, а также снижение ставок на автокредиты и некоторые налоговые преференции. 


Посмотрите похожие материалы: