Коронавирус угрожает рынку

Коронавирус угрожает рынку

11.03.2020 - 09:38
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В течение ближайших месяцев вся автомобильная отрасль России может столкнуться с серьезными проблемами из-за коронавируса. В числе прочих пострадает и aftermarket, считает Сергей Бургазлиев, независимый эксперт «Система СИТЭМ». Об этом он рассказал во время форума ForAuto 2020, прошедшего в конце февраля в Москве.

Вирус разрушает бизнес

Если в начале мероприятия больше половины собравшихся относились к коронавирусной угрозе скептически, как к хайпу, то после выступления Сергея Бургазлиева даже рьяные скептики призадумались.

Судите сами, коронавирус уже выбрался за пределы Китая, причинил массу проблем корейцам и японцам. Вызвал страшную панику в Италии: в Венеции отменили карнавал, в Милане – показы мод и футбольные матчи. Даже Армения и Турция закрывают свои границы, не говоря о России. Наводит на грустные мысли и тот факт, что в Поднебесной зафиксировали почти 200 случаев повторного заражения вирусом, а это плохо, ведь иммунитет к инфекции не формируется.

короновирус

Но перейдем к сухой статистике автобизнеса: если коронавирус не удастся остановить в ближайшее время, экономика Китая по итогам 2020 года снизит темпы роста на 1–1,5%, а это примерно 140 млрд долларов прямого ущерба. На эти деньги можно построить 70–75 заводов уровня Hyundai или Audi.

Кроме того, провинция Хубэй – это примерно 9% всего автопрома Поднебесной, кроме прочих, там располагаются предприятия DongFeng и Nissan. Более того, Хубэй – это как минимум 13–15% производства всех автокомплектующих в Поднебесной, как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

В провинции Хубэй располагаются предприятия Yorozu, производящие модули подвески в сборе, подрамники и рычаги подвески; компания Kautex, производящая элементы топливных систем, омыватели, катализаторы и компоненты к ним. Кроме того, масштабные производства здесь имеют Valeo, DongFeng Dana Axle, GKN Automotive, Hutchinson, ZXY, faurecia, Lear Corporation, Mahle и Cummins.

Зависимость автопрома

Больше других от коронавирусной инфекции может пострадать американский автомобильный рынок. Так как только за первые 9 месяцев прошлого года США закупили у Китая комплектующих, запасных частей и аксессуаров на 8,8 млрд долларов. В Японию за тот же период автотоваров ушло на 2,9 млрд. Мексика получила из Поднебесной автопродукции почти на 2 млрд долларов, Германия – на 1,5 млрд, Южная Корея – на 1,2 млрд.

Не стоит думать, что от коронавируса пострадают только развитые страны. Зависимость отечественной автомобильной индустрии от китайских комплектующих, запчастей и автоаксессуаров является очень значительной. Мы закупаем у китайского брата продукции больше чем на 900 миллионов долларов ежегодно. При этом не стоит забывать, что объемы автомобильного производства в нашей стране несравнимо меньше, чем в той же Германии, Южной Корее или Японии. Так что, при учете этих данных, открывается истина – отечественный автопром под угрозой.

Доля китайских комплектующих

К слову, по информации Сергея Бургазлиева, только один КАМАЗ закупает в Китае более 100 важнейших номенклатурных позиций, в число которых входят турбины, карданные валы и крестовины, шатуны, распределительные валы, стартеры, генераторы, гидроусилители руля, компоненты электрооборудования, хомуты и патрубки.

Зависимость предприятия от китайских комплектующих составляет от 35 до 40% (экспертная оценка, именно столько комплектующих китайского производства в общем объеме машинокомплекта).

Чуть меньше зависимость от китайских запчастей на УАЗе – около 45 позиций, или 30–32% от объема общего машинокомплекта. В Ульяновск из Китая везут коробки передач, электронику, компоненты электрооборудования, мультимедиа и тормозные диски. Есть серьезная зависимость и у «АвтоВАЗа» и даже группы ГАЗ, которая имеет в составе своей продукции не менее 15% китайских комплектующих. Похожая ситуация по большинству отечественных автопроизводителей.

И это проблема не только российского автопрома, но и всего мирового автопрома в целом. Правда, положение нашей страны коренным образом отличается от европейского, в России просто физически нет большого количества поставщиков, способных обеспечить высокие объемы производства с надлежащим уровнем качества. Зато есть недостаток дешевых денег для инвестиций, дефицит необходимого уровня собственных технологий для взлета автокомпонентов и потрепанные последними десятилетиями смежные отрасли.

Предполагаемый урон

Скорее всего, российский автомобильный рынок начнет испытывать последствия коронавируса примерно в марте-апреле. А общее снижение поставок по запчастям и комплектующим прогнозируется начиная с февраля. К марту спад может достичь 15%.

В апреле-мае может начаться постепенное повышение цен на запасные части для вторичного рынка, в пределах 6%. А количество импортируемых компонентов для машинокомплектов к этому времени способно снизиться на 11%.

Стоит ли говорить, что в короткие сроки заменить сложившиеся цепочки поставок будет малореально, особенно если на мировом рынке автокомпонентов также сложится дефицитная ситуация. Кроме того, зачастую китайские комплектующие лучше по качеству, чем то, что производится в нашей стране.

Запас времени

Эксперт предполагает, что у наших автопроизводителей сегодня еще есть временной лаг, примерно три-четыре недели, для обеспечения альтернативных поставок. Наличие времени объясняется складскими запасами. Но по сложным техническим компонентам запас деталей может иссякнуть гораздо раньше.

Напоследок приведем шокирующие данные. В Китае на сегодняшний день работает примерно 180 заводов, занимающихся сборкой автомобилей. Но только 60 предприятий к моменту написания статьи восстановили свою нормальную работу.


Посмотрите похожие материалы: