О «Пассате» в новом свете

О «Пассате» в новом свете

26.12.2015 - 13:39
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Концерн Volkswagen стал впервые в своей истории мировым лидером по объему продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2015 года, обогнав занимавшую до этого первое место японскую компанию Toyota. Но, как говорится, недолго музыка играла. Уже по итогам третьего квартала 2015 года Toyota вновь вернула себе лидирующее положение, в чем помог ей... сам Volkswagen, рухнувший в эмиссионный скандал в сентябре 2015 года.

Как ни странно, но проблема с Volkswagen в Америке берет свое начало в Европе. Работники небольшой европейской компании, занимающейся эмиссионными делами, обнаружили значительное увеличение выбросов вредных примесей в выхлопных газах при проведении замеров в дорожном движении автомобилей Volkswagen Passat и Jetta с дизельными двигателями. При замерах в лаборатории показатели были в норме.

Питер Мок, управляющий директор этой фирмы, чтобы прояснить этот вопрос, предложил повторить такие испытания в США. Случилось это еще в 2014 году! Обратился он к своему американскому коллеге Джону Герману, который является сопредседателем Международного совета по чистому транспорту с американской стороны. Последний был уверен, что американские версии этих автомобилей пройдут тесты без проблем и будет доказано, что дизельные моторы чисты и при обычной эксплуатации машин. Такая уверенность базировалась на том факте, что стандарты по токсичности в США выше, чем в Европе, а также на большом опыте по доведению вредных примесей в выхлопных газах до норм стандартов в Америке.

Началась серия испытаний, в результате которых Volkswagen признал (конечно, далеко не сразу), что в программное обеспечение дизельных моторов был встроен специальный алгоритм (названный defeat device), который автоматически обманывал американские (и европейские) тесты на уровень загрязнения. Такое программное обеспечение, устанавливаемое на моделях Volkswagen и Audi с двигателем с турбонаддувом объемом 2,0 л, которые выпускались в 2009–2015 гг., при прохождении тестов ЕРА (Environment Protection Agency) включало полный эмиссионный контроль. Когда испытания заканчивались (при обычной эксплуатации автомобиля), полный контроль отключался и действовал только частично. В результате выброс окислов азота (Nox) вырастает до уровня, превышающего нормы США в 40 раз! Эти цифры были указаны в официальном извещении EPA в адрес Volkswagen.

EPA и CARB (California Air Resources Bord) начали проверку автомобилей Volkswagen еще в мае 2014 года. Результат – отрицательный. Переговоры велись несколько месяцев. Volkswagen заявил, что причины несоответствия определены и будут приняты меры по их устранению. В результате в декабре 2014 года началась кампания по отзыву почти 500 000 проданных в США за 7 лет автомобилей Volkswagen для устранения причин, вызывающих повышенный выброс NOx.

Казалось бы, больших проблем нет: достаточно перевести систему контроля токсичности на режим постоянного включения, и будет обеспечено полное соответствие нормам ЕРА. Но есть одно «но»: при этом эффективная мощность двигателя упадет и возрастет расход топлива. Автомобили будут иметь уже другие, заметно худшие показатели, что в конкурентной борьбе на рынке снизит позиции Volkswagen. Руководство компании пыталось убедить EPA, что все это чисто технические проблемы, однако успеха не добилось.

EPA считает, что выявленные нарушения очень серьезны, не только из-за нелегального defeat device и превышения эмиссии NOx во много раз, но также и потому, что Volkswagen утаивал эти факты от EPA, от штата Калифорния (где проводились многие испытания) и потребителей. Такого от VW никто не ожидал.

В соответствии с Федеральным законом, EPA имеет право выставить штраф в размере не более 37 500 долларов за автомобиль. За 2005–2015 гг. Volkswagen и Audi продали примерно 482 000 дизельных моделей с нелегальной системой контроля эмиссии (defeat device). Всего в мире продано 11 миллионов таких авто. Теоретически сумма штрафа для VW может достигнуть 18 миллиардов долларов (37 500 долл. х 482 000 шт.).

В сентябре 2015 года, после того как EPA и CARB запросили объяснений по упомянутой эмиссионной проблеме, руководство концерна Volkswagen признало, что 2,0-литровые дизельные модели содержат т.н. defeat devices – «устройства отмены» (так назвали в EPA систему отключения полного контроля эмиссии в программном обеспечении при лабораторных тестах). EPA считает, что это касается следующих моделей: 2000–2015 модельный год – Volkswagen Jetta, Beatle, Golf и Audi A3; 2014–2015 модельный год –  Volkswagen Passat. EPA также отказалось от выдачи Volkswagen «сертификата соответствия» на модели 2016 года с дизельными моторами объемом 2,0 л.

Мартин Винтеркорн, ныне уже бывший глава немецкого автоконцерна, заявил, что Volkswagen заказал проверку независимой компании после того, как регулирующие органы США выявили неверные результаты по дизельным моторам. «Я глубоко сожалею, что мы разрушили веру наших покупателей, – сказал Винтеркорн в своем заявлении. – Мы сделаем все необходимое, чтобы ликвидировать последствия случившегося».

Инженеры автопроизводителя продолжали настаивать на технических причинах негативных результатов эмиссионных испытаний. Но ни одно из объяснений не удовлетворило официальные органы США, которые решили не выдавать сертификацию автомобилям Volkswagen 2016 модельного года.

Примечательно, что именно Volkswagen Passat должен был стать первой моделью 2016 года, которую немецкий производитель планировал представить на выставке в Нью-Йорке 21 сентября 2015 года. Но все изменилось за три дня до намеченной даты. В том же сентябре 2015 года Винтеркорн вынужден был подать в отставку. Он ставил слишком высокие цели по снижению расхода топлива и снижению уровня токсичности, а инженеры компании не отважились ему возражать.

Еще в 2012 году Винтеркорн заявил, что концерн намерен уменьшить выбросы СО2 на 30% к 2015 году. Никто не сказал ему, что этого будет трудно достигнуть. Короче – победа любой ценой. Но цена эта оказалась чрезмерно высокой. Volkswagen уже потерял 21 млрд долларов в рыночной капитализации (за счет уменьшения стоимости своих акций) с сентября 2015 года. Копая все глубже и глубже, американские власти обнаружили, что еще более 10 000 автомобилей Volkswagen в США имеют нелегальное программное обеспечение, которое «маскирует» высокий уровень выбросов NOx.

Несколько моделей Volkswagen, Porsche и Audi с 3,0-литровым дизелем имели тот же алгоритм defeat device, уточнялось в новом заявлении ЕРА. Прежде заявлялось о том, что проверке подвергались только модели Volkswagen и Audi с 4-цилиндровым 2,0-литровым мотором. Дизель V6 объемом 3,0 л был разработан Audi и широко использовался в премиальных моделях Volkswagen Audi и Porsche в 2014–2015 гг. В ответ Volkswagen заявил, что программного обеспечения в трехлитровых двигателях V6, которое незаконно меняло бы эмиссионные характеристики, не было. VW даже намерен кооперироваться с ЕРА для выяснения этой проблемы в полном объеме.

Еще до выпуска новой версии в 2014 году концерном уже было произведено и продано по всему миру более 1,6 млн дизелей V6 объемом 3,0 л. Неизвестно, сколько еще моделей с новой версией мотора V6 могут иметь нелегальный defeat device. EPA обнаружило нелегальное ПО и у 3,0-литрового дизеля, который используется на Volkswagen Touareg 2014 года выпуска, Porsche Cayenne 2015 года и Audi A6 Quattro, A8, A8L. Речь идет только о недавно испытанных моделях, и неизвестно, что еще может обнаружить ЕРА в результате последующих проверок.

Устройство defeat device в электронном модуле дизеля Volkswagen способно определять, когда автомобиль проходит формальный эмиссионный тест, и включать на это время специальный режим работы двигателя. В этом режиме ограничивается выброс окислов азота до разрешенного стандартного уровня. Буквально через секунду после завершения процедуры двигатель переключается в «нормальный» режим, и выброс NOx увеличивается до 9 раз. Это касается только тестов официальной федеральной процедуры ЕРА в США. В других эмиссионных тестах показатели NOx зашкаливают уже прямо на старте.

Претензии относительно дизеля V6 объемом 3,0 л компания Volkswagen сначала не принимала, заявляя о том, что ЕРА неправомерно вовлекает в скандал новые бренды концерна – Audi и Porsche. Однако, по последним данным, немецкий автоконерн был вынужден признать наличие вредоносного ПО и у 3,0-литровых дизельных моторов. По самым скромным подсчетам, таким мотором оборудованы около 85 000 автомобилей, среди которых Volkswagen Touareg, Audi A6, A8, Q5 и Porsche Cayenne.

Концерну Volkswagen предстоят огромные дополнительные расходы (кроме упомянутого выше штрафа в 18 млрд долларов) по проверке и замене блоков программного обеспечения автомобилей, число которых измеряется миллионами. Ближайшая и среднесрочная перспектива для концерна не выглядит оптимистичной. Дело в том, что в настоящее время конкуренты немецкого автогиганта активно развивают гибридные технологии и технологии автомобилей на топливных элементах. А Volkswagen свои основные усилия в последние годы направил на развитие «чистых» дизелей, которые к тому же оказались и не очень чистыми.

Понимая неизбежность финансовых потерь в связи с «дизельным скандалом», Volkswagen уже сейчас заявил о своем решении сократить в 2016 году объем своих инвестиций на 1 млрд евро. В компании решили, что можно отложить реализацию не самых важных проектов или вовсе их аннулировать. Решено было отказаться от строительства нового дизайн-центра в Вольфсбурге, что позволило сэкономить около 100 млн евро. Кроме того, было решено повременить с выводом на рынок нового поколения модели Phaeton. Помимо этого, под вопросом теперь и строительство нового сборочного предприятия в Мексике.


Посмотрите похожие материалы: