Клиентская база
Пока еще парк автомобилей, оснащенных традиционной системой подачи дизельного топлива, многочислен. И к тому же вся эта техника достигла того возраста, когда обращения в сервис становятся регулярными.
Олег Минаев, генеральный директор «ТракСтарСервис»:
– Я знаю, что многие коллеги переориентируются исключительно на ремонт Common Rail. Тем не менее считаю, что нам еще рано следовать их примеру. Пока существует контингент клиентов, ездящих на традиционных дизелях, мы должны обслуживать такие моторы. А сегодня таких клиентов приезжает не меньше, чем владельцев Common Rail. Не случайно в прошлом году мы обновили парк оборудования для диагностики и ремонта ТНВД – одного из самых сложных в техническом плане агрегатов таких машин.
Среди техники, оснащенной традиционными дизелями, преобладает коммерческий транспорт выпуска 90-х гг. прошлого столетия.
Олег Минаев:
– В первую очередь нашими клиентами являются владельцы подержанных грузовиков. Нередко также обращаются владельцы специальных машин: тракторов, подъемных кранов, экскаваторов. Этой техники немало сохранилось еще чуть ли не с советских времен, для нее 20 лет – это еще не предельный возраст.
Ну и, кстати, если говорить про специальную технику, то тут далеко не все дизельные двигатели с традиционными топливными системами сошли с конвейеров. Ими по-прежнему оснащаются мобильные электростанции, компрессорные установки и пр. техника.
Еще одним специфическим типом дизельной техники, владельцы которой могут стать клиентами сервиса, занимающегося ремонтом и диагностикой ТНВД, становится водный транспорт. Многие небольшие суда оснащены именно такими моторами, и в случае поломок их владельцы часто отправляют насосы высокого давления на ремонт в обычные автосервисы.
Олег Минаев:
– Водный транспорт – это отдельное направление нашей работы. Для ремонта их двигателей наши специалисты сами выезжают к клиентам со всем необходимым оборудованием. Топливные же насосы, как правило, нам доставляют отдельно, для того чтобы мы могли прогнать их на специальном стенде.
Ну и, наконец, пока еще немало легковушек оснащены традиционными дизелями. И всем им требуется квалифицированный ремонт.
Алексей Карев, мастер «Дизель Реутов»:
– Среди наших клиентов немало владельцев дизельных легковушек выпуска конца прошлого века, оснащенных традиционной системой подачи топлива.
Так что без клиентов сервису, специализирующемуся на ремонте традиционных дизелей, сидеть не придется. Причем значительная доля их обращений будет связана именно с диагностикой и ремонтом ТНВД.
Олег Минаев:
– Я бы сказал, что процентов двадцать всех ремонтов так или иначе связаны с проблемами с ТНВД.
Для ремонта ТНВД требуются специальные стенды, которыми специальный сервис обязательно должен быть оснащен.
Вопрос оборудования
Причем для диагностики насосов Common Rail и традиционных нужны разные аппараты. Поэтому, если сервис собирается работать с обеими этими системами, ему потребуются два разных стенда.
Олег Минаев:
– К сожалению, насколько я знаю, универсальных стендов для всех насосов не бывает. Для Common Rail приходится приобретать свое оборудование, для традиционных рядных ТНВД – свое.
С покупкой аппаратуры для традиционных ТНВД проблем не возникает. На рынке есть и фирменная, дорогая техника европейских производителей, и отечественная – попроще. И, естественно, китайская. Причем, по мнению дизелистов, российская – вполне функциональна и, хотя уступает многим импортным образцам по надежности, зато и стоит значительно дешевле.
Олег Минаев:
– На мой взгляд, именно для традиционных ТНВД особого смысла тратиться на фирменное оборудование нет. Обычный отечественный стенд способен с высокой точностью продиагностировать практический любой рядный насос более чем по десяти различным параметрам, которых в подавляющем большинстве случаев оказывается достаточно. Да, такой станок будет более шумным, менее удобным. Но так он и стоит на порядок дешевле. В условиях же сервиса большая производительность и функциональность западного оборудования просто не смогут проявить себя. Соответственно огромная разница в цене никогда не окупится.
Да и китайские станки также обеспечивают возможность проведения качественной диагностики в полном объеме. Поэтому сервису, который не будет диагностировать и чинить ТНВД в конвейерном режиме, вполне возможно, и впрямь нет смысла переплачивать за дорогое западное оборудование. Задуматься о его приобретении нужно будет в том случае, если сервис имеет большую загруженность: тогда более высокая производительность «фирменного» оборудования и более высокий его ресурс могут оказаться значимым козырем.
В любом случае принцип действия стенда будет одним и тем же.
Алексей Карев:
– Стенд имитирует работу ТНВД в различных режимах. Для этого он оснащен собственным двигателем, вращающим вал ТНВД, а также системой, подающей в насос рабочую жидкость.
Основной диагностический параметр любого ТНВД – его производительность. Стенды позволяют проконтролировать ее на различных режимах и в различных режимах эксплуатации. Кроме того, в зависимости от типа ТНВД стенды отслеживают и ряд других параметров, причем обеспечивают контроль в разных режимах проверки. То, какие именно параметры соответствуют данному насосу, определяется в тест-планах завода-изготовителя.
Алексей Карев:
– У каждого ТНВД есть свой номер. На современных автоматических станках механик перед проведением диагностики вводит с пульта управления станка этот номер, и дальше аппарат сам определяет оптимальный режим диагностики для этого насоса.
На рынке до сих пор можно приобрести подержанные стенды для проверки ТНВД, выпущенные десять и более лет назад. В случае с такими стендами механику придется настраивать проводимые операции вручную.
Олег Минаев:
– Для этого ему в первую очередь нужно будет обратиться к специальной информации производителей ТНВД (ее можно найти, как вариант, в Интернете) и по номеру ТНВД определить, какие контрольные операции потребуются. После чего запустить их вручную.
Кроме того, на некоторых стендах необходимо указать также определенные условия (иначе – предпосылки), при которых будет проходить диагностика.
Алексей Карев:
– На многих станках перед началом работы нужно вручную ввести предпосылки проверки: указать, какого размера используются трубки, какой будет температура и пр.
Когда все эти настройки сделаны, стенд запускается в заданном режиме и проводит диагностику, проверяя насос по целому ряду параметров.
Алексей Карев:
– Каждый насос поверяется по собственному набору параметров. Их может быть более десятка: обороты холостого хода, блокировка и деблокировка топлива, количество топлива при пуске, объем подачи в разных режимах и пр. В некоторых случаях после диагностики станок выдает распечатку по всем этим параметрам, которая с трудом умещается на трех листах.
На основании этих параметров механик получает возможность оценить исправность стенда. Причем дешифровать показатели помогает сама программа стенда.
Олег Минаев:
– Для каждого типа насоса есть расшифровки, которые говорят о том, какой неисправности соответствует тот или иной комплекс отклонений по основным параметрам.
Но это не значит, что работать с такими стендами сможет даже неспециалист. Автоматика не способна дать исчерпывающей информации. Поэтому во многих случаях только опыт механика позволяет сделать правильные выводы. Тем более что мастер имеет возможность в ходе наблюдения за тестом выявлять косвенные свидетельства неисправности, которые автоматика не в силах уловить.
Олег Минаев:
– В ходе теста часто удается обнаружить посторонние шумы, вибрацию, течи, которые позволяют механику точнее локализовать неисправность.
Хотя поломок топливного насоса может быть множество, в большинстве случаев дефекты ТНВД бывают связаны лишь с несколькими основными неисправностями. Что до какой-то степени упрощает процесс диагностики.
Основные неисправности
На одном из первых мест среди неисправностей топливных насосов высокого давления стоит износ плунжерной пары.
Олег Минаев:
– В первую очередь потеря производительности ТНВД бывает связана с износом плунжерной пары. Этот дефект встречается процентах в 60–70 всех случаев выхода из строя насоса высокого давления.
Характерными внешними признаками износа плунжера становятся неравномерная работа двигателя на холостых оборотах, повышенный расход, потеря мощности, появление металлического шума при работе насоса. При возникновении подозрений на плунжер ТНВД разбирается и производится дефектовка плунжерной пары. Как правило, в случае износа его следы бывают видны уже при визуальном осмотре.
В некоторых случаях причиной дефекта становится поломка пружин возврата плунжера.
Другая распространенная неисправность – дефект клапана.
Олег Минаев:
– В зависимости от формы и масштабов поломки симптомами выхода из строя нагнетательного клапана становятся либо полный отказ насоса, либо нарушение его производительности, сопровождающееся стуком в районе клапанов.
Довольно часто приходится сталкиваться с течью топлива через уплотнители.
Олег Минаев:
– Обычно течь довольно легко обнаружить визуально при работе насоса. В некоторых случаях для ее локализации при диагностике на стенде может быть использована подкрашенная рабочая жидкость.
Наконец, ремонтникам приходится сталкиваться с механическими повреждениями различных элементов привода насоса.
Олег Минаев:
– Чаще всего ломаются или изнашиваются шестерни привода вала. В случае их износа нарушается равномерность работы насоса вплоть до полного его отказа, появляется специфический гул при работе ТНВД.
При всех этих неисправностях обнаружить точное место поломки позволяют разборка и последующая дефектовка насоса.
При обнаружении износа тех или иных деталей, а особенно в случае выхода из строя нескольких элементов ТНВД нельзя ограничиваться только диагностикой и ремонтом самого насоса. Прежде чем устанавливать на автомобиль новый или отремонтированный ТНВД, необходимо будет провести диагностику двигателя и других элементов подачи топлива. А также убедиться в качестве используемой солярки. Зачастую поломка ТНВД становится лишь следствием других неисправностей. Поэтому, если их не устранить, новый насос, скорее всего, также не сможет работать правильно и быстро выйдет из строя.
Олег Минаев:
– Часто выход из строя ТНВД становится следствием поломки двигателя. Например, при износе поршневой группы картерные газы попадают в масло, ухудшая его эксплуатационные свойства. А на многих автомобилях смазка ТНВД осуществляется моторным маслом из двигателя. Поэтому сам по себе ремонт насоса может ничего не дать, необходимо одновременно с ним чинить агрегат.
Что касается ремонтопригодности ТНВД, то в большинстве случаев насосы подлежат ремонту. Воспрепятствовать ему может в первую очередь нецелесообразность такого ремонта с точки зрения экономической.
Алексей Карев:
– Починить можно практически любой ТНВД. Другое дело, что в тех случаях, когда речь идет о каких-то серьезных повреждениях – механических поломках корпуса насоса, множественном износе нескольких его элементов и пр., более выгодным оказывается не чинить старый насос, а заменить его целиком на новый.
Другая проблема, с которой может столкнуться сервис при попытке отремонтировать ТНВД, – отсутствие запчастей. Хотя в целом на рынке комплектующие к топливным насосам высокого давления есть, правда случается, что некоторые не самые распространенные позиции могут отсутствовать на складах поставщиков. И тогда приходится заказывать их на производстве. А на это уходят многие недели.
Алексей Карев:
– Как правило, все основные детали топливных насосов есть на складах поставщиков. Но если чего-то нет, то тут сервис может столкнуться с серьезной проблемой. Заказ на заводе может растянуть ремонт на многие недели и даже месяцы. Хотя в среднем срок ожидания составляет три-четыре недели.
Усугубляет ситуацию огромное разнообразие моделей насосов, запчасти к которым далеко не всегда унифицируются. Дело не улучшает даже тот факт, что большинство насосов производятся лишь несколькими основными производителями.
Алексей Карев:
– На ту же Mitsubishi Pajero существует множество различных ТНВД, для каждого из которых требуются собственные комплектующие.
Решений у этой проблемы может быть несколько. С одной стороны, специализированному сервису имеет смысл держать на своем складе все основные запчасти к наиболее распространенным моделям ТНВД.
Олег Минаев:
– Такие основные запчасти, как плунжерные пары, рейки, всевозможные подшипники, уплотнители, клапаны и пр., у нас всегда есть на складе.
Наличие же всего остального на складах поставщиков определяется до того, как автомобиль клиента принимается в ремонт.
Алексей Карев:
– Мы стараемся не принимать в ремонт ТНВД до тех пор, пока не убедимся, что все необходимые комплектующие могут быть доставлены в течение какого-то приемлемого времени. И только заказав их, договариваемся с клиентами о сроках. Если же проблема запчастей будет решена, ремонт дорогостоящего ТНВД выгоден сервису. И если у сервиса есть необходимые ресурсы для его проведения, оказание такой услуги может занять весомую долю от всей загрузки автосервиса.