Детально о Китае

Детально о Китае

23.02.2014 - 14:52
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Думается, сегодня можно однозначно констатировать: китайский автопром занимает заметную нишу на российском авторынке. Сейчас уже существуют относительно высокоорганизованные дилерские сети многих ведущих китайских брендов. Отношение в обществе к китайским  машинам постепенно меняется в сторону их принятия. Количество автомобилей из Поднебесной на улицах российских городов с каждым годом становится все больше. А их качество во многих случаях подтянулось до приемлемого уровня. Но при этом неизменной с момента появления в российских автосалонах первого автомобиля из Поднебесной остается проблема запчастей. Ну или почти неизменной. Какие-то подвижки в этом вопросе все же происходят. Тем не менее проблема по-прежнему не теряет остроты. Особенно если речь идет о регионах.   

Егор Авдейкин, генеральный директор  компании «Стомастер-Про»:

– В столице по крайней мере есть дилеры, есть крупные оптовики. В регионах же зачастую ничего этого нет. Тамошним сервисникам проще сразу обращаться  к тем же самым московским компаниям и затем по нескольку дней ждать доставки из столицы, чем пытаться найти нужную деталь у местных поставщиков.

Связано это во многом с тем, что в регионах и сам парк китайских машин не столь велик и многообразен, как в той же Москве. Оптовикам часто бывает просто невыгодно завозить большой ассортимент запчастей.

Ольга Васильева, руководитель отдела закупок компании «Пульс»:

– По многим моделям китайских машин мы постоянно держим на складе только самые ходовые запчасти. Все остальное поставляем под заказ. Завозить большой ассортимент нам просто невыгодно. Это значительно снизило бы оборачиваемость склада.

Дефицит запчастей – это одна из главных сложностей на рынке китайских автокомпонентов. Хотя и далеко не единственная.

детально о китае

Ольга Васильева:

– Проблема запчастей к китайским автомобилям многогранна. И имеет множество неприятных проявлений. Дефицит – это одно из них. Мы постоянно сталкиваемся с отчаявшимися клиентами, которые ищут детали для своих машин, но так и не могут их найти.

В первую очередь страдают те, кто покупал автомобиль относительно давно, лет пять-шесть назад. На их машины найти запчасти становится все труднее и труднее.

Ольга Васильева:

– Для китайских предприятий это очень большой срок. Они уже по многу раз с того времени успели сменить не то что модификации машин, но и целиком модельные ряды. При этом ощущение такое, что какой-то системы обеспечения комплектующими уже сошедших с конвейеров автомобилей в Китае просто нет. Все отдано на откуп производителям запчастей. А при том, что многие из них – это маленькие предприятия, ожидать, что они будут долгое время производить детали к старым моделям, было бы большой наивностью.

детально о китае

Из-за этого на рынке этого сегмента запчастей в Китае происходит полная  неразбериха. Которая здорово усложняет жизнь отечественным предпринимателям, особенно тем из них, кто осуществляет поставки через китайских партнеров.

Ольга Васильева:

– Какие-то из запчастей продолжают выпускаться их старыми производителями, какие-то нет. Что-то, что пользуется спросом, начинают под шумок делать какие-то левые предприятия. В результате заранее предсказать, удастся ли найти ту или иную комплектующую или нет на складах у китайских поставщиков, совершенно невозможно. Особенно если речь идет о каких-то редких позициях.  Так же как и угадать, насколько качество ее изготовления будет соответствовать хоть каким-то нормативам.

Вообще, качество комплектующих становится второй болезненной проблемой тех, кто связан с китайским автопромом.

Егор Авдейкин:

– Даже среди оригинальных запчастей, заказанных через дилеров, много брака. Покупка же деталей независимых производителей – это даже не лотерея. В той хоть есть какой-то шанс получить выигрыш. Здесь же зачастую результат оказывается предсказуемым. Люди, приезжающие со своими запчастями, я бы сказал, процентах в 30 случаев затем возвращаются переустанавливать деталь.

детально о китае

Впрочем, судя по тому, что не все оценивают ситуацию столь категорично, многое тут зависит от поставщиков.

Ольга Васильева:

Качество комплектующих в целом остается больным местом. Однако оно сильно зависит от производителя. Компании, сотрудничающие с автозаводами, производят относительно качественные детали. В Китае есть крупные оптовики, которые ориентируются именно на них. Соответственно, мы стараемся работать только с такими партнерами. Понятно, что поначалу было много ошибок.  Мы несколько раз меняли поставщиков. Но теперь наконец у нас сложился определенный круг компаний, с которыми мы сотрудничаем. И, надо сказать, сегодня качество поставляемого нам товара стало если не идеальным, то по крайней мере значительно лучшим, чем было раньше. 

С правильным выбором поставщика в Китае связана и другая проблема, доставляющая немало хлопот тем, кто работает с поставками комплектующих из этой страны, – пересортица. Из-за нее простой заказ небольшой партии в Поднебесной может превратиться в сложную, долгую и дорогостоящую операцию, отбивающую всякую охоту вообще работать на этом рынке.

детально о китае_1

Егор Авдейкин:

– Пробовали мы года полтора назад организовать прямые поставки комплектующих из Китая. Вышли на местных оптовиков. Заключили договор. Внешне все выглядело просто замечательно. Партнеры давали приличные скидки даже на небольшой опт, брали на себя всю организацию доставок. Сроки были более-менее. Однако первая же партия вогнала нас в ужас. Более половины всего присланного товара не соответствовало первоначальному заказу. Многие позиции отсутствовали. Зато прилетела масса того, чего мы не заказывали вообще. В результате мы оказались перед дилеммой, что делать со всем этим хламом. Даже просто на то, чтобы понять, что именно они нам выслали,  понадобилась масса времени и усилий. Китайцы же замену товара просто не стали обсуждать. Делайте, говорят, новый заказ, пришлем, чего не хватает. Мы подумали, подумали, свалили весь товар на полки, да так там его и оставили. Что-то потихоньку распродалось. Но некоторые позиции до сих пор еще продолжают пылиться на складе.

Естественно, при работе с постоянными, проверенными поставщиками проблема пересортицы перестает быть такой острой.

Ольга Васильева:

Не скажу, что мы вообще не сталкиваемся с пересортицей. Но она не выходит за рамки допустимого. При этом партнеры готовы заменять неправильно подобранный товар. Однако в большинстве случаев мы от такого предложения отказываемся из-за высоких транспортных расходов.

Но даже если заказ выполняется правильно, в случае с китайскими автомобилями все равно часто нет гарантии того, что присланная деталь подойдет к автомобилю.

Егор Авдейкин:

– Проблема с китайскими автомобилями заключается еще и в том, что на них рискованно подбирать детали по VIN. Связано это с особенностями китайского автобизнеса. Он невероятно эластичен. У каждого завода масса поставщиков, поставляющих параллельно одни и те же детали. При этом может быть так, что, изготавливая для конвейера целый узел в сборе, две разные компании будут использовать не взаимозаменяемые комплектующие внутри этого узла. А мы же обычно при ремонте заказываем не целиком весь узел, а именно его детали. Кроме того, китайцы постоянно что-то усовершенствуют в своих автомобилях. У них чуть ли не каждая новая партия становится новой модификацией. Из-за этого тоже традиционный заказ по VIN и году выпуску часто приводит к ошибке.

Проблемой остается длительность поставок из Китая. Особенно в случае, если нужной детали нет  на складе у оптовиков и ее приходится заказывать на производстве.

Егор Авдейкин:

– Минимальный срок поставки из Китая – недели две. Быстрее, пожалуй, никогда не получается. В случае же, если деталь приходится заказывать на производстве, срок ожидания возрастает до месяца-полутора. Иногда даже больше.

детально о китае_2

Вот, собственно, неполный перечень проблем, с которыми придется бороться торговым организациям и сервисникам, связанным с  китайским автопромом. Несмотря на то что трудных мест немало, большинство компаний все же приноравливаются к ситуации. Путей для этого может быть несколько.

Для торговых организаций, занимающихся поставками из Китая, главными будут две задачи. Им нужно будет найти надежных партнеров в Поднебесной. Это, наверное, самое важное. И, кроме того, суметь организовать логистику.

У первой задачи есть несколько решений. Большинство небольших торговых организаций работают с китайскими посредниками. При их выборе нужно проявлять большую осторожность.

Ольга Васильева:

В Китае сейчас работает множество оптовых компаний, ориентированных на поставки комплектующих в нашу страну. Все они разные. К сожалению, многие не отличаются особой разборчивостью в методах. Для них главное – продать как можно больше и продать сегодня. Для этого они поддерживают ассортимент дешевых и, как правило, не особенно качественных деталей. За счет цены они имеют устойчиво большой спрос. Работают постоянно в авральном режиме. При этом, как правило, наполняемость заказов в этих фирмах никто не контролирует. В результате часто происходят ошибки в подборе. Но ответственность за них такие компании, как правило, на себя не берут. Добиться от них потом замены неправильно подобранного или некачественного товара часто бывает невозможно. Что выясняется обычно лишь уже в тот момент, когда такие претензии возникают.

Однако в Китае работают не одни только мошенники, не думающие ни о чем, кроме сиюминутного результата. Есть – и их немало – вполне добросовестные поставщики.

Ольга Васильева:

Слава богу, есть и вполне добросовестные фирмы. Причем их сейчас становится все больше – сказывается конкуренция на китайском рынке. Они стараются поддерживать более-менее качественный ассортимент деталей, худо-бедно поддерживают гарантию. Дорожат постоянными клиентами. И потому более тщательно подходят к подбору заказов.

К сожалению, отличить одних от других непросто. Хотя определенные признаки, на которые можно ориентироваться, все-таки есть.

Ольга Васильева:

– Во-первых, работая на китайском рынке, не нужно стремиться найти поставщиков, предлагающих товар подешевле. Скорее, наоборот, лучше ориентироваться на тех, кто предлагает более дорогие детали. В идеале – оригинал. Либо как минимум продукцию поставщиков завода.

Второй момент – перед тем как заключать первую сделку, нужно подробно обговорить все условия сотрудничества. На этом этапе серьезной проблемой становится языковой барьер.

Ольга Васильева:

– Как правило, в фирмах, ориентирующихся на импорт запчастей, работают люди, говорящие по-русски. И это многих расслабляет. На самом же деле уровень владения языком у большинства из них крайне невысокий. Для серьезных переговоров он точно не подходит. Такие переговоры обязательно нужно вести с хорошим переводчиком. У нас в компании, например, для этих целей работает носитель языка, который подключается ко всем переговорам в тот момент, когда нужно обсудить детали.

детально о китпе_3

Действительно, обсуждение деталей сотрудничества – это очень важный момент, который в том числе позволяет удостовериться в добросовестности или недобросовестности поставщиков.

Ольга Васильева:

– Никогда нельзя обходить стороной этот вопрос. Даже при разовых поставках желательно в письменном виде (с переводами на русский и на китайский языки) фиксировать все условия сотрудничества. Среди прочих моментов в этих договорах нужно как минимум акцентировать внимание на таких вопросах, как наличие не только по каждой партии, но и по каждой позиции в накладной документа, подтверждающего производство комплектующей у того или иного производителя; условия предоставления гарантии на детали, ответственность за ошибки при подборе, вопросы транспортировки (кто, каким образом и в какие сроки осуществляет транспортировку, как она оплачивается – лучше всего, если стоимость отправки будет входить в стоимость товара). При заключении такого договора желательно отправлять представителя компании в Китай. Хотя в принципе можно ограничиться также удаленным подписанием бумаг посредством электронной подписи. Скажу сразу, рассчитывать на какие-то компенсации при нарушении условий договора в случае с китайскими компаниями как минимум гораздо сложнее, чем при работе с теми же европейцами. Однако наличие такого договора все равно важно. В любом случае основные правила игры в нем так или иначе будут отражены.

Крупные компании могут пойти по пути создания собственного представительства на территории Китая, сотрудники которого будут на месте изучать рынок и осуществлять закупки, работая в том числе напрямую с производителями запчастей. Такой подход потребует дополнительных расходов на содержание внешнего офиса, его персонала и пр. Зато позволит сэкономить на уменьшении брака, пересортицы, закупке по ценам изготовителя, а часто и логистических расходах. При больших оборотах он может быть выгодным.

детально о китае_4

Ольга Васильева:

– Есть компании, которые так и работают. Это в принципе выгодно. Но требует довольно большой первоначальной работы и определенных расходов на первом этапе. Из-за этого мы не пошли по такому пути (хотя и был период, когда такая возможность серьезно рассматривалась). Все-таки мы относимся к разряду небольшой торговой организации. И нам пока проще работать с посредниками. Да к тому же китайские поставки не являются основным направлением нашего бизнеса.

Что касается автосервисов, для них открыт еще один путь обеспечения запчастями – содержать небольшой собственный склад наиболее востребованных расходников. Остальные же комплектующие заказывать через оптовиков, но не китайских, а отечественных. Это несколько увеличит стоимость заказов, однако позволит сократить – и существенно – сроки их выполнения в том случае, если комплектующие есть на складе у поставщика. В случае же необходимости заказать деталь в Китае сделать это также можно через отечественного партнера. По срокам выполнения, скорее всего, в этом случае ничего выиграть не удастся. Однако тогда за пересортицу, вероятно, будет нести ответственность оптовик.

При формировании же собственного склада расходников нужно иметь в виду, что кроме обычных для любого автосервиса наборов колодок, свечей и фильтров стоит хранить на полках также те детали, которые чаще всего ломаются на тех или иных моделях. Причем для того, чтобы выявить такие больные места, нельзя ориентироваться на общий опыт сервиса. Отталкиваться стоит от четкого учета поломок по тем или иным китайским моделям. Большинство из них имеют какие-то свои ахиллесовы пяты, причем в каждом конкретном случае разные. Так, по отзывам сервисников, уязвимым местом Cherry Amulet является передняя опора двигателя. Также у этих машин часто происходит разрыв компенсатора системы выпуска. И ломаются мелкие кузовные детали. Как правило, ни один из этих элементов в обычных сервисах никто не держит в качестве расходников. Другой пример:  для всех – практически без исключения – китайцев узким местом является электроника. Но особенно часто неполадки с ней возникают на первых моделях машин Grate Wall. Соответственно, основные датчики и блоки управления желательно иметь в наличии хотя бы для наиболее распространенных моделей. У тех же  автомобилей, за основу которых взяты различные модификации Toyota, слабыми местами являются агрегаты, особенно трансмиссии, а также детали подвески. Случается, что уже на тридцати тысячах те же трансмиссии выходят из строя. Довольно распространены пробои прокладки головки блока. Случается, летят и сами головки. Подобные же болевые точки есть и у большинства других машин из Китая. Соответственно, важно их знать и быть готовым в любой момент осуществить ремонт, храня на собственном складе все необходимое для этого.

ф

детально о китае_5

Другой момент – некоторые запчасти к китайским машинам взаимозаменяемы с аналогичными деталями от других автомобилей. Эту особенность можно использовать при подборе запчастей, однако тут нужно проявлять осторожность. Даже если речь идет о замене детали от автомобиля-«прародителя». Выкупая лицензию на производство (или просто принимая чертежи уже существующих машин за основу своего автомобиля), китайские производители обычно вносят в конструкцию множество мелких изменений. Так что, не имея точной информации, покупать комплектующие от автомобиля-аналога вместо оригинала опасно – риск попасть впросак и приобрести неподходящую запчасть велик. Чтобы не ошибиться, имеет смысл постоянно вести базу данных соответствия, в которой будут отмечаться те детали от посторонних брендов, которые – как будет выявлено опытным путем – подходят для ремонта тех или иных китайских авто.

В общем, резюме такое. Сегодня китайские машины представляют лакомый кусок для сервисов и поставщиков запчастей. Их довольно много, они много ломаются. Вопросы сервиса и снабжения запчастями решаются плохо. В общем, отличное поле для деятельности. Однако выходить на этот рынок имеет смысл лишь в том случае, если компания тем или иным способом сможет решить проблему с поставками запчастей. Если ей это удастся, бизнес будет иметь солидные шансы на успех.


Посмотрите похожие материалы: