В преддверии Международного женского дня мы поговорили с успешной бизнесвумен, основателем и руководителем ТЦ «ВОЛИН» Ольгой Селезневой, которая по итогам 2019 года завоевала титул «Леди-Бизнес Подмосковье». Мы постарались узнать, как стать успешной в мужском мире автобизнеса.
– Всегда интересно понять, почему дамы приходят в автобизнес. Чем вас заинтересовало это направление?
С ранних лет я любила узнавать что-то новое, к неизведанному меня тянуло природное любопытство. Именно за это я обожала кроссворды, головоломки и всевозможные ребусы. А еще за возможность найти интересные решения для самых разных задач, испытать вкус победы и, пожалуй, удовлетворить самолюбие.
Думаю, что маленькие победы растят большие: успех стимулирует, пробуждает амбиции и интерес к умственной работе. Мне удалось сделать масштабный, превосходно оснащенный технический центр из гаража, металлического вагончика-мойки на 80 квадратных метров. Сегодня у нас работают лучшие специалисты, а на обслуживание приезжают даже из Москвы. Технические эксперты федерального уровня обучают наш персонал.
Поверьте, добиться такого успеха было непросто. Можно сказать, что все эти годы я разгадываю загадки и решаю сложные задачи, только уже на уровне бизнес-процессов. А решать задачи, как я уже говорила, мое любимое занятие с детства.
– В конце марта исполнится 17 лет с того момента, как вы создали ТЦ «ВОЛИН». Насколько поменялись рынок и клиенты за это время?
Рынок стал более насыщенным, развитым и конкурентным. Во многом мы сами сделали его таким, постоянно развиваясь. И это хорошо. Стало интереснее работать, появились невиданные доселе технологии и инструменты. Совместная работа с производителями запчастей и оборудования позволяет становиться более эффективными и выгодными для покупателей. Как руководитель, я делаю все возможное, чтобы создать максимально выгодные условия для наших клиентов: провожу акции, делаю бесплатные тест-проверки и диагностику автомобиля, предоставляю расширенные гарантии, подарки и бонусы.
Но поменялся не только рынок, сам клиент стал другим – более требовательным. Ему нужно все и сразу: первоклассный сервис по оптимальной цене и с хорошей гарантией; чистая ремонтная зона и комфорт во время ожидания выполнения заказа. Люди начали ценить свое время и уют, практически нет тех, кто будет тратить по полдня на поиски нужной запчасти подешевле, лучше ее купят у нас.
В то же время автомобилисты более ответственно относятся к собственным тратам, что благоприятно сказывается и на сегменте независимых технических станций. Люди осознали, что обслуживание в НСТО выгоднее, чем у официального дилера, а уровень качества работ как минимум такой же.
Но спад экономики влияет на всю индустрию, на рынке снижается потребительский спрос. Поэтому совместная работа НСТО с производителями запчастей и оборудования крайне важна. Объединяясь, мы можем создавать взаимовыгодные совместные программы лояльности, как для автосервисов, так и для клиентов, поддерживая друг друга.
– Какие личные качества позволили вам добиться успеха?
На мой взгляд, базис успешности – это четкая постановка жизненных целей. Они могут быть краткосрочными или долгосрочными, маленькими или масштабными, но желаемый результат должен быть сформулирован максимально точно. Цели не только упорядочивают нашу жизнь, что важнее, они насыщают ее глубоким смыслом, до самых мелочей.
Еще одним важным слагаемым успеха является удовольствие от своей деятельности. Я испытываю удовлетворение от достижений, но в большей мере от самого процесса управления бизнесом. Мне нравится знакомиться с новыми людьми; развивать и поддерживать партнерские или дружеские связи; общаться с клиентами и коллегами; находить и внедрять передовые технологии ремонта и обслуживания автомобилей.
Я знаю, чего хочу, и люблю свою работу! Кроме того, мне повезло иметь амбиции, внутренний стержень и энергию, что заставляет постоянно развиваться и на дает застыть на месте.
– При первом же знакомстве ваша энергия заряжает. Откуда вы ее черпаете?
Когда человек живет честно, ему хорошо и радостно. Коллектив нашего технического центра работает прозрачно и открыто – это про позитив. А максимальный заряд энергии мне дают: семья, являющаяся для меня огромной поддержкой и надежным тылом; природа и путешествия, где я могу часами находиться в гармонии наедине с собой; наставники, седые и мудрые, всегда могут дать полезный совет или рассказать анекдот, а также книги и вера.
Мы профессионально ремонтируем и обслуживаем автомобили, нам доверяют. Если ты относишься к миру с добром и теплотой, то и окружение тебе платит взаимностью, заряжая и поддерживая. Секрет в этом.
– Насколько девушке просто стать успешной в таком традиционно мужском деле, как автосервис? И актуально ли неравенство в современном мире?
В это трудно поверить, но даже в наш продвинутый век в автоиндустрии по-прежнему существует проблема неравенства полов. Бизнес для женщин в мужском мире – действительно дело непростое, конкуренты сильного пола нередко идут напролом, действуют жестко и нагло. А те бизнес-леди, что пытаются перенять их стиль управления, теряют себя – живут некомфортно и редко добиваются признания.
К счастью, у нас находятся женщины, способные менять устоявшиеся стереотипы. Современный руководитель-женщина должна уметь быть дипломатом и хорошим коммуникатором, эффективным менеджером, способным находить пути решения различных проблем, а главное – ответственным и справедливым руководителем.
– Как реагируют клиенты и партнеры, когда узнают, что сервисом руководит женщина?
В первую встречу с настороженностью, но, учитывая тот факт, что я разбираюсь во всех нюансах бизнес-процессов, работы техцентра и ремонта автомобилей, недоверие быстро уходит.
– Расскажите, как вы смогли завоевать уважение матерых механиков и мастеров, которые не каждому мужчине-руководителю беспрекословно подчиняются.
Сотрудники знают меня как ответственного руководителя, если я что-то пообещала – выполню. Это важно! У нас прозрачные отношения: справедливая система мотивации и ответственности, все честно и понятно. Кроме того, я – миролюбивый человек, не допускаю на работе никаких сплетен, интриг и кривотолков. Любые конфликты можно и нужно решать при помощи компромисса, по справедливости.
Еще одно важное преимущество при построении отношений – непрерывное системное обучение и повышение квалификации. Я изучаю рынок, разбираюсь в его нюансах, мне сложно запудрить мозги.
Помогает и врожденное везение притягивать трудолюбивых и талантливых людей. Вот пример: однажды я познакомилась с прекрасной женщиной-пекарем, Галиной, которую пригласила работать в кафе при техцентре. Вскоре она стала нашей звездой, коллеги называли ее «маленькой фабрикой». Каждое утро в одиночку Галина выпекала до пятидесяти видов пирожков и пирожных! Мы проработали вместе пять лет. Когда кафе сдали в аренду, Галина ушла из-за смены руководства, но мы с ней дружим до сих пор и периодически сотрудничаем. Потому что работа в техцентре – это чуть больше, чем просто рабочее место.
– Неужели никогда не было соблазна остановиться, все бросить и открыть, например, салон красоты?
Сдаваться для меня – слишком легкий и непривлекательный путь. Мне нравится решать сложные технические и управленческие вопросы, двигать свое дело, видеть ценность нашей работы для клиентов.
Признаюсь, иногда бывает непросто, особенно когда возникают проблемы с разного рода естественными монополиями, ведающими газом, электроэнергией и прочими богатствами нашей земли. Здесь от тебя мало что зависит, но включается режим «За Родину!» и мы побеждаем.
А вот с системными ошибками персонала смириться куда тяжелее. Если ты каждый день объясняешь одно и то же, приглашаешь технических тренеров, работаешь над распространенными ошибками вместе с механиками, а они все равно пытаются делать по-своему... Знают, что неправильно, понимают, что не по технологии, но с феноменальным упорством идут собственным путем. То в такие моменты действительно появляются крамольные мысли все бросить. Наверное, это наш исконный русский менталитет, упрямый и нелогичный, когда каждый знает, как лучше, невзирая на инструкцию. Радует то, что мы потихоньку перестраиваемся, наверное, прошло еще слишком мало времени. Но сознание человека меняется медленнее технологий.
– Какие вызовы сегодня есть на рынке и как вы на них реагируете?
Самая большая проблема – это отсутствие контроля качества оказываемых услуг в сфере авторемонта со стороны государства. Не менее серьезный фактор – закрытый доступ к технологиям ремонта автопроизводителей для независимого сегмента автосервисов. Влияют на рынок и поставки автозапчастей китайского производства сомнительного качества, низкая конверсия выпускников СПО в профессию, продажа нелегальных диагностических карт для техосмотра и отсутствие практиков, как в сфере подготовки кадров, так и в государственных профильных ведомствах. Думаю, ответом на эти и другие вызовы может стать создание ассоциации независимых автосервисов России.
– Я знаю, что вы уже создали эту ассоциацию. Какие цели вы преследуете?
Да, в конце 2019 года на базе ТЦ «ВОЛИН» была основана и начала работу Региональная ассоциация станций технического обслуживания (РАСТО). Руководители независимых автосервисов России объединились для обмена опытом, достижения общих целей в области авторемонта и решения прикладных задач. География ассоциации – от Санкт-Петербурга до Нижневартовска.
Главной целью мы ставим реформу среднего профессионального образования. Совместно с коллегами на базе двух СПО были организованы круглые столы «Кадры решают все» с участием пятидесяти работодателей и представителей 49 колледжей МО по профессии «автомеханик».
В результате сформированы конкретные требования рынка к профессии и разработаны тесты. Также ведется совместная работа по использованию теоретических знаний на практике и производстве. Одна из задач ассоциации – помочь колледжам и техникумам подготовить специалиста, который после выпуска сможет пойти на работу и зарабатывать свои первые достойные деньги, а не переучиваться еще несколько месяцев.
– Какое будущее НСТО вы видите сегодня, какими будут точки роста в ближайшие несколько лет? Что поможет успешно конкурировать?
Как ни странно, я считаю, что количество НСТО будет сокращаться, возможно, они начнут объединяться в сети. В более выгодном положении – собственники сервисных станций, а не арендаторы площадей, сейчас объясню почему. Сам рынок будет требовать все большего развития, повышения эффективности, нового оборудования и квалифицированного персонала. Конкуренция будет расти. Сегодня очень сложно выживать, если вы арендуете площади. Как собственник бизнеса я убеждена, что аренда съедает до 50% дохода! К тому же условия кредитования для собственников выгоднее, чем для арендаторов. А развиваться, как я уже сказала, придется, и на это нужны немалые деньги.
Успешную конкуренцию составят первоклассный сервис, высокое качество работ, расширенные гарантийные программы и квалификация персонала. А цена ремонта не будет играть первостепенную роль.
– Какие дальнейшие планы развития вы строите для себя?
В будущем я планирую строительство собственного учебно-выставочного комплекса «ВОЛИН ЭКСПО» на 5500 квадратных метров. Сегодня большинство тренеров в автобизнесе – это теоретики, у которых нет собственного успешного дела, а у меня оно есть. Ко мне уже сегодня приезжают «коллеги по цеху» за опытом со всей России, я работаю с партнерами со всего мира и хочу поделиться своими наработками.
«ВОЛИН ЭКСПО» станет практической площадкой для производителей автокомпонентов и оборудования. Сегодня с коллегами из ассоциации РАСТО мы взаимодействуем с колледжами и техникумами, у многих из них нет условий для прохождения производственной практики. Для автоцентров принимать студентов на практику во время рабочего дня не очень удобно, так как это снижает выработку. Поэтому мы задумали масштабный учебный центр, где будет отдельная рабочая зона с экспонатами и отдельными классами. Я уверена, что наш обучающий центр сможет сделать отечественный рынок автомобильных сервисных услуг еще более эффективным, цивилизованным и современным.