Российский авторетейл – 2017–2018. Проблемы и перспективы

Российский авторетейл – 2017–2018. Проблемы и перспективы

10.02.2018 - 14:45
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

25 января в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась ежегодная пресс-конференция Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Основными вопросами, которые обсуждались на данном мероприятии, стали: итоги продаж прошлого года и прогнозы на 2018 год; состояние дилерской сети; взаимоотношения членов Ассоциации РОАД с автопроизводителями; регулирование рынка авто с пробегом.

В начале пресс-конференции Олег Мосеев, президент Ассоциации РОАД, рассказал об итогах прошлого года, изменениях в дилерской сети и огласил прогноз продаж новых и подержанных авто на 2018 год.

В 2017 году продажи легковых автомобилей и легких коммерческих машин выросли на 12%, c 1,4 до 1,6 млн штук. Однако при этом дилерская сеть сократилась за год с 3513 до 3410 центров. За год закрылось более 100 предприятий. Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы не было прироста со стороны корейских и китайских автопроизводителей. Например, за прошлый год доля дилерской сети китайских брендов увеличилась на 9,4%, с 411 до 436 центров. Доля продаж автомобилей китайских марок за год увеличилась с 11 до 13%. Что будет дальше с дилерской сетью, сказать трудно: с одной стороны, в 2018 году на рынок выходят новые китайские бренды, и, соответственно будут открываться новые автосалоны, но с другой стороны, у ряда автопроизводителей дела идут настолько плохо, что неизбежно закрытие ряда предприятий и возможен даже полный уход с российского рынка некоторых брендов. Дополнительные факторы риска для дилерской сети – увеличение акцизов и ставок утилизационного сбора в этом году. Особенно это скажется на тех дилерах, которые занимаются продажей исключительно импортной продукции. В целом та сеть, которая есть сейчас, избыточна для существующего объема продаж, кроме этого, у многих предприятий есть финансовые проблемы. Ситуация в регионах не настолько хороша, чтобы думать о развитии. Поэтому есть опасения, что в 2018 году дилерская сеть продолжит сокращаться.   

В среднем по отрасли количество проданных авто на один дилерский центр выросло за год с 405 до 467. При этом у лидеров рынка этот показатель еще выше: LADA (989), Hyundai (896), Renault (911), Kia (1010). Рост продаж в прошлом году почти целиком обеспечили две категории транспортных средств: кроссоверы, особенно компактные, и легковые автомобили B-класса. Это связано с тем, что при невысокой покупательной способности потребительские качества данных машин отвечают основным запросам потребителей. При этом в ряде регионов структура спроса существенно отличается. Например, в Поволжье и Северном Кавказе лидируют седаны LADA, а в Сибири и на Дальнем Востоке – внедорожники иностранных брендов. Основная причина роста продаж – эффект отложенного спроса.   

Рынок авто с пробегом в прошлом году вырос всего на 2,1% и составил 5,3 млн машин, из них официальными дилерами было реализовано 690 тысяч штук (13%). Цель к 2022 году для официальных дилеров – контролировать 30% рынка подержанных автомобилей и постепенно выйти на показатель – продавать на один новый автомобиль один подержанный, как это происходит сейчас на развитых рынках. В настоящее время наметилась стабильная тенденция роста продаж авто с пробегом в дилерских центрах, что свидетельствует о том, что потребители стали ценить большую гарантию чистоты сделки в официальных автосалонах.

С учетом всех факторов Ассоциация РОАД оценивает объем продаж новых автомобилей в 2018 году в 1,7 млн штук (+6,5%) при условии сохранения государственных программ поддержки и сохранения динамики рыночной конъюнктуры. Если бы не увеличились ставки утилизационного сбора, продажи, возможно, могли бы вырасти и на 10%. Объем вторичного рынка в 2018 году, по оценкам Ассоциации РОАД, составит 5,4 млн автомобилей.

Учитывая значимость рынка авто с пробегом, Ассоциация РОАД стремится сделать его более цивилизованным. Об этом направлении рассказал Денис Мигаль, вице-президент Ассоциации РОАД. В настоящее время ведутся переговоры с законодателями о введении уголовной ответственности за скручивание показаний одометра и отмене двойного НДС. Планируется создать единую информационную базу данных по залогам и обременениям и обеспечить доступ к ней всем участникам рынка. Также необходима документальная фиксация пробега автомобиля при любых действиях с ним, например, при прохождении техосмотра.

За последний год Ассоциация РОАД проделала большую работу по взаимодействию с автопроизводителями и добилась впечатляющих результатов. В частности, удалось договориться с Комитетом автопроизводителей АЕБ о подписании Меморандума о взаимопонимании. В ближайшее время на основе него будет принят документ, который будет учитывать интересы различных участников автомобильного рынка.

В этом году Ассоциация РОАД планирует запустить новый проект – так называемый Индекс РОАД, в котором будет отражена динамика продаж автомобилей относительно предыдущего месяца. Участвующие в данной программе дилеры смогут получать более подробную оперативную информацию с разбивкой по моделям и регионам. Для остальных участников рынка информация будет консолидированной.  

За последние годы авторитет Ассоциации РОАД среди участников отрасли заметно вырос. Если в 2015 году в состав данной организации входило 500 дилерских центров, то в 2017 году – уже 1100 предприятий, на которые приходится 58% продаж новых автомобилей в России.

Наталья Жильцова, вице-президент Ассоциации РОАД, рассказала о реформировании проекта Академии РОАД. В этом году будет организовано 80 семинаров в 8 городах России по всем актуальным темам. В нынешней рыночной ситуации дилерам, для того чтобы оставаться конкурентоспособными, приходится непрерывно учиться, постоянно менять бизнес-модель. За последние пять лет объем российского автомобильного рынка сократился почти вдвое, а количество дилеров уменьшилось незначительно, поэтому конкуренция сильно возросла. В этом году Академия РОАД начнет проводить специальные курсы переподготовки для менеджеров высшего звена автомобильной отрасли. Среди множества вопросов в рамках данного курса будет уделено повышенное внимание финансовым продуктам, поскольку потенциал этого сегмента рынка еще не раскрыт. Практика показывает, что эффективность дилерских центров, персонал которых прошел обучение в Академии РОАД, повышается минимум на 15%.  

Однако есть одно направление автомобильного рынка, по которому ситуация не только не улучшилась, но даже стала еще хуже за последний год. Как вы уже, наверное, догадались, это ситуация с ОСАГО. Напомним, что в 2016 году был принят в новой редакции закон «Об ОСАГО», в котором приоритет был отдан материальной форме возмещения. Инициатором его введения был Российский союз автостраховщиков (РСА). Дилеры поначалу его поддержали, надеясь, что им тоже получится заработать на ремонте машин, ведь потенциал страховых случаев по ОСАГО – не менее 100 млрд рублей в год. Хотя с самого начала было понятно, что закон сырой и вряд ли будет работать, но позиция РОАД была следующей: пусть новые правила вступят в действие, а там, в процессе работы, отдельные недостатки можно всегда устранить. Например, требование ремонта в официальных дилерских центрах действует только для машин не старше двух лет, в то время как у многих автопроизводителей гарантия – от трех до пяти лет. Но страховщики отказались что-либо менять, в итоге ситуация с ремонтом стала даже хуже, чем до принятия закона. Сейчас по ОСАГО осуществляется ремонт только в 10–12% страховых случаев. Многие страховые компании уходят с рынка, дилеры отказываются ремонтировать автомобили на существующих условиях, а для рядовых автовладельцев ОСАГО, по сути, превратился в еще один ненужный дополнительный налог. Самый главный просчет в законе – страховщики фактически сами решают, какой автомобиль отправлять на ремонт, а какой – нет. У клиента нет права принятия решения. Дилерам ремонт совершенно невыгоден, поскольку разница в стоимости запчастей с учетом износа между рекомендованной розничной ценой и единой методикой расчета, которой руководствуются страховщики, для новых автомобилей составляет 48%, для 3-летних – 64%, а для 5-летних – 74%.

По мнению Ассоциации РОАД, ремонт по ОСАГО должен осуществляться без учета износа деталей, должны использоваться только новые комплектующие, ремонт транспортных средств, находящихся на гарантии производителя, необходимо производить на СТО официальных дилеров.

Позиция Ассоциации РОАД была согласована с Комитетом автопроизводителей АЕБ. В итоге РСА было отправлено предложение для определения стоимости при ремонте по ОСАГО гарантийных автомобилей установить прямую зависимость цен в справочниках запасных частей единой методики расчета ОСАГО от рекомендованных розничных цен производителей.

Ответ РСА: рекомендованные розничные цены не могут использоваться в качестве базы для определения стоимости в единой методике расчета ОСАГО.

В итоге на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что невозможно осуществлять ремонт при оплате детали с учетом износа, закон не работает. 


Посмотрите похожие материалы: