Ассоциация европейского бизнеса провела в Москве конференцию, посвященную либерализации параллельного импорта. Надо сказать, что это не первое (и далеко не последнее) мероприятие, посвященное этой теме.
Ну, подумаете вы, что тут такого интересного: бизнес обсуждает свои очередные «заморочки» с правительством. Однако за кажущейся простотой этой темы стоит очень серьезный вопрос: каким путем пойдут бизнес и экономика?
Собственно, именно поэтому тема либерализации параллельного импорта так давно и широко обсуждается в Правительстве РФ, заинтересованных министерствах и ведомствах, СМИ, различных научных и исследовательских организациях.
Суть вопроса
Если перевести с «юридического» языка на русский, то «параллельный импорт» означает только то, что «оригинальные фирменные» товары в Россию могут поставлять не только представительства и официальные дистрибьюторы этих фирм, но и все, кто сумеет их купить «за бугром».
Итак, в мировой практике существуют два основных принципа «исчерпания (ограничения) исключительных прав правообладателей» – национальный и международный.
Согласно национальному (он же – территориальный), который действует в РФ, исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в оборот внутри данного государства.
Проще говоря, ввоз товара в страну возможен только с разрешения владельца товарного знака. То есть где бы, у кого бы ты ни купил «фирменный» товар за границей, ввезти его в Россию и торговать им можешь только с разрешения представительства фирмы или ее официального дистрибьютора. Которое они, скорее всего, не дадут – не надо покупать у посторонних, берите у нас!
Второй принцип – международный (который применяется, например, в Китае). Он гласит, что правообладатель, продав один раз товар, теряет эти самые «исключительные права». И новый собственник имеет право сам решать, кому продавать, как и куда вводить в товарооборот (то есть торговать). Соответственно, «фирменный» товар может попадать на прилавки двумя путями: как через представительства фирм, так и через независимых импортеров, купивших его там, где он дешевле.
Так вот поставка и продажа «фирменных» товаров, завезенных в Россию независимыми импортерами, и называются «параллельным импортом».
Естественно, что этот вариант явно не устраивает представительства и официальных дистрибьюторов – их товар обходится дороже.
Но в России ряд государственных органов, в частности ФАС (Федеральная антимонопольная служба), предлагает разрешить параллельный импорт, справедливо полагая, что он снизит цены на «фирменные» товары на рынке. Причем существенно – как минимум на 10–20%. В качестве примера приводится Казахстан, в котором при переходе с «международного» принципа на «территориальный» автозапчасти подорожали – уровень роста цен составил от 20 до 100%.
Кроме того, есть и еще один веский аргумент в пользу разрешения параллельного импорта – компании, пользуясь своим практически монопольным правом, могут решать, что поставлять в Россию, а что не поставлять. И, соответственно, «сплавлять» в страну устаревшие товары и оборудование. Препятствуя тем самым модернизации производства и появлению конкурентоспособной российской продукции.
Возражения
Ассоциации европейского бизнеса для изучения вероятных последствий либерализации параллельного импорта среди инвесторов в России заказала исследования в Международном институте маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь». Стоит уточнить, что подобные исследования проводили также фонд «Сколково», НИУ «Высшая школа экономики», аналитический центр при Правительстве РФ и ряд других организаций. И все эти исследования выявили много недостатков и проблем, которые могут возникнуть при разрешении «параллельного импорта».
Например, многие крупные компании-автопроизводители создали локальные производства в России и уже рассматривали вопрос о выпуске их продукции не только для конвейеров, но и на вторичный рынок. Естественно, при разрешении «параллельного импорта» рентабельность внутреннего российского производства снизится, сроки окупаемости вырастут на 50%. А некоторые производства станут нерентабельными. И компании начнут сворачивать производства. Как результат – рост безработицы.
При этом исчезнет эффект «снежного кома» в автомобильной промышленности. Одно рабочее место в сфере автопроизводства создает 10 рабочих мест в смежных отраслях. А эти 10 рабочих мест, в свою очередь, создают новые рабочие места. И надо учитывать, что эффект свойственен рабочим местам в производственной, а не в торгово-посреднической деятельности.
Некоторые розничные сети сейчас покупают продукцию у производителей или их официальных представителей в России за рубли. С либерализацией «параллельного импорта» им придется открыть валютные счета, закупать большие объемы валюты для осуществления закупок за границей. А далее валюта будет уходить за рубеж.
Большинство автомобильных компаний периодически сталкиваются с контрафактом, от которого страдают как они, так и потребители. И такие контрафактные детали могут быть куплены у крупного «независимого» импортера – при одной из проверок выяснилось, что в партии запасных частей 30% деталей оказались контрафактом. При либерализации же ожидаемый рост контрафакта автозапчастей, шин и спортивных товаров может составить до 30–50%.
Недобросовестные импортеры обычно уклоняются от уплаты налогов и таможенных платежей, минимизируют выплаты заработной платы и отчислений. Кроме того, они не несут расходов на маркетинг, рекламу, сервис. Все это позволит им устанавливать цены ниже допустимого минимума для производителей и официальных дилеров.
Если подводить итоги, то, по мнению экспертов, либерализация «параллельного импорта» негативно отразится на экономике России.
Например, появление новых мелких игроков на рынке отразится на рентабельности бизнеса крупных производителей. А снижение рентабельности повлечет сокращение инвестиций в экономику Российской Федерации.
Таможенные и налоговые поступления сократятся из-за возможного использования независимыми импортерами упрощенных и теневых схем примерно на 5–10%.
Вместо локализации производства будут выноситься в приграничные страны. Сокращение локализованного производства в первый год либерализации параллельного импорта составит порядка 20%.
Из-за увеличенных потоков импорта вырастет доля контрафактной продукции, так как ослабится контроль на таможне. В среднем уровень контрафакта увеличится на 10–30% в зависимости от отрасли. При этом наибольшую долю контрафакта ожидают представители компаний – производителей автозапчастей и шин.
Уровень сервиса снизится, так как параллельные импортеры его предоставлять не будут. Кроме этого, независимые импортеры будут ввозить высокомаржинальные, а не нишевые продукты.
При этом розничные цены упадут в оптовом звене лишь на 5–10% – независимые импортеры будут повышать маржинальность бизнеса.
Резюмируя…
В принципе, все эти аргументы имеют право на существование. Однако стоит заметить, что сам процесс либерализации «параллельного импорта» уже назрел. В частности, на рынке автокомпонентов производители «фирменных» запчастей уже не первый год бьются с контрафактом и откровенными подделками. И, в общем-то, безуспешно.
А старая мудрость гласит, что «если нельзя запретить процесс, то его надо возглавить». То есть разрешить «параллельный импорт» – но не сразу и не для всех. При этом параллельно, а лучше – с опережением, создать действенную систему контроля качества продукции и наказания недобросовестных поставщиков.
По большому счету, производители «фирменных» товаров фактически стали монополистами в своих нишах. И им так или иначе, но придется согласиться на существование «параллельного импорта». Однако они могут либо сопротивляться этому (с достойным иного применения энтузиазмом), либо принять участие в выработке механизмов контроля и управления – например, уровня таможенных пошлин, систем сертификации, требований к качеству и других шагов.
Но при этом и Правительству РФ необходимо жестко контролировать процесс. Иначе страну ждет тот самый «апокалиптический ужас», о котором говорят эксперты: падение локализации, снижение объемов инвестиций, безработица, «обвал» контрафакта и т.д.
…В общем, что делать – понятно. Однако сейчас гораздо важнее другой вопрос: «Как делать?» И первые шаги по проработке ответа на последний вопрос уже есть: сейчас в правительстве и министерствах прорабатываются списки товаров, для которых можно разрешать «параллельный импорт». А также списки требований к таким продуктам. Так что – подождем и посмотрим, как это выйдет.