Рынок ожил. Aftermarket 2021

Рынок ожил. Aftermarket 2021

09.09.2021 - 09:31
Приблизительное время чтения: 3 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Ключевые индикаторы продаж автокомпонентов – 2021 во всех каналах вернулись к показателям 2019 года. В канале НСТО даже наметился некоторый рост – ~ 3%. Универсальные агрегаторы, например OZON, показывают кратную положительную динамику. Хотя, скорее, это эффект низкой базы. В начале лета все топовые производители вышли из режима вынужденной заморозки цен и увеличили цены прайсов для дистрибьюторов.

Рынок ожил. Посмотрим, как изменилась расстановка сил на карте aftermarket. На этот раз анализируем самый верхний уровень – бренды без сегментации по товарным группам, только запчасти – без масел, автохимии, шин, аксессуаров.

Методология

Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.

болхонск

Эксперт Дмитрий Болховский, основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru, аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.

Ассортимент SKU

В видимой части рынка представлены более 1500 производителей автокомпонентов, с суммарным активным ассортиментом ~ SKU-700K. Брендов с ликвидной матрицей более 50 позиций – 600. По понятным причинам лидеры этого списка – private label дистрибьюторов и бренды-упаковщики.

анналит

Под «активным ассортиментом» мы понимаем позиции из прайс-листа производителя, которые представлены в наличии на складах минимум у 3 дистрибьюторов (или региональных складах) и по ним фиксируется движение минимум 1 раз в квартал.

География


GEO-распределение лидеров ассортимента по географии автомобилей: Европа – Корея – Япония. Здесь данные рассчитаны с учетом веса позиций в обороте (% шт.). Формула: доля GEO% = 100% x Σ шт. по группе GEO/Σ шт. всех позиций.


Из графика видно, что, несмотря на стремление к универсальности большинства брендов, даже у таких игроков, как STELLOX и PATRON, GEO-распределение неравномерно. Следовательно, конкуренция в направлении быстрого расширения ассортимента и копирования ликвидных позиций будет нарастать.

 

Средняя цена

Средняя цена лидеров ассортимента по географии автомобилей: Европа – Корея – Япония. Данные рассчитаны с учетом веса позиций в обороте (сумма/шт.) по формуле:   средняя GEO = Σ продаж группы GEO/Σ шт. GEO.

средняя цена гео

Доля товарной группы


Если рассматривать показатели доли товарной группы в обороте рынка в % шт., то картина складывается следующим образом: фильтры – 26,3%, подвеска – 10,5%, и замыкают тройку лидеров лампочки – 10%.

 

 

Доля товарной группы. Рубли


В представленной категории мы видим новую тройку лидеров: фильтры – 10,9%, тормозные колодки – 9,6%, подвеска – 8,6%.

доля товарн гр руб

 

Цены в канале b2b

Теперь рассмотрим средние цены в канале b2b на самые популярные товарные позиции. Здесь среднее значение также вычисляется с учетом веса позиций в обороте. Сделаем выборку по сегментам GEO-авто и классам автомобилей: эконом-стандарт-премиум.
Мы распределили автомобильные марки на три сегмента: эконом, стандарт и премиум:

  • Марки эконом: CHERY, DAEWOO, GAZ, GEELY, GREAT WALL, LIFAN, RENAULT, SSANGYONG, TAGAZ.
  • Марки стандарт: ALFA ROMEO, CHEVROLET, DODGE, CHRYSLER, CITROEN, FIAT, FORD, HONDA, HYUNDAI, KIA, MAZDA, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, SEAT, SKODA, SUBARU, SUZUKI, VOLKSWAGEN.
  • Марки премиум: ACURA, AUDI, BMW, CADILLAC, INFINITI, JAGUAR, JEEP, LAND ROVER, LEXUS, MERCEDES, TOYOTA, VOLVO.

все сег

европа

корея

 

япония

эконом

стандарт

премиум

Средние цены на запчасти по всем товарным группам по классам автомобилей: эконом – 1930 руб., стандарт – 2290 руб., премиум – 2730 руб.

Интересно, что средняя цены на запчасти для европейских и японских автомобилей практически не отличается (Европа – 2420 руб., Япония – 2310 руб., разница ~ 4%), а цена для корейцев дешевле на целых 20% (Корея – 1880 руб.). На заметку тем, кто задумывается о смене автомобиля в кризис. 

Итоговый рейтинг – доля брендов в общем обороте aftermarket


Весной этого года агентство Aftermarket-DATA© провело опрос среди подписчиков email-рассылки: руководителей НСТО, сотрудников автомагазинов, менеджеров-оптовиков. Респонденты отметили, что значение брендов запасных частей постепенно снижается в глазах не только автовладельцев, но и профессионалов. Чтобы противостоять этой негативной тенденции, производители наращивают маркетинговые активности, упрощают гарантийные процедуры, запускают обучающие программы. Для премиальных брендов характерным трендом последнего года является качественное расширение ассортимента за счет запуска новых товарных линеек. В свою очередь, бренды-упаковщики класса стандарт и эконом привлекают клиентов упрощенной гарантией «с закрытыми глазами» и программами обратного выкупа нереализованных остатков.


доля брендов

 

рубли

 

Посмотрите похожие материалы: