Свеча зажигания – это деталь, которая отвечает за воспламенение топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Задача свечи – сгенерировать искру в момент максимума цикла сжатия. Вследствие воспламенения и расширения смеси произойдет кратное увеличение давления в камере сгорания и поршень двигателя будет вынужден двигаться в обратном направлении. Эта энергия через шатун, коленвал, сцепление шестерни и оси передается на колеса, что и приводит наши автомобили в движение.
Методология
Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.
Эксперт Дмитрий Болховский, основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru, аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.
Свеча ввинчивается в цилиндр двигателя и конструктивно состоит из металлического корпуса, фарфорового изолятора, сопротивления и электродов. С внешней стороны камеры сгорания свеча с помощью изолированного провода подключается к выходной клемме магнето или катушки зажигания. А искра формируется внутри камеры между электродами свечи.
Традиционно электроды свечи изготавливались из меди и никеля. Однако, по мере эволюции автомобильной промышленности, появления новых форсированных двигателей и высокооктанового топлива, такие свечи стали быстро выходить из строя. Металл испарялся с электродов, увеличивая дуговой зазор, и двигатель начинал работать с перебоями. Чтобы противостоять воздействию высоких температур, кислот и высокому давлению внутри камеры сгорания, конструкторы придумали напылять на кончики электродов тугоплавкую платину. Ведь от агрессивной среды в первую очередь страдают как раз торцы электродов.
Но исследовательская мысль не стоит на месте. И теперь при производстве свечей нового поколения применяют иридий. Этот редкоземельный металл обладает большей устойчивостью к плавлению и эрозии и показывает наилучшую стабильность искрового разряда.
Рынок свечей зажигания по типу электрода
В настоящий момент доли рынка свечей зажигания по типу электрода распределяются так:
Температура на наконечнике свечи зажигания обычно колеблется в интервале от 500 до 800 градусов Цельсия. Решению задачи теплоотвода служат такие конструктивные элементы свечи, как керамический изолятор с тепловым конусом, уплотнительные кольца и центральный электрод. Для сегмента масс-маркет сердечник, как правило, изготавливается из меди или композитных материалов.
Главная причина, по которой свечу необходимо эффективно охлаждать, – это эффект «калильного зажигания». При определенной температуре воспламенение топливной смеси может происходить от нагретой свечи без всякой искры, как в дизельном двигателе. То есть момент воспламенения смеси выходит из-под контроля и рассинхронизируется с циклами работы поршня. В результате автовладельца ждет ощутимая потеря мощности двигателя, а в худшем случае – все прелести капитального ремонта.
Однако чрезмерное охлаждение свечи имеет также и негативный эффект. Ведь горячая свеча хорошо самоочищается от нагара, который образуется в результате сгорания продуктов переработки масла и топливных примесей. Поэтому перед инженерами стоит задача для каждого типа двигателя найти точку оптимума, где встречаются «лед и пламень».
Распределение рынка по калильному числу
Калильное число – это величина, характеризующая время, после которого свеча переходит в состояние калильного зажигания. Чем выше калильное число, тем свеча «холоднее», чем ниже, тем «горячее». По классификации DENSO «температурная» классификация свечей находится в интервале от 9 (горячо) до 31 (холодно). Горячие свечи применяются на маломощных, а холодные – на форсированных двигателях. Свечи стандартных серийных автомобилей имеют калильное число в диапазоне от 16 до 22. Доли рынка по данной метрике распределяются следующим образом:
Рынок свечей зажигания традиционно монополизирован. Большая тройка, NGK-DENSO-BOSCH стабильно удерживает долю более 90%. Среди брендов, которые выходят из «сумеречной зоны» и демонстрируют стабильные показатели продаж, можно выделить еще порядка двадцати производителей.
Доли рынка производителей свечей зажигания по штукам и обороту, руб.