Авторемонт – дело сложное. Эта сфера имеет дело с потенциально опасной для жизни человека «материей», автомобилем. Автомеханик, который работает с машиной, просто обязан иметь соответствующую квалификацию. Иначе он в лучшем случае не сможет произвести ремонт, а в худшем – отремонтирует автомобиль неправильно, чем поставит под угрозу жизнь и водителя, и пассажиров, и других участников движения.
Необходимость регулярно повышать техническую подготовку персонала автосервисных станций обусловлена спецификой развития самого автопрома. Современный автомобиль состоит из множества сложных узлов и агрегатов, электронных блоков и сложнейших систем. Так что к ремонту даже автомобилей массового сегмента с «кайлом и лопатой» уже подходить нельзя. И чтобы идти в ногу с прогрессом, нужно «учиться, учиться и еще раз учиться».
Конечно, сейчас есть много возможностей для обучения и самообучения. Однако к вопросу выбора источника знаний необходимо подходить с особой щепетильностью. Проще говоря, учиться лучше у первоисточника. В этом случае есть больше шансов получить достоверные и экспертные знания. Под первоисточником в нашем контексте подразумеваются компании – разработчики продукции для авторемонта, автокомпонентов и соответствующих технологий. И сейчас все авторитетные компании – производители автокомпонентов предлагают российским ремонтникам различные форматы обучающих программ. Причем большинство из них не только проводят обучение по ассортименту своей продукции, но и обучают различным технологиям ремонта. Многие предлагают еще и обучающие курсы и для управленцев, тем самым обеспечивая автосервисы, а зачастую и автомагазины, полным набором обучающих программ для всего персонала.
Очевидно, что для производителей автокомпонентов обучение – это один из наиболее эффективных форматов прямого взаимодействия со своей целевой аудиторией, с механиками и другими техническими специалистами СТО. Такой формат позволяет продемонстрировать в полном объеме все преимущества и достоинства продукции и технологий и получить обратную связь от тех людей, руки которых и применяют все это ежедневно в процессе ремонта. Кроме того, в деле продвижения того или иного бренда автокомпонентов очень важно взаимодействовать (и влиять на их мнение) с такими специалистами автосервисов. Порой именно к их только мнению и прислушиваются – а зачастую и руководствуются им – автовладельцы при выборе того или иного бренда запчастей для ремонта или обслуживания своего авто.
Компании – производители автокомпонентов заинтересованы не только в том, чтобы больше продавать своей продукции на российском рынке, но и в том, чтобы специалисты автосервисов правильно использовали их продукцию и технологии. Ведь, как известно, в большинстве случаев нарекания, которые есть у механиков или у автовладельцев, в отношении того или иного бренда запчастей возникают не из-за плохого качества самой детали, а по причине ее неправильной установки.
Как уже говорилось ранее, предложений в сфере обучения специалистов авторемонтной отрасли существует сейчас в избытке, так же как и форматов обучения. В нацеленности многих компаний на работу с каналом автосервисных станций проявляется специфика нашего рынка. Если в Европе именно СТО являются основным каналом сбыта автокомпонентов на вторичном рынке, то в России помимо этого канала существуют еще и магазины, а также авторынки и прочее. Однако, как убеждены эксперты, значение канала СТО в продажах автозапчастей в России в дальнейшем будет только расти. Отсюда необходимость ориентировать обучающие программы именно на технических специалистов автосервисных станций.
Ниже мы приводим краткий обзор различных обучающих программ, которые предлагают сейчас в России крупнейшие производители автокомпонентов.
Так, у компании NGK Spark Plugs работает полностью русифицированный портал для дистанционного интернет-обучения. Эта платформа предназначена для сотрудников СТО, менеджеров по продажам, а также для преподавателей различных учебных заведений. На портале можно получить знания о технологиях свечей зажигания и накаливания, кислородных датчиков, проводов высокого напряжения. Пользователям платформы доступны различные курсы, которые поделены на главы. В конце каждого курса можно проверить свои знания, ответив на вопросы. Данный портал можно использовать не только для обучения или для самообучения, но и как базу данных по технологиям зажигания.
Уже много лет в различных городах России, а также в своем учебном центре в Москве специалисты компании SKF проводят технические курсы. Такие программы ориентированы в первую очередь на автомехаников, технических специалистов на СТО и на продавцов в автомагазинах. Компания предлагает как курсы, направленные на повышение знаний, так и технические аудиторные семинары, а также интерактивные занятия и курсы по мониторингу состояния оборудования. На выбор слушателям предлагается обширный список тем, от особенностей продукции SKF, ее правильного применения до обучения работе со специализированным инструментом и разбора типичных ошибок.
Компания Federal-Mogul, помимо технических семинаров, предлагает российским специалистам, а также всем интересующимся автомобильной техникой возможность обучаться в виртуальном кампусе, на интернет-портале FM Campus. Этот полностью бесплатный портал представляет собой площадку для обучения, одновременно базу знаний, а также виртуальный класс для вебинаров. В системе предусмотрены несколько объемных курсов по устройству систем автомобиля, от систем рулевого управления и подвески до деталей двигателя. В FM Campus весьма удачно реализован формат интерактивности, а обучающий процесс построен с опорой на разнообразный наглядный материал.
Компания Brembo уже несколько лет тому назад запустила сайт bremboparts.com, который стал популярен и у российских специалистов авторемонтной отрасли. Контент на портале распределен на несколько направлений: «Продукция» и «Техническая зона», «Каталог» и «Маркетинг». Так, например, в разделе «Продукция» собрана информация о компонентах тормозной системы Brembo, приведены их подробное описание, характеристики и преимущества, стадии разработки и изготовления, использованные инновационные решения. Раздел «Техническая зона» также включает в себя «Академию тормозной системы». Brembo разработала инновационную систему, которая помогает механикам раскрыть все секреты тормозной системы: практический DVD-курс делится на главы с клипами, 3D-анимацией и графиками, иллюстрирующими производство, функции и монтаж каждого компонента. Механикам также дают возможность взаимодействовать с продуктами Brembo с помощью технологии дополненной реальности. После курса предусмотрена сертификация с предоставлением статуса эксперта Brembo. В разделе «Особая зона» на портале пользователь после регистрации получает доступ ко всем рекламным акциям, дополнительной технической информации и специальному контенту для подписчиков bremboparts.
С прошлого года российским специалистам стал также доступен полностью русифицированный информационный портал TADIS. Этот проект реализует компания Tenneco. Портал TADIS предоставляет бесплатный доступ к новейшим техническим и диагностическим разработкам компании, информации об амортизаторах, пружинах, газовых упорах, деталям подвески Monroe, а также о линейке выхлопных систем Walker. Портал TADIS имеет дружелюбный интерфейс и понятную навигацию. Здесь размещено несколько тысяч различных фотографий, много видеороликов, 3D-анимации и информационных слайдов.
Конечно, это далеко не полный перечень программ и обучающих форматов, которые предлагают специалистам авторемонтной отрасли компании – производители автокомпонентов. Дефицита в предложении на рынке обучения сейчас нет, однако, как отмечают многие, наблюдается спад спроса на такого рода предложения. В особенности если речь идет о платных курсах. Однако даже в условиях кризиса, когда экономия затрат кажется многим логичным решением, оптимизация производственных и других процессов оказывается более выгодной и разумной стратегией. Экономия на обучении персонала, то есть на том ресурсе, который позволяет повысить лояльность клиентов, может привести к весьма быстрым потерям. Ведь малоопытный сотрудник не сможет качественно провести ремонт, а значит, работу придется переделать, что как минимум связано с денежными затратами, а как максимум – влечет за собой репутационные издержки.
Александр Дягилев, технический тренер «МАЛЕ РУС»:
«Возможно, тенденция спада интереса к образовательным программам со стороны СТО и автомагазинов и действительно наблюдается в последнее время, однако она не коснулась технических тренингов MAHLE, которые постоянно проводятся на территории ответственности «МАЛЕ РУС». Своей востребованностью тренинги обязаны информативной наполненности: за один день слушатели узнают и об актуальной ситуации на рынке автокомпонентов, и о продукции для легкового и грузового автотранспорта. Возможность проводить технические тренинги появилась благодаря открытию российского подразделения «МАЛЕ РУС». За прошедший год нам удалось провести более 70 семинаров, и количество желающих посетить их не уменьшается.
В проведении наших технических семинаров заинтересованы обе стороны: и MAHLE, и партнеры компании. Для MAHLE важно, чтобы сотрудники дружественных предприятий были осведомлены о свойствах, возможностях и качестве продукции. В интересы дистрибьюторов входит повышение квалификации работников. Поэтому «МАЛЕ РУС» совместно с российскими партнерами проводит тренинги для слушателей совершенно бесплатно. Такой формат мероприятий максимально эффективен, он позволяет обеспечить информированность большого количества специалистов: как показывает практика, более полутора тысяч в год.
На сегодняшний день у нас есть возможность лично встречаться с продавцами и работниками сервисов. Особенность наших тренингов заключается в том, что формат мероприятия подразумевает живое общение с аудиторией, а это всегда эффективно. Слушатели могут задавать нам – техническим тренерам – вопросы, приводить примеры из рабочей практики, обсуждать полученную информацию и незамедлительно получать отклик. Возможность получить ответы из первых рук – непосредственно от представителей компании-производителя – очень важна для профессиональной аудитории, и у нас есть основания считать формат технических семинаров MAHLE действительно успешным и востребованным.
Тренинги MAHLE подходят как для руководителей, так и для менеджеров, механиков и других работников. Каждый находит в программе семинара что-то новое и познавательное для себя. Например, сотрудники, которые основную часть рабочего времени проводят в офисе, с помощью тренингов закрывают пробелы в области технических знаний, а их очень не хватает. Механики, в свою очередь, узнают о современных методах ремонта, новых технологиях. Руководителям же любопытно знакомиться с тенденциями на современном рынке автокомпонентов.
Хочу отметить, что мы не исключаем возможности дистанционного обучения через Интернет. Сейчас некоторые европейские подразделения концерна MAHLE пользуются данной опцией, экспериментируют с проведением семинаров онлайн. Безусловно, преимущества у такого метода есть, но в России, Беларуси и Казахстане мы предпочитаем встречаться с нашими слушателями лично.
По моему мнению, информированность сотрудников положительно влияет на узнаваемость бренда, ведь с тем, о чем много знаешь, работать легче. Однако вынужден признать, что культура обслуживания автомобилей далека от идеальной. Часто выясняется, что слушатели не знают чего-то, казалось бы, элементарного. Сложно судить о результатах работы в сфере кадров, но положительные изменения заметны уже сейчас. Конечно, мы распространяем информацию о высоких стандартах качества нашей продукции, но детали и расходные материалы премиум-класса – это только шаг на пути к успеху. Важнейшими составляющими являются квалифицированный персонал и скрупулезное выполнение всех предписаний автопроизводителя. Мы искренне надеемся, что наши технические тренинги помогут СТО двигаться в правильном направлении».
Автор: Татьяна Акимова