Цифровизация станет тотальной

Цифровизация станет тотальной

25.02.2020 - 12:17
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказал нашему журналу о том, какой автомобильная отрасль России станет в ближайшие годы и где искать точки роста для бизнеса.

Сергей целиков

Государственное стимулирование

– В прошлом году, на фоне затяжного спада в автомобильной отрасли, с высоких трибун вновь заговорили о субсидировании производства автокомпонентов. Будут ли субсидии эффективны, с учетом сокращения продаж новых автомобилей?

Для понимания ситуации с автомобильной отраслью России важно понимать ее главную проблему. Сегодня страна имеет производственные мощности около 3 миллионов автомобилей в год, а внутренний рынок способен переварить чуть больше половины от этого объема. Внутри России просто нет платежеспособного спроса, благодаря которому отрасль станет устойчивой, инновационной и эффективной. При этом экспорт, который начал усиливаться в последние годы, не решает проблемы.

Машины, собранные в России, отправляются в страны ближнего зарубежья, даже в Латинскую Америку и Венесуэлу. География поставок широкая, но абсолютная цифра продаж недотягивает и до 100 тысяч. В таких условиях ждать роста производства автокомпонентов без госсубсидий странно.

– Получается, что идея здравая и простимулирует рынок?

Идея здравая, и ее логика мне абсолютно понятна. Государству есть смысл вкладываться в «цепочку переработки» как можно глубже. Чем больше людей и предприятий будут задействованы в производственном цикле, тем активнее будет развиваться экономика в целом.

Деньги, направленные на локализацию производств и развитие технологий, гораздо перспективнее, чем производство тротуарной плитки и бордюров. Государство в любом случае куда-то будет направлять бюджетные деньги. Для экономики гораздо лучше, если они пойдут в научный и производственный потенциал. Новый продукт создаст добавленную стоимость, прибыль, новые рабочие места. Вся отрасль будет простимулирована. Даже деньги, вложенные в ВПК, не так эффективно развивают экономику, поскольку уходят на создание мелкосерийного товара.

К тому же, если сегодня мы не будем работать над дальнейшей локализацией производства иномарок, за счет создания собственной компонентной базы, то режим промсборки фактически потеряет смысл. Государственные инвестиции в эту отрасль так или иначе будут давать результат.

Автомобили с пробегом

– Ушедший год стал не очень успешным для рынка новых автомобилей, не больше перспектив обещает и 2020 год. Многие эксперты видят перспективы роста в сегменте рынка авто с пробегом. Как вы оцениваете его потенциал и какие тренды будут здесь править?

На мой взгляд, сегмент автомобилей с пробегом в России достиг своей оптимальной емкости в 5,5 миллиона автомобилей и в принципе не должен значительно расти или падать. При этом за последние годы он поменялся очень серьезно. Еще десять лет назад дилеры продавали менее одного процента б/у автомобилей. Сегодня емкость цивилизованного рынка – около 15%. Это означает, что доля машин, проходящих через официальных дилеров, а также через средних и крупных независимых игроков, с каждым годом увеличивается и будет только расти. Здесь уместна ассоциация с ретейлом. Не так давно большинство людей покупали продукты питания на рынках, но потом в нишу FMCG пришли сети и перетащили подавляющее большинство людей к себе.

Вместе с тем несмотря на то, что рынок автомобилей с пробегом глобально большой, доля хороших игроков на нем невелика. А спрос на прозрачные сделки, качественный сервис и хорошие автомобили огромный. Именно этим объясняется двукратный рост продаж авто с пробегом у дилеров, которые работают в данном сегменте. Кроме того, у них есть прекрасный инструмент – trade-in, обеспечивающий им трафик, стабильные первичные продажи и повышенную маржинальность.

– Получается, это и есть главный тренд: цивилизованная продажа автомобилей с пробегом?

Скажем так, это очень важный тренд. Подобная схема для покупателей является привлекательной, так как они приобретают машину не у перекупщика с рынка, люди чувствуют себя защищенными и готовы за это платить.

Важно и другое: приход в этот сегмент крупных игроков способствует появлению сопутствующей инфраструктуры, в том числе цифровой. Появляются качественные программы для быстрой проверки истории обслуживания автомобилей. Подтягиваются к высоким требованиям официалов и небольшие площадки по продаже авто. Все это влияет и на ликвидность, машины с прозрачной историей стоят дороже. Появляются и законодательные инициативы, призванные защитить покупателей, в частности, РОАД предлагает ввести уголовную ответственность за скручивание пробега, как это сделано в Америке. Думаю, инициатива очень здравая и назрела давно.

Рынок становится цивилизованным, с каждым годом количество машин с прозрачной историей будет расти.

Сервисное обслуживание

– По схожему пути сегодня идет и рынок независимого технического обслуживания, быстрыми темпами изживая гаражный сегмент.

Ситуация на рынке НСТО действительно схожая: он становится прозрачным и цивилизованным, сюда приходят крупные игроки и цифровые сервисы. При этом я не склонен считать, что век гаражей позади. На рынке всегда будут существовать несколько сегментов, вопрос лишь в перераспределении долей.

Первый и довольно устойчивый сегмент – это официальные дилеры с довольно высокими ценами, доля рынка которых будет зависеть в первую очередь от объемов первичных продаж. Второй – независимые станции технического обслуживания, которые будут наращивать свое влияние на рынке. Никуда не денутся клубные сервисы и тюнинг-ателье, аудитория которых довольно постоянна и стабильна. Точно так же останется и гаражный сегмент с бюджетными ценами, скромным уровнем услуг и нестабильным качеством. Как исчезающий, но неискоренимый вид останутся и автоэнтузиасты, занимающиеся самостоятельным ремонтом.

– Не получится ли так, что дальнейшее снижение покупательной способности населения сильнее всего ударит именно по цивилизованному автомобильному сервису из-за высоких издержек?

Апокалиптичный вариант, разумеется, исключать нельзя, но самый перспективный, на мой взгляд, сегмент, который сможет расти даже при дальнейшем снижении покупательной способности населения, – это независимые, в первую очередь сетевые станции технического обслуживания. Максимально устойчивыми останутся небольшие региональные сети из 3–5 станций. Они не будут сильно заметны, но останутся стабильными с точки зрения бизнеса. Их главный козырь – достаточный уровень качества, строгие стандарты и прозрачное взаимодействие с клиентом. Клубные сервисы тоже будут чувствовать себя неплохо за счет все той же прозрачности, обретающей ключевое значение на рынке.

Позвольте мне снова вернуться к аналогии с ретейлом. Когда появились гипермаркеты, предложившие цены, сопоставимые с рынком, иногда дороже, то люди пошли в мегамоллы, потому что хотели качественных услуг и комфортных покупок. Хотели гарантий и защиты от обмана. Точно так же с НСТО. Незачем идти в грязный гараж, если можно записаться в цивилизованный сервис через приложение в смартфоне и без очереди обслужить свой автомобиль. У автомобилистов становится меньше денег. Поэтому, с одной стороны, они ими не будут разбрасываться и идти к официалам, с другой стороны, цена риска от неграмотного ремонта возрастает, прогнозируемый уровень качества становится важным. Оптимальный выбор – НСТО. Не стоит забывать и о массовой диджитализации, отрезающей путь к новым клиентам гаражным мастерам.

Тотальная цифровизация

– Цифровые покупки захлестнут и автомобильную отрасль?

Цифровизация сегодня уже накрывает все сферы нашей жизни, в том числе и автомобильную. Смартфон становится главным орудием потребления товаров и услуг, главным платежным инструментом, инструментом для заработка и продвижения. Доля интернет-трафика уже давно на стороне мобильных устройств по всей стране.

Почти у каждого экономически активного жителя России есть смартфон, с которого удобно что-то быстро найти, заказать и купить. Электронные продажи больше не тенденция, это данность, которая очень быстро станет тотальной. Влияет на это и смена поколений, сегодня в экономику активно входят молодые люди, рожденные в 90-х. Их отличие в отсутствии «аналоговых» навыков поиска товаров и услуг, которые еще имеют 30–35-летние. Совсем скоро будут править бал миллениалы, еще более подкованные технически и не представляющие своего потребления без смартфонов. Так что диджитализацию всех направлений нашей жизни уже не остановить.

– Вы можете рассказать о конкретных цифровых бизнес-кейсах, успешно работающих в России именно в автомобильной сфере?

Сейчас в крупных российских городах появилась подписка на автомобили. Пока услугу предоставляют только Huyndai и Volvo, и рассчитана она не на экономных людей, а на тех, кто хочет избавиться от головной боли, связанной с обладанием авто. Это оформление, налоги, сервис, страховки, подготовка машины к сезону и т.д. Такой клиент готов немного переплатить за отличный сервис. Для сервиса подписки пришло время – сознание и потребительское поведение людей меняются, они готовы отдавать деньги за удобство и функции, а не за формальные признаки. А кому-то по душе каршеринг или такси. Под разные сегменты потребительского поведения будут появляться свои предложения и приложения.

Самое интересное, что модель дилерского поведения также будет постепенно меняться в пользу оказания услуг клиенту, наше будущее за лизингом, подпиской, share-экономикой, предоставлением услуг и обслуживанием.

Электрические перспективы

– Если мы говорим о трендах, давайте упомянем и электротранспорт. Насколько близка перспектива его массового появления в РФ и от чего это будет зависеть?

Актуальные цифры в этом плане объективнее восторженных футурологов. На сегодня в нашей стране доля электромобилей – менее одного процента. В первичном сегменте это штучные продажи, не способные оказать влияния на рынок. Однако в сегменте автомобилей с пробегом за последние пару лет наметилась восходящая тенденция – продажи измеряются тысячами. Их львиную долю составляет праворульный Nissan Leaf. Причина популярности проста – цена, которая колеблется в психологически важном диапазоне 500–600 тысяч рублей. Людей не пугают отсутствие инфраструктуры, малое количество сервисных специалистов и возможные проблемы с батареями. Плюсы в виде меньших затрат на заправку (зарядку) и обслуживание, при сопоставимой цене с новой Lada, перевешивают.

Если цену нового электроавтомобиля получится снизить до сопоставимых значений с «одноклассником» в той же комплектации с ДВС, то взлет электрокаров неизбежен. Международный рынок данное утверждение подтверждает. Как только Нидерланды «включили» поддержку продаж электротранспорта, рынок начал экстенсивно расти. Еще более яркий пример – Китай. В Поднебесной поддержка есть, что позволило внутреннему рынку в 2019 году переварить около миллиона электрических автомобилей. Но для нашей страны это перспектива не сегодняшнего дня.

Автономное вождение

– А как дела будут обстоять в сфере автономного транспорта? Здесь перспективы еще более туманны?

Автономное вождение для России – еще более отдаленный тренд. Главным барьером на его пути станет законодательство. Остаются и вопросы по алгоритмам управления в экстремальных ситуациях и готовности дорожной инфраструктуры. Потенциально технология очень нужна и перспективна, но она точно не окажет никакого влияния на рынок в ближайшие пять лет. Чуть ближе появление частично или полностью автономных автомобилей в магистральных грузоперевозках на малозагруженных трассах, возможно в составах караванов, на закрытых промышленных территориях, территориях парков, но только в виде экспериментов. Я считаю, что Россия не готова сейчас к массовому запуску беспилотников ни инфраструктурно, ни по культуре вождения.

Путь к успеху

– Предлагаю подытожить нашу беседу небольшим напутствием для участников автомобильного рынка. Что необходимо сделать уже в этом году, чтобы остаться успешным в будущем?

Несмотря на общую стагнацию автомобильной отрасли и снижение экономической активности населения, перспективы у рынка есть. Емкость рынка в целом большая, и производителям автокомпонентов, сервисменам, дилерам и дистрибьюторам есть куда развиваться. Но перспективы будут реализованы только гибкими игроками за счет повышения эффективности и отвоевывания долей у конкурентов. Эффективные компании, которые внедряют грамотный менеджмент, следят за трендами, осваивают диджитал-инструменты, в текущих условиях будут на пике.

Может показаться чудом, но целый ряд отечественных производителей автомобильных запчастей и аксессуаров сегодня не просто сохраняют продажи, но активно выходят на рынки Америки, Китая и Европы. В этом им помогают и цифровые инструменты, за счет которых мир становится меньше, а партнеры ближе. Курс на прозрачность и открытость для клиентов, качественное предоставление услуг также принесет много пользы для бизнеса.


Посмотрите похожие материалы: