От теории к практике

От теории к практике

19.06.2018 - 17:22
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В столице состоялась Шестая Конвенция ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД). Это одна из ведущих бизнес-площадок как в области ретейла, так и в области автомобильной индустрии.

Если прошлогодняя конвенция стала первой попыткой заглянуть за горизонт, определиться с прогнозами развития авторынка на ближайшие десять лет, то сегодня многое из того, что было намечено сделать, начинает воплощаться в реальные проекты. Этому способствует относительно благоприятная ситуация на автомобильном рынке, который рос на протяжении всего периода, с марта прошлого по март нынешнего года, и имеет предпосылки для дальнейшего развития. При этом в целом ситуация в отечественном автопроме продолжает оставаться тяжелой, в среднем производственные мощности автосборочных заводов загружены менее чем наполовину. Причем это, как говорится, среднее состояние по больнице, с учетом того, что завод Hyundai в Санкт-Петербурге работает на полную мощность, остальные предприятия загружены примерно на треть. По состоянию на 2017 год российские автозаводы были способны выпустить 3,5 млн машин, однако из-за ограниченного спроса произвели только 1,53 млн штук. Несмотря на это, впервые с 2013 года прошлый год стал прибыльным для российской автомобильной отрасли, поэтому в 2018 году объем государственной поддержки будет снижен с 68,7 до 34,4 млрд рублей. Причем эта поддержка будет адресной, будут продлены программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые действуют при покупке новых машин отечественного производства стоимостью до 1,45 млн рублей. Дополнительную поддержку получат жители Дальневосточного округа, для них скидка по данным кредитным программам составит 25% вместо 10% по всей стране.

В 2018 году представлена финальная версия проекта государственной Стратегии развития автомобильной промышленности в России до 2025 года, которая обсуждалась в течение нескольких лет. Главная цель Стратегии-2025 – создать высокотехнологичную и экспортоориентированную, устойчивую к внешним вызовам автомобильную промышленность.

Отныне при производстве автомобилей не будет учитываться локализация в процентах, как это было ранее, приоритет будет отдан технологическим операциям и научно-исследовательским разработкам.   

Государственная политика предусматривает наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих. Государство будет софинансировать инвестиции в локализацию производства компонентов автомобильных двигателей, автоматических коробок передач, редукторов мостов, систем управления и диагностики двигателя, систем безопасности и помощи водителю, телематических систем, технологий автономного вождения, электромоторов, проектирование и производство газомоторной техники.

Предполагается, что предоставление государственной поддержки позволит обеспечить:

– рост инвестиций российских предприятий и глобальных производителей транспортных средств;

– появление долгосрочных экономических стимулов для развития производителей автокомпонентов и разработки/развития собственных платформ;

– формирование долгосрочного спроса на российские инженерные ресурсы, увеличение расходов на НИОКР до 5% от выручки автопроизводителей;

– рост бюджетных поступлений;

– увеличение добавочной стоимости, созданной на территории России, на единицу продукции.

Государство будет поддерживать выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электротранспорта, автономного вождения, организацию послепродажного обслуживания такой техники и создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

В ближайшее время будет создана нормативная база для беспилотных автомобилей, созданы условия для их допуска на дороги общего пользования. Уже к ноябрю этого года должна быть принята методика тестирования автономных автомобилей на дорогах общего пользования. В 2022 году планируется начать сертифицирование беспилотных транспортных средств. Но следует отметить, что процесс этот будет небыстрым и локальным. Электромобили и беспилотные транспортные средства получат распространение только в крупных мегаполисах и курортных зонах. По прогнозам Минпромторга, к 2025 году доля электромобилей не превысит 1–2% среди всех транспортных средств, и то только при условии предоставления государственных субсидий.   

Одно из приоритетных направлений стратегии – поддержка экспорта автомобилей. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, в прошлом году за рубеж отравлено более 100 тысяч автомобилей, это 6,7% от общего объема производства. К 2025 году планируется экспортировать более 300 тысяч машин (12,6% от общего объема производства).

Реализация Стратегии-2025 будет способствовать сбалансированному удовлетворению интересов ключевых участников отрасли, в частности:

– обеспечит возврат долгов на инвестиции;

– обеспечит безубыточное развитие отрасли, в частности увеличит ежегодную выручку автопроизводителей с нынешних 2 до 3 трлн рублей в 2025 году;

– увеличит внутренний рынок до 2,5 млн автомобилей;

– увеличит конкурентоспособность российской продукции;

– позволит получить новые производственные компетенции в технологиях с высокой добавленной стоимостью;

– сохранит нынешний уровень занятости на фоне ускоренного роста производительности труда;

– позволит включить отечественных производителей автокомпонентов в глобальные цепочки поставок, увеличить глубину переработки российского сырья.      

Еще говорить о том, что нас ждет в ближайшее время, то с 1 июля все вновь регистрируемые автомобили будут получать электронный паспорт транспортного средства, что позволит сделать рынок более прозрачным и цивилизованным. При этом все ранее выданные документы остаются в силе. В перспективе планируется, что электронный паспорт позволит отследить всю историю машины с момента ее производства, импорта или с момента переоформления автомобиля.


Посмотрите похожие материалы: