Алексей Пёвхенен, руководитель Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК), говоря об итогах уходящего года, отметил очевидный факт – кризисный период продлится, скорее всего, еще не один год. В беседе с журналом «Автокомпоненты» Алексей рассказал о том, каким выдался уходящий год для членов Ассоциации.
«Автокомпоненты»: Алексей, как вы оцениваете ситуацию на вторичном рынке автокомпонентов? Какие тренды наблюдались здесь в нынешнем году?
– Рынок автокомпонентов развивается в контексте российской экономики. А потому ему не удалось избежать воздействия негативных факторов, которые определяли развитие всего российского бизнеса в нынешнем году. Если говорить о вторичном рынке запчастей для легковых автомобилей, можно отметить, что ситуация в этой сфере развивалась неравномерно в течение 2015 года. В первой половине года емкость вторичного рынка автокомпонентов, выраженная в единицах продукции, не сокращалась, а оставалась на уровне показателей прошлого года. Если оценивать рынок в рублевом эквиваленте, то емкость рынка выросла, но прирост показателей произошел вследствие ослабления рубля. При пересчете в евро ситуация другая, становится видно, что рынок упал. Это можно объяснить увеличением поставок на российский рынок недорогих запчастей. Причем тенденция к росту поставок такой продукции стала отчетливо наблюдаться еще в 2008 году. Именно тогда стало очевидным, что потребительские предпочтения все больше стали смещаться в сегмент дешевых товаров. И эта тенденция к настоящему времени не ослабла, а, наоборот, набрала обороты.
Во второй половине года (вплоть до начала четвертого квартала), по нашим наблюдениям, рынок начал сокращаться не только в денежном выражении, но и в штучном эквиваленте. Понятно, что все потребители стали все больше экономить, в экономике наблюдается некоторая неопределенность, люди не чувствуют стабильности и стремятся минимизировать свои расходы.
«Автокомпоненты»: Алексей, а как в таких условиях обстоят дела с рынком контрафактной продукции?
– С осени нынешнего года мы отмечаем значительное увеличение доли контрафактной продукции на автокомпонентном рынке России. В таких сложных экономических условиях всегда найдутся те, кто будет стремится работать «не по правилам». И многие продавцы пользуются тем, что определенные категории потребителей просто не отдают себе отчета в том, что сейчас качественные, пусть даже и «неоригинальные», запчасти заметно выросли в цене. А потому предлагаемый задешево продукт – если к тому же на него нанесен логотип известного бренда – в большинстве случаев можно считать контрафактом. Увеличение доли контрафактной продукции на рынке является следствием неблагоприятной экономической ситуации и снижения покупательской способности населения. В таких условиях на рынке обычно увеличивается сегмент дешевой продукции, а также растет рынок контрафакта.
«Автокомпоненты»: Какие меры по борьбе с контрафактом принимают члены AДAK?
– Напомню, что в АДАК входят два типа партнеров, компании – дистрибьюторы продукции и компании-производители. Первым бороться с контрафактом сложно. Вторые же и ранее предпринимали активные действия, направленные на то, чтобы ограничить распространение на рынке контрафактной продукции. Основной метод этой работы – тесное взаимодействие с надзорными органами для выявления и уничтожения контрафакта на автокомпонентном рынке.
Напомню еще раз, что использование контрафактных запчастей создает риск для водителя автомобиля и его пассажиров. В особенности если мы говорим про компоненты, от которых напрямую зависит безопасность движения.
«Автокомпоненты»: Алексей, как вы относитесь к возможности легализации параллельного импорта автозапчастей?
– Это неоднозначный вопрос, здесь много «за» и «против». Против легализации выступают в первую очередь компании – правообладатели товарных знаков. В нашем случае это автопроизводители и производители автокомпонентов, а также дистрибьюторы того или иного поставщика. Однако большая часть автомобильного рынка, наоборот, заинтересована в параллельном импорте автозапчастей, так как за счет этого можно добиться существенного снижения их стоимости. Лично мое мнение – параллельный импорт не привнесет негатива на рынок, но не приведет и к позитивным изменениям. Конечно, владельцу гарантийного автомобиля очень важно иметь выбор точек обслуживания. Это в теории. На практике же в гарантийный срок автомобилист вынужден, чтобы не потерять гарантию, обслуживать свой автомобиль на дилерской СТО. Более того, дилер стремится «привязать» автовладельца к своему сервису, напирая на то, что все работы в рамках гарантийного периода надо проводить на дилерской станции. И если на рынке увеличивается поток параллельного импорта автозапчастей, то ситуация для рядового автомобилиста нисколько не меняется, он по-прежнему будет «привязан» к дилерскому сервису. В сфере послегарантийного ремонта дела обстоят иначе: на рынке есть предложения не только оригинальных запчастей, но и предложение «неоригинала» от большого количества различных производителей по совершенно разным ценам. И в этой сфере рынка наблюдается сильная конкуренция, и параллельный импорт здесь никак не поменяет расстановку сил. Вопрос заключается в первую очередь в регулировании рынка, а также в том, чтобы автомобилист получил легальную возможность выбирать точку обслуживания своего автомобиля, а автодилеры – возможность закупать запчасти в канале «неоригинала» и прочее.
Думаю, относиться к параллельному импорту надо спокойно. На российский рынок уже сейчас существенный объем запчастей поступает по каналам параллельного импорта. А потому даже его легализация вряд ли сильно поменяет картину на рынке. Ситуацию на рынке сервисного обслуживания можно будет изменить, пожалуй, только с помощью законодательного регулирования. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время Федеральная антимонопольная служба выступает скорее на стороне автопроизводителей, а не автовладельцев. Потому как разработанный Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) Кодекс поведения автопроизводителей, одобренный ФАС, является тем документом, который, на мой взгляд, ущемляет интересы автовладельцев и других игроков автомобильного рынка и отстаивает интересы компаний – импортеров автомобилей, а также их дилеров.
«Автокомпоненты»: Алексей, расскажите, над какими задачами в 2015 году работала Ассоциация.
– У нас есть несколько направлений, над которыми мы работаем уже не первый год. Глобальная цель работы всей Ассоциации заключается в том, чтобы добиться разработки и принятия регулирующих документов, аналогичных тем, которые уже существуют и определяют автокомпонентный рынок в других странах мира. Такие документы необходимы для того, чтобы уравнять права всех участников рынка. По нашим наблюдениям, сегодня автопроизводители являются доминирующей силой на авторынке, они ущемляют права автомобилистов, а также представителей сегмента независимых СТО. Для того чтобы уравнять всех участников рынка в правах, мы работает с ФАС, взаимодействуем с Евразийской экономической комиссией, пытаемся найти поддержку в данном вопросе со стороны парламента. К сожалению, пока мы не можем похвастаться значительными достижениями на этом поприще, но надеюсь, что рано или поздно нам удастся добиться успеха и здесь.
В настоящее время в АДАК входит большинство крупнейших дистрибьюторов и производителей автокомпонентов, работающих на территории России. Таким образом, Ассоциация объединяет основные силы российского рынка автокомпонентов. АДАК работает в России уже не первый год (с 2008 года), и сейчас мы функционируем как организация, которая представляет интересы своих участников во взаимодействии с государственными органами. Зачастую у членов АДАК возникают проблемы в сфере государственного регулирования, которые мы и помогаем решить своим партнерам для того, чтобы они могли комфортно и эффективно работать в своем сегменте. Таким образом, в настоящий период почти вся работа АДАК переориентировалась в сферу взаимодействия с органами власти.
«Автокомпоненты»: Алексей, какие ожидания вы связываете с 2016 годом?
– Мы считаем, что наступающий год будет тяжелым для всего российского авторынка. Это, конечно, будет определено общеэкономической ситуацией в стране. Мы пока не видим причин для ее изменения в 2016 году к лучшему. Приходится только надеяться на то, что ситуация в будущем году не ухудшится. В пользу этого говорят и некоторые экспертные мнения, согласно которым рынок уже достиг дна. Однако надеяться на то, что его динамика пойдет вверх в будущем году, пока не приходится. Более реальным кажется вариант стабильно негативного состояния рынка, которое будет определяться все той же сниженной потребительской активностью, снижением доходов населения, а также стремлением автомобилистов экономить по максимуму на эксплуатации автомобиля.
Однако ни для кого не секрет, что и в тяжелые времена есть возможности для роста. И нынешний кризис не исключение. И в таких условиях выживают в первую очередь те компании, которые сумеют найти эффективные инструменты для организации своей работы.