Хотя выражение «Тормоза придумали трусы» до сих пор в ходу, никто не станет отрицать значение тормозной системы для безопасности автомобиля. Для остановки машины требуется значительно большая мощность, чем для ее ускорения. В связи с развитием современных технологий роль тормозных систем не только не уменьшается, но и растет, их разработка и производство – это одна из наиболее динамично развивающихся областей автокомпонентной отрасли. Причем прогресс заметен во всех сегментах автомобилей, от бюджетного до люксового, не говоря уже о спорткарах.
В бюджетном сегменте – основной тренд последних лет – даже недорогие автомобили для европейского рынка стали оснащать большими колесами размерностью 16–18 дюймов, что, в свою очередь, позволило размещать тормозные диски и суппорты большего размера. Это дало возможность обеспечить эффективное замедление, у некоторых моделей тормозной путь почти такой же, как у спорткаров. По этой же причине барабанные тормоза даже на недорогих моделях применяются все реже и только на задней оси, так как они не способны обеспечить такую же эффективность, как у дисковых тормозных систем.
Еще одна тенденция последних лет – даже на массовых автомобилях стали использоваться керамические тормозные колодки. Они значительно легче металлосодержащих колодок, при торможении не образуется тормозная пыль, они меньше изнашивают тормозные диски. Еще недавно главным препятствием для массового применения была их высокая стоимость, но за последние пару лет ведущие производители вывели на рынок линейки керамических колодок по вполне доступным ценам для массового потребителя.
Конечно, самые передовые разработки в области тормозных систем предназначены для автомобилей люксового сегмента и спорткаров. У каждого из мировых лидеров здесь есть свои уникальные ноу-хау. К сожалению, далеко не все автопроизводители разрешают использовать их при производстве деталей для вторичного рынка. Обычно производители автокомпонентов стремятся выводить новые детали тормозной системы уже через 3–6 месяцев после начала серийного производства той или иной модели автомобиля, но в ряде случаев из-за ограничений автопроизводителей вывод на рынок может затянуться на 3–4 года.
Сейчас на вторичном рынке уже доступны композитные, двухсоставные диски из алюминия и чугуна, они легче дисков, сделанных из однородного материала. Благодаря использованию алюминия вес тормозного диска уменьшается на 15–20 процентов, в результате чего снижается неподреcсоренная масса подвески. Помимо улучшения ходовых качеств, более легкий тормозной диск способствует также снижению расхода топлива и вредных выбросов.
Некоторые ведущие компании применяют при разработке деталей для вторичного рынка оригинальные технические решения, причем уровень технической проработки таков, что по качеству они не уступают изделиям, предназначенным для постановки на конвейер.
Например, Brembo недавно представила композитный, соединенный литьем тормозной диск. История разработки этой конструкции такова. Brembo является конвейерным поставщиком композитных дисков для автомобилей Mercedes-Benz премиального класса. Однако по соглашению с автопроизводителем компания не имеет права поставлять такие детали на вторичный рынок. Поэтому была разработана новая технология, благодаря которой удалось создать диск, не уступающий по характеристикам оригинальному изделию. Стальной корпус ступичной части получают посредством процесса прессования и затем помещают в литейную форму, до введения жидкого чугуна, который отливают при температуре 1400 градусов Цельсия. Далее происходит соединение с тормозной поверхностью, поскольку чугун затвердевает вокруг специальных стальных зубьев на ступице. В результате получается легкий диск, полностью взаимозаменяемый с оригинальным изделием, обладающий такой же эффективностью, но при этом более легкий. Новый композитный, соединенный литьем диск обладает рядом преимуществ по сравнению с деталями, сделанными по традиционным технологиям. В частности, он менее подвержен термомеханическим деформациям. Композитный корпус гарантирует снижение веса диска на 15% по сравнению с цельным диском того же размера. Поскольку тормозной диск является частью неподрессоренной массы автомобиля, уменьшение веса улучшает управляемость, что приводит к более точному и стабильному движению транспортного средства и обеспечивает более комфортную езду. Также снижение веса позволяет снизить расход топлива и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
Вообще, сейчас экологии наряду с эффективностью торможения уделяют очень большое внимание. В большинстве стран запретили использовать при производстве колодок асбест, на очереди – запрет меди. Для уменьшения веса при производстве тормозных дисков все чаще используется алюминий вместо чугуна.
Некоторые эксперты полагают, что в связи с массовым распространением технологий автономного управления и электромобилей роль тормозной системы может снизиться. Электромобили могут тормозить за счет рекуперации, а полностью автономные машины будут настолько совершенными, что не будут попадать в аварийные ситуации, в результате чего экстренное торможение станет неактуальным. Но произойдет это не скоро, если вообще произойдет. Сегодня даже самые современные серийные автомобили, оснащенные системами автономного вождения третьего уровня, нуждаются в мощных тормозных системах, поскольку для безопасной езды требуется эффективное замедление, независимо от погодных и дорожных условий. Поэтому сейчас активно развивается разработка новых тормозных систем, которые с годами становятся все более совершенными и все в большей степени интегрированными в другие системы автомобиля, прежде всего это касается комплекса средств активной безопасности.