Маркетинговый комплекс – голая теория или полезный инструмент?

Маркетинговый комплекс – голая теория или полезный инструмент?

27.02.2019 - 13:08
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В «кабинетном» маркетинге есть одно странноватое понятие – маркетинговый комплекс, обозначаемый различными «шифрами» – 4Р, 5P, реже 7P или 5С, а некоторые добавляют цифру побольше или новые буквы. Нужно ли это знать в «реальной» жизни? Применимо ли это к малому бизнесу или годится только для гигантов потребительского рынка, ворочающих огромными маркетинговыми бюджетами, и для маркетологов-консультантов?

В Соединенных Штатах во времена послевоенного бума появилась аналогия, что для успеха компании нужно, как в миксере, смешать целый ряд ингредиентов. Недостаточно иметь суперуникальный товар или самую низкую цену, а нужно скомбинировать это с грамотной дистрибуцией, рекламой, привлекательной упаковкой, сервисом и целым рядом других элементов. Для систематизации все эти ингредиенты объединили в «маркетинговый микс» 4P: продукт (product), цена (price), место продажи (place) и продвижение (promotion). Позднее концепцию дополнили пятим «пи» – люди (people), потом еще процессами (process) и физическими характеристиками (physical evidence).

В отношении потребителя была выработана концепция 4C: потребности клиента (customer needs), расходы потребителя (cost), доступность или удобство для потребителя (convenience) и коммуникации с потребителем (communication). Она практически полностью соответствует модели 4P, но при этом более клиентоориентирована и поэтому получила большое распостранение.

Итак, рассмотрим составляющие более подробно.

Product (товар или услуга)

Насколько полно ваши товары или услуги удовлетворяют потребности клиентов на рынке? Первыми привозите все новинки? Предлагаете уникальные услуги, которых нет у конкурентов? А может, какие-то ваши продукты приносят вам больше издержек, чем доходов? Ваш продукт или услуга должны быть постоянным объектом вашего внимания.

Price (цена)

В современных рыночных условиях цена является основополагающим фактором на стадии принятия потребителем решения относительно приобретения товара или услуги.  

Place (место)

Понятие «место предоставления услуги» приобретает первостепенное значение, поскольку рассматривается с позиции досягаемости услуг для потребителей.

Promotion (продвижение)

Сюда входит все многообразие мероприятий по продвижению продукции и услуг. Поскольку качество услуг во многом зависит от оказывающих их людей, для привлечения потребительского внимания желательно расставлять акценты не только на самих услугах, но и на тех специалистах, которые работают в данной компании и занимаются их разработкой и предоставлением.

People (люди)

Это многогранный компонент (еще его называют «маркетингом отношений»), и без такой составляющей, как «люди» (а на рынке это не только производители и потребители, но также покупатели и поставщики), невозможно реализовать остальные составляющие маркетингового микса. В таких условиях управление человеческими ресурсами становится приоритетной стратегической задачей организации. Термин «люди» применяется в маркетинге услуг и для обозначения деятельности по управлению клиентской базой, решения вопросов по упорядочению и распределению потоков посетителей. В сфере b2b маркетинг отношений способствует грамотному и эффективному налаживанию контактов с потенциальными партнерами и проведению с ними переговоров.

Process (процесс оказания услуг)

Ключевой элемент для сферы услуг. Отлаживание всех процессов и постоянный контроль за их воплощением жизненно важны для поддержания требуемого уровня качества.

Physical evidence (физическое окружение услуги)

Включает в себя все те материально-вещественные объекты и визуальные образы, которые позволяют потенциальному потребителю оценить и спрогнозировать качество будущей услуги. Внешний вид вашего магазина, СТО, сотрудников так же важен, как и качество самой услуги.

Цель комплекса маркетинга – включить все нужные характеристики, которые можно держать под контролем для продвижения товара или услуги на рынке.

Дочитав до данной строчки, вы могли решить, что это одна теория, придуманная преподавателями маркетинга, чтобы понятнее донести информацию студентам, которые не поступили на факультет, где преподают реально нужные вещи. Однако ценность данной концепции не только в том, что она простая и понятная, но также в том, что она эффективна. Использование можно уместить в пару предложений.

Важно, что 4P – это как 4 ножки стула. Если одна ножка короче, то весь бизнес находится в шатком положении и постоянно теряет клиентов. Значит, нужно срочно найти слабое звено и ликвидировать его.

Делать это мы предлагаем в три этапа.

Первый: определите свой маркетинговый микс: используйте в качестве основы концепции 4P, 5P, 7P или 4С. Еще лучше, если в каждом элементе вы выделите еще несколько подпунктов, создав, таким образом, чек-лист вашей компании.

Второй этап: оцените, на сколько балов каждый элемент реализован у вас. В результате вы определите «самое слабое звено», то есть наиболее приоритетную зону совершенствования. Однако не будем игнорировать и другие сферы.

Третий этап: определите, ЧТО можно сделать, чтобы улучшить оценку на один балл. Не нужно стремиться к достижению идеала – ведь он недостижим по определению. Представить конкретные меры, которые могут повысить оценку «всего» на один балл и которые можно реализовать в ваших сегодняшних условиях, намного легче. Важно определить также, КТО и В КАКИЕ СРОКИ будет реализовывать эти меры. Пусть это будут маленькие шажки, но регулярное выполнение такого упражнения выведет вас на траекторию непрерывного развития.    


Посмотрите похожие материалы: