Моторные масла: тенденции 2014

Моторные масла: тенденции 2014

01.08.2014 - 17:55
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Задача этой статьи – попытаться на основании сведений от ведущих специалистов различных научных институтов и производственных фирм понять хотя бы некоторые важные тенденции развития смазочных материалов и, в частности, моторных масел для автомобилестроения.

Даже после беглого знакомства с открытой информацией, можно сделать вывод, что производители двигателей, выставляя свои требования к моторным маслам, определяют одни тенденции развития, рынок, тесно связанный с потребностями автовладельцев и с качественным составом автопарка, диктует другие, а производство, его технологический и технический уровень, а также маркетинговые желания компаний – третьи. И, тем не менее, «лебеди, рака и щуки» не получается, поскольку только сложение всех этих требований ведет отрасль во вполне определенном направлении – к созданию современных высокотехнологичных смазочных материалов.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что тенденции прошлых лет никуда не исчезли и не стали сегодня менее актуальны. Просто к старым тенденциям, не умаляя их значения, время добавляет новые задачи. Эта особенность на примере моторных масел прослеживается наиболее отчетливо.

Так, лет 20 назад основной задачей моторных масел было обеспечение холодного пуска. Как только отрасль справилась с этой задачей, самым приоритетным стало снижение токсичности двигателей (и обеспечение длительной работы керамических катализаторов, как важнейшая часть задачи снижения токсичности). Однако проблема холодного пуска не стала при этом менее актуальной. Ее приходится устранять на новом технологическом и техническом уровне уже вместе со снижением токсичности. Решение этой задачи потребовало серьезной работы разработчиков смазочных материалов.

За последние несколько лет к уже имеющимся задачам добавилось требование экономии топлива.

Все это усложняется еще тем, что автопроизводители постоянно меняют конструкции двигателей, и теперь они переходят на компактные высоконагруженные турбированные моторы, где масло работает при высокой температуре и в очень жестких условиях. Рабочая температура поршня или подшипников турбины достигает 3500С. Расход масла падает, а удельные нагрузки растут. Обеспечить работоспособность масла при таких условиях – нелегкая задача, тем более что на другом конце температурного диапазона находится низкотемпературный пуск сибирской зимой.

Для таких моторов, не забывая о том, что нормы токсичности тоже постоянно только снижаются, необходимо решить еще одну задачу. После выключения двигателя даже синтетическое масло с высокими зимними характеристиками (0W) стекает с трущихся поверхностей. Поэтому в течение первых нескольких секунд холодного пуска происходит интенсивный износ деталей двигателя. Для решения этой задачи в масла (например, Castrol) начинают вводить присадки совершенно нового типа, не позволяющие «оголять» трущиеся поверхности. Появление таких присадок, наверное, можно считать еще одной тенденцией нашего времени.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что движущей силой развития характеристик масел являются требования производителей двигателя. Действительно, требования (спецификации) производителей автомобилей и необходимость сертификации и получения одобрения той или иной марки масла для самых современных моторов являются главной движущей силой разработки новых моделей масел. Главной, но не единственной, поскольку веянием последнего времени становится тот факт, что некоторыми тенденциями развития масел начинает также управлять рынок.

Требования сокращения расходов на эксплуатацию привели к разработке масел, сроки замены которых могут составлять 100 и более тыс. км пробега. Это так называемые масла серий Longlife.

При этом с легковыми машинами вроде все просто (хотя и не всегда). Производитель считает, что условия эксплуатации всех легковых автомобилей одной марки близки. Поэтому рассчитывает и рекомендует сроки ТО и замены масла исходя из этих средних условий. Местные дилеры могут эти сроки сократить. Правда, совершенно непонятно, чего в этом решении больше – обоснованной технической составляющей или желания подзаработать на дополнительных ТО.

То есть на различия в условиях эксплуатации легковых машин все просто закрывают глаза. Делается это вынужденно. У тех, кто должен эти различия отслеживать, пока еще нет нужных механизмов и инструментов. А владельцев легковых машин по большому счету не напрягает современная цена масла на фоне общего счета за очередное ТО автомобиля.

С грузовиками все совершенно иначе. В связи с ростом грузового автопарка, изменением его качественного состава и увеличением общего пробега грузовых автомобилей потребность в смазочных материалах растет, а требования к ним повышаются. В последнее время заметно сократился спрос на моторные масла на основе базовых масел I группы.

Объем залитого масла и стоимость его замены обходятся автопредприятиям недешево, и, естественно, им хочется платить эти суммы пореже. Но самое главное, что условия эксплуатации условно одного и того же двигателя, установленного на самосвал, магистральный тягач, автобус или универсальный грузовик, будут совершенно различны. Чтобы не допустить преждевременного износа тяжело нагруженных дорогостоящих моторов или, наоборот, замены еще годного к эксплуатации масла, крупные автопредприятия вынуждены содержать специальную лабораторию, где теми или иными доступными методами определяют степень пригодности масла для дальнейшей эксплуатации. (Расчет сроков замены масла проводится на основе контроля износа по оставшемуся щелочному числу или другими более современными и значительно более дорогими методами). Оснастить и содержать такие лаборатории могут себе позволить действительно крупные автопредприятия, владеющие очень дорогостоящей техникой (например, карьерными самосвалами.) Остальные определяют сроки замены, исходя из рекомендаций производителей и опыта. При этом перед владельцами любого вида тяжелого транспорта (поскольку расходы на замену моторного масла для крупных автопредприятий составляют существенную часть их издержек) возникает вопрос: «Не слишком ли рано меняем масло?»

Оптимизация интервалов замены масла для тяжелых транспортных средств стала еще одной новой тенденцией. Услугу по осуществлению этой оптимизации могут оказывать специализированные фирмы или (опять новая волна) компании, представляющие интересы поставщика смазочных материалов.

Главные тенденции производства смазочных материалов – изменение технологической базы предприятий масляной отрасли за счет модернизации российских предприятий. Наряду с развитием производства СМ в России, продолжаются приобретение производственных активов за рубежом и перенос туда изготовления высокотехнологических масел.

В качестве результата такой деятельности можно привести такой пример: Lukoil («ЛЛК-Интернешнл») разработал и освоил выпуск масел, полностью отвечающих спецификациям передовых западных производителей автомобилей.

В качестве еще одной тенденции отмечают приход на рынок «новых старых имен» – известных химических концернов, имеющих огромный потенциал и опыт, осваивающих новые для себя виды продукции, предоставляющих новые виды услуг на новых для себя рынках.

Так, например, в концерне BASF смазочные материалы и смазки до 2009 г. не являлись главным направлением деятельности, а в 2013 г. был представлен полный ассортимент моторных и трансмиссионных масел, а также смазок, доступный даже в России.

Другой пример. Castrol долгое время вообще не занимался моторными маслами для грузовых двигателей. Однако в конце 2013 г. в нашей стране была презентована новая линейка масел Vecton, полностью удовлетворяющая современным требованиям автопроизводителей тяжелой техники.

Statoil Lubricants (не рассматривавший раньше нашу страну в качестве сколько-нибудь значительного источника потребления своей продукции) вышел на рынок с полным ассортиментом смазочных материалов. Специалисты компании готовы найти оптимальное решение любой поставленной перед ними задачи в области смазки транспортных средств.

Итак, дюжина только самых главных тенденций, каждая из которых ждет своего исследования и понимания. Совершенно точно лишь одно: моторные масла современных массовых автомобилей ближе к тем, что работают в болидах «Формулы-1», чем, скажем, 20 лет назад. А это значит, что разработка и производство этого продукта доступны лишь предприятиям, имеющим в своем распоряжении современную многоплановую исследовательскую, технологическую и производственную базу. Более того, эффективное использование масел и смазок возможно лишь при наличии «обратной связи» с производителем, инструменты и формы которой только еще нащупываются рынком.


Посмотрите похожие материалы: