Стеллажная грамота

Стеллажная грамота

11.08.2014 - 14:33 3733
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Все по полочкам

Сегодня на рынке продаются стеллажи самых различных конструкций. При этом в целом можно выделить несколько основных их разновидностей. Самые простые представляют собой систему полок различных весогабаритных характеристик, крепящихся к несущим стойкам винтовыми соединениями. Главный недостаток таких конструкций – сложность их монтажа. Проблемой является и то, что при частом развинчивании винтовые соединения разбалтываются и становятся менее надежными. Поэтому, скорее всего, один раз соорудив стеллажи этого типа, склад будет довольствоваться их конфигурацией все время своего существования. Что не очень удобно для склада запчастей, который по идее должен быть готов к постоянному изменению ассортимента. Однако из-за более низкой цены такие стеллажи до сих пор пользуются спросом.

Олег Бархварт, коммерческий директор «META Regalbau в России»
Олег Бархварт

Олег Бархварт, коммерческий директор «META Regalbau  в России»:

Из всего, что сегодня есть на рынке, самыми простыми и самыми дешевыми оказываются полочные стеллажи с болтовым соединением между стойкой и полкой. Хотя эту систему, пришедшую в наше время из 70-х годов прошлого века, смело можно назвать архаичной, часть клиентов до сих пор выбирают ее – из-за невысокой цены такой конструкции.

Винтовые конструкции могут подойти в первую очередь небольшим складам, рассчитанным на ограниченный и заранее определенный ассортимент запчастей. Но даже для них более удобным решением представляются сборные стеллажи.

Олег Бархварт:

– На современных полочных стеллажах стойки и полки крепятся друг к другу без болтов, через крючок или клипсу.

Такие стеллажи можно не только быстро собрать – главное их преимущество заключается в возможности быстрого изменения конфигурации в зависимости от потребностей склада, а также в возможности менять размеры ячеек, приспосабливая их под габариты конкретного хранящегося в них товара. Что позволяет максимально полно использовать весь объем склада.

Олег Бархварт:

Не случайно именно такие стеллажи рекомендуют все автопроизводители.

Кроме полочных стеллажей на рынке широко представлены также палетные конструкции. Но в условиях небольшого склада запчастей они используются сравнительно редко.

Олег Бархварт:

– Стеллажи палетных серий идеально подходят для больших логистических центров, но неудобны для хранения мелкоштучного товара. Поэтому на складах запчастей  целесообразно использовать именно полочные, в первую очередь, как уже говорилось, с безболтовым креплением стеллажи.

Полочные стеллажи могут изготавливаться из разного материала. Обычно на складах автозапчастей используются металлические конструкции. Как правило, они выполняются из нержавеющей стали.  Также бывают оцинкованные стеллажи. Иногда склады оборудуются деревянными конструкциями с покрытыми ДСП полками. Поскольку многие запчасти приходят на склад в транспортировочной смазке или же содержат в себе масло, для хранения запчастей под слесарный ремонт удобнее использовать металлические стеллажи, которые к тому же гарантируют отсутствие стружки, способной проникнуть в мелкие полости плохо упакованных деталей. Для хранения же крупных кузовных деталей могут использоваться как металлические полки, так и полки из ДСП. Второй момент – поскольку склад запчастей должен быть рассчитан на постоянное обновление ассортимента, желательно, чтобы сборные стеллажи имели мелкую перфорацию, позволяющую переоборудовать ячейки под габариты конкретного товара. Поверхность же полок должна быть сплошной (по крайней мере, в случае с запчастями для слесарного ремонта) – облегченные конструкции с перфорированными полками не подходят, так как на них невозможно хранить детали вне коробочной упаковки.

Олег Бархварт:

– Для хранения автозапчастей участков слесарного ремонта максимально удобны цельнометаллические полки с перфорацией для разделителей, а для кузовного участка – сборная полка с металлическим или с ДСП покрытием.

Особым типом стеллажей, широко использующихся для хранения некоторого типа запчастей, являются стеллажи специализированные.

Современный склад запчастей

Спецстеллажи

Конструкция таких стеллажей «заточена» специально для хранения определенной группы комплектующих.

Олег Бархварт:

– Универсальные стеллажи для автозапчастей подходят плохо. Все-таки автокомплектующие являются ходовым и дорогостоящим товаром, поэтому для их хранения лучше использовать именно специализированные стеллажи, которые позволяют максимально бережно и комфортно хранить их, а также обеспечивают удобный доступ к ним. Так, при содержании шин на обычных стеллажах есть опасность того, что они будут царапаться острыми краями стоек и полок. Специализированные же стеллажи для хранения шин оборудуются специальными балками, исключающими порчу «резины». Опять же для хранения стекол используются удобные и безопасные стеллажи консольного хранения или разделители с мягким покрытием.

Однако при всех своих достоинствах специализированные стеллажи имеют существенный недостаток, о котором стоит помнить при оснащении склада. На них можно хранить только определенный тип товара. Соответственно, если этого товара по каким-то причинам на складе будет мало, стеллажи будут простаивать. Переоборудовать же их под другой тип комплектующих в большинстве случаев не получится.

Евгений Захаров, руководитель направления автомобильных складов компаний «Складкомплект» и «Автостеллаж»:

Разнообразие специализированных стеллажей – это большое удобство, однако не стоит забывать, что это также и некоторые жесткие рамки. Дело в том, что автомобильный склад – это живой организм, который может и должен эффективно подстраиваться под меняющийся рынок. Заложив же много специализированных стеллажей в проект, склад рискует впоследствии столкнуться с обилием неиспользуемых площадей – это произойдет в случае, если компания откажется от части ассортимента, под который рассчитывались такие специализированные стеллажи.

Поэтому при расчете склада важно тщательно просчитывать количество специальных стеллажей. Их, с одной стороны, должно хватать для хранения всех товаров специальных категорий, однако, с другой стороны, их количество не должно быть избыточным.

Типов же таких стеллажей может быть несколько.

Евгений Захаров:

На среднестатистическом складе запчастей обычно используется порядка 5–6 типов стеллажей. Если говорить о важности стеллажей, то оптимальный набор в порядке убывания будет выглядеть так: основной объем будут составлять универсальные полочные стеллажи, затем – стеллажи для мелочовки, дальше – кузовные стеллажи, колесные, грузовые и стекольные. Такой набор подойдет в 80% случаев склада автокомплектующих. Однако в оставшихся 20% будет использоваться какая-то другая концепция.

Современный склад запчастей

Вообще, по набору стеллажей невозможно дать единого рецепта для всех складов автозапчастей. Всегда будет присутствовать своя специфика, которую необходимо учитывать при оснащении хранилища.

Евгений Захаров:

Проработав в сфере проектирования и поставки складов для автозапчастей почти 10 лет, могу смело утверждать, что не существует конечного множества стеллажей, решающих задачу в общем. Хотя номенклатура автозапчастей достаточно понятна, мы каждый год делаем что-то нестандартное под конкретного клиента, причем зачастую впоследствии удачно спроектированные конструкции начинают использоваться и в других проектах. При этом важно понимать, что склад автокомплектующих – это не просто набор стеллажей для хранения конечного множества деталей, а цельная система оборота запчастей, целесообразность которой следует рассматривать в комплексе общего решения. Можно взять несколько типов стеллажей, которые по отдельности будут максимально удобны для хранения конкретных типов деталей, однако, если их общая компоновка будет неоптимальной, главная задача складской логистики так и не будет выполнена.

Комплексность – еще один важный момент, который необходимо учитывать при расчете склада. Если же говорить про каждый тип стеллажей  в отдельности, то, несмотря на то что на рынке существует немало различных решений для каждого из них (предназначенные для одного и того же товара стеллажи могут отличаться по материалу, из которого они сделаны, по габаритам, особенностям сборки и пр.), тем не менее для каждого из них существует определенный набор опций, которым, собственно говоря, и определяется функциональная принадлежность данного типа стеллажей. Соответственно, эти опции будут присутствовать в любом случае.

Евгений Захаров:

Для хранения мелких запчастей максимально удобны полочные стеллажи с контейнерами. Как правило, глубина контейнеров составляет 30–50 см, ширина около 20 см. В обязательном порядке такие стеллажи нужно комплектовать внутренними разделителями, так как иногда слишком роскошно под несколько единиц номенклатуры отдавать целую ячейку. Делитель позволяет использовать оставшуюся часть контейнера для другого типа мелких запчастей. На фасад контейнера и на верхние части разделителей обязательны наклейки с возможностью нанесения маркировки, обеспечивающей адресное хранение на складе. Материал контейнеров – чаще всего антистатический пластик. Однако рекомендацией некоторых импортеров, таких, например, как Toyota, является  использование картонных коробок.

Современный склад запчастей

Своя специфика есть у шинных стеллажей. Их задача – обеспечить одновременно и удобный доступ к колесам, и сохранность шин.

Евгений Захаров:

Для шин применяются балочные стеллажи глубиной 30–40 см. Хранящиеся на них колеса рекомендуется проворачивать раз в неделю для того, чтобы избежать деформации протектора.

Такие стеллажи могут иметь как  постоянную ширину ячеек, так и изменяемую. Стеллажи второго типа наиболее удобны для хранения шин разного типа. В случае же оборудования склада стеллажами для хранения шин с постоянным размером ячеек необходимо заранее учесть требуемый размер ячеек таким образом, чтобы в них можно было разместить все хранящиеся на складе шины.

Особые стеллажи используются также для хранения автостекол.

Евгений Захаров:

Хранение стекол в 90% случаев происходит горизонтально на консольных стеллажах. Один такой стеллаж вмещает 20 лобовых стекол, что вполне достаточно для небольшого предприятия.

Такие горизонтальные консольные стеллажи удобны при хранении большого количества однородных стекол. В случае же, если склад содержит широкий ассортимент разнообразных стекол в небольшом количестве, целесообразнее использовать специальные вертикальные ячейки с мягкими разделителями, которые обеспечивают легкий доступ к разного типа стеклам. И при этом гарантируют их безопасное хранение.

Под крупногабариты обычно используются палетные стеллажи. Есть также специальные консольные стеллажи для длинномеров. Обычно такие стеллажи при прочих равных имеют меньшую предельную нагрузку, чем аналогичные универсальные стеллажи. Поэтому зачастую склады запчастей предпочитают хранить длинномеры на тех же палетных стеллажах, что и крупногабариты, делая такие стеллажи лишенными перегородок.

Что же касается масел, то их мелкие фасовки обычно хранятся на обычных стеллажах, под масла же в крупной таре в соответствии с требованиями безопасности отводится отдельное хранилище.

Евгений Захаров:

Под масло на автоскладе обычно выделяется отдельное помещение. Две-четыре 200-литровые бочки стоят на полу, мелкая же фасовка располагается на обычных полочных стеллажах.

На рынке представлен широкий ассортимент стеллажей каждого из этих типов. Что делает их выбор непростым делом.

Проблема выбора – не стеллажи, но партнеры

Скорее всего, неспециалисту подобрать оптимальную конфигурацию наиболее подходящего оборудования будет очень непросто. Слишком много специальных параметров нужно учитывать, причем учитывать не безотносительно, а в связи с особенностями конкретного склада. Даже с таким, казалось бы, естественным параметром, как цена стеллажей, разобраться довольно трудно. Невозможно сравнивать стоимость стеллажей, не учитывая их параметры, ведь в зависимости от этих параметров цена может очень сильно колебаться. Поэтому при ценовом сравнении стеллажей необходимо сопоставлять их стоимость только со стоимостью аналогичных по параметрам конструкций конкурентов. Параметров же таких может быть множество.

Олег Бархварт:

Цена стеллажей зависит от многих составляющих: от максимальной нагрузки на полку, типа полки, металлоемкости, гарантии на полку, качества материала, перфорации и пр.

Играет роль также и конструкция стеллажа.

Евгений Захаров:

Самыми недорогими являются стеллажи на уголковой стойке. Далее идут стеллажи с навесным зацепом и уже потом – с интегрированным зацепом.

Не в последнюю очередь на стоимость влияет то, где и кем произведен стеллаж.

Евгений Захаров:

Стоимость стеллажей на рынке зависит, во-первых, от страны происхождения, во-вторых, от известности того или иного бренда.

При прочих равных самыми дорогими оказываются стеллажи западноевропейских производителей. На втором месте – отечественные. На третьем – китайские. Примерно так же распределяются места и с точки зрения качества стеллажей. Но, еще раз повторимся, неспециалисту трудно оценить качество того или иного стеллажа.

Олег Бархварт:

– Как это ни странно звучит, но внешних параметров, которые доступны для понимания,  не очень много. Взять ту же толщину металла: не всегда большая толщина металла (1,0–2,0 мм) –  это признак хорошей полки. В ассортименте полок нашей компании есть полка с толщиной 0,7 мм, которая тем не менее спокойно несет 300 кг.  Есть, конечно, какие-то общие параметры, на которые стоит ориентироваться при выборе стеллажей для тех или иных целей, – так, для хранения запчастей слесарного участка автосервиса удобны полки  средней глубиной 500 или 600 мм; если не планируется использование специального подъемного оборудования, стоит помнить, что с пола обычному человеку можно обслужить стеллаж высотой не более 2,2 м и пр. Однако оценить качество стеллажа по внешнему виду, скорее всего, не получится.

Взять ту же надежность соединений – а это очень важный фактор, который придает прочность сборным конструкциям. Чтобы оценить ее, нужно хорошо понимать специфику конструкции стеллажа. Яркий пример: в одних случаях нормой является наличие люфта в соединении без нагрузки, и его отсутствие будет говорить о браке, в других – наоборот, именно люфт будет признаком некачественного товара. И таких тонкостей много. Без профессионала тут трудно обойтись. Кроме того, именно профессионал должен рассчитать предельную нагрузку конструкции, соответствующую условиям склада. В идеале она должна быть достаточной для хранения товаров, но не быть избыточной, так как в последнем случае стоимость конструкции заметно возрастет. Поэтому рецептом при оснащении склада может стать выбор не стеллажей, а партнера, который поможет подобрать оборудование под нужды данного конкретного склада.

Евгений Захаров:

– При решении вопроса об оборудовании автосклада не нужно пытаться «купить стеллажи», важно найти надежного партнера, который сможет грамотно и эффективно разместить заданную номенклатуру на заданной площади и уложиться в заданный бюджет.

Вот здесь действительно имеет смысл подойти к выбору со всей серьезностью.

Евгений Захаров:

Хорошим подспорьем в выборе партнера будет являться наличие у него референс-листа по оборудованным им складам. Причем обязательно речь должна идти именно о складах автозапчастей. А многим, в первую очередь автодилерам, оказывается важным, чтобы компания-поставщик уже работала именно с их брендом, например, чтобы в послужном списке уже были Toyota или бренды VAG-овского концерна. Что закономерно – разные автопроизводители предъявляют свои требования к оборудованию и логистике складов. Следует также обратить внимание на возможность оперативного дозаказа элементов после запуска основного объекта. Достаточно часто после пары месяцев эксплуатации склад требует «тонкой доводки», что влечет за собой дозаказ дополнительных элементов. Иногда поставщики, особенно импортеры, не могут оперативно предоставить требуемый объем, так как по малой партии велики операционные издержки.

Вообще, нормой для современного рынка складского оборудования является предоставление поставщиком полного спектра услуг по проектированию, монтажу, доводке и последующему обслуживанию склада.

Евгений Захаров:

Я бы сказал так: сегодня нельзя стать серьезным игроком на рынке складов для автозапчастей, если не предлагать клиенту проектирование, доставку, сборку и последующее обслуживание складского оборудования. У поставщика должна быть бригада монтажников, готовых выполнить проект в любом городе России.

Кроме того, поставщик должен быть готов привлечь надежных аутсорсеров в том случае, если по какой-то причине, например из-за удаленности клиента, не может выполнить монтаж самостоятельно.

Сотрудничество с надежным поставщиком в конечном итоге выгодно самому складу. Во взаимодействии с ним можно попытаться подобрать стеллажи под определенную стоимость. Для целей небольшого склада автозапчастей совершенно не обязательно выбирать только самое дорогое оборудование. Вполне можно получить достойное качество, выбрав более бюджетные конструкции. Но важно, чтобы именно партнер, специалист в этой области,  помог сделать этот выбор. А вот на чем точно нельзя экономить, это на качестве сборки. При неумелой установке даже самое качественное оборудование не убережет от аварий, чреватых как минимум серьезными материальными потерями.

Олег Бархварт:

–  Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что не стоит экономить на сборке. Качественный монтаж любых стеллажей – это гарантия того, что они будут долго служить и приносить прибыль. Непрофессиональный же монтаж чреват не только разрушением конструкции стеллажей: главное, что авария приведет к уничтожению размещенного на таком стеллаже товара, а его стоимость в разы выше цены даже самого дорогого стеллажа.

Так что задача руководства склада – понять, какого типа оборудование ему требуется. Подбор же конкретного оборудования, как и проектирование стеллажей, – это работа специалистов, которую чаще всего выполняют поставщики. От выбора которых во многом и будет зависеть качество оснащения сервиса стеллажами.


Посмотрите похожие материалы: