Промсборка изменит структуру производства автокомпонентов в РФ

Промсборка изменит структуру производства автокомпонентов в РФ

11.09.2019 - 12:00
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

В конце июня прошел 12-й Московский международный форум «Автокомпоненты-2019». Заявленных тем было две: «Перспективы развития рынка автокомпонентов» и «Пути решения задач по проведению трех этапов локализации производства в РФ», которые в ходе обсуждения слились в одну – всеобъемлющее развитие отрасли за счет промсборки. Организатором мероприятия выступил «Автосельхозмаш-холдинг».

Экстенсивный рост на рынке, по задумке авторов инициативы, должно обеспечить качественное изменение условий промсборки в России. По сути, собравшихся на конференции хотели проинформировать о новых требованиях к иностранным автопроизводителям на третьем этапе локализации и обсудить позитивные тренды, связанные с грядущими новациями.

Особенности отечественной программы

Напомним, что вместо интеграции в мировой автопром в России был принят курс на локализацию производств, который не предполагал создания совместных предприятий, как в Китае или Корее. Больше того, за глубину самой локализации по нашему законодательству отвечает производитель, а правительство использует метод «сладкого пряника» – давая серьезные льготы и преференции выполняющим требования.

На первом этапе («Промсборка-1», 2005 год) нужно было создать мощности для выпуска 25 000 транспортных средств, обеспечить сварку, окраску и сборку кузова, монтаж различных систем. Важным требованием было сокращение на 30% ввоза иностранных автокомпонентов. Для получения льгот министерству требовалось предъявить 36 отчетных показателей.

На втором этапе («Промсборка-2», 2011 год) требовалось создать производство для выпуска – внимание! – 300 000–350 000 автомобилей, открыть центры разработки автомобилей (НИОКР) или их агрегатов, организовать штамповочные операции, обеспечить установку 30% российских ДВС и/или КПП, а также достигнуть не менее чем 60% локализации.

Для выполнения этих требований иностранные производители пригласили в нашу страну своих поставщиков, но инвестиционно емких компонентов делать никто не стал. Выпускаются простые сборочные единицы, не способствующие развитию инженерных знаний и смежных отраслей промышленности. Во многом из-за этого в методах подсчета процента локализации возникли серьезные разногласия, наличие которых сказывается на отрасли до сих пор.

Одним из отличников промсборки до недавнего времени можно было считать Ford, но компания покинула стагнирующий российский рынок.

Можно констатировать, что локализация в том виде, в каком она задумывалась, не получилась. Но неудача не стала крахом, а лишь послужила толчком к разработке новых нормативных документов.

промсборка

Что дальше?

Итак, новый вектор всеобъемлющего развития автомобильной промышленности России должен задать третий этап локализации. Требования, которым нужно удовлетворять при вхождении в третий этап, определяет новая редакция Постановления Правительства РФ №719 от 25.06.2019 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Новое постановление точнее определяет, как подсчитать, сколько «российского» в том или ином продукте.

В 15 раз больше документов

Теперь, согласно свежему законодательному акту, каждому автопроизводителю будет необходимо подтвердить выполнение вполне конкретных технологий или условий, перечень которых определен в документе. За осуществление каждой из технологий начисляется некоторое количество баллов. Отметим, что число критериев отчетности перед министерством увеличилось в 15 раз по сравнению с требуемой документацией на втором этапе локализации.

Учтены зеленые технологии

Постановление определяет глубину локализации продукции, не включенной в предыдущие документы (в том числе гибридных и электромобилей). Кроме того, документ включает в себя НИОКР, а также стратегию развития производства и проектирования автомобилей.

Методика разрабатывается

Правда, под натиском вопросов журналистов спикерам пришлось признать: не для всех из 313 параметров, определенных постановлением в качестве отчетных, имеется готовая, документально зафиксированная методика оценки – она только разрабатывается. Также в процессе разработки система проверок и мониторинга.

Тем не менее заинтересованные стороны отдают себе отчет в том, что система отчетности и проверок должна быть оптимизирована в самое ближайшее время, а ее влияние на себестоимость автомобиля окажется минимальным.

Важные мотиваторы

Производители, набравшие установленное постановлением количество баллов, получат допуск к госзаказам, «промсубсидиям», средствам господдержки и налоговым льготам, что не так уж и плохо.

Благие намерения

Цель постановления благая – мотивировать автопроизводителей разместить на территории страны высокотехнологичные производства, требующие применения инженерного потенциала. В частности, ожидается развитие двигателестроения, агрегатостроения с их высокоточной механической и термической обработкой, а также с технологиями нанесения современных покрытий.

Производство автокомпонентов по-новому

Кроме того, автопроизводитель будет замотивирован на изменение всей структуры производства автокомпонентов в нашей стране.

Дело в том, что современному автопрому нужны не столько отдельные компоненты, сколько полноценные крупные сборочные единицы – собранные, сертифицированные и одобренные производителем.

Производство этих сборочных, фактически модульных, единиц должно производиться при взаимных обязательствах и при взаимном контроле сборщика автомобилей и поставщика узла.

Иными словами, на первичном рынке не нужна, например, колодка, а нужна тормозная система в сборе (с установленными туда колодками, естественно), которую можно быстро установить на конвейере.

С задачей создания из заводов запчастей системы компонентных производств, способных выполнить заказ любого автосборщика, наши производители сегодня сами справиться не могут. Вот и предлагается мотивировать глобальных автогигантов помогать им в этом. За счет такой коллаборации и наши производственники подтянутся к мировым стандартам и развивать собственный инженерный потенциал начнут.

промсборка_1

Специальный инвестиционный

Кроме того, производитель автомобилей, желающий получить доступ к преференциям, обязан взять на себя обязательства по инвестированию средств на территории нашей страны в виде специнвестконтрактов (СПИК). Объем и характер инвестиций обсуждается и утверждается правительством с каждым из автопроизводителей отдельно и может быть тесно увязан с первой частью – с локализацией.

Отметим лишь то, что со СПИК все оказалось гораздо проще, чем может показаться. На дату проведения конференции Минпромторг уже одобрил заявки на пять специнвестконтрактов (СПИК) в автопроме. Причем сразу три будут реализованы в автокластере Калужской области – Volkswagen, альянс Peugeot-Citroen и грузовики Volvo.

Также среди них калининградский автозавод «Автотор», который сегодня работает в режиме отверточной сборки, но в рамках контракта снизит ее объемы, расширяя производство с применением сварки и окраски.

Кроме того, возможность зафиксировать долгосрочные налоговые льготы в обмен на инвестиции и, главное, получить доступ к промсубсидиям в автопроме получил GM-АвтоВАЗ.

Поддержанные министерством проекты соответствуют целям, зафиксированным в «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2025 года», а их реализация обеспечит привлечение в реальный сектор экономики свыше 74,5 млрд руб. частных инвестиций и около 1,3 трлн руб. поступлений в бюджет в виде различных налоговых отчислений и сборов, обещает Минпромторг.

Вопрос окупаемости

В каком ключе пойдет развитие отрасли и поможет ли «Промсборка-3» вдохнуть жизнь в российский автомобильный рынок, покажет время. Однако уже сейчас понятно, что иностранным автопроизводителям предлагают взять на себя очень серьезные обязательства, которые так или иначе должны быть уравновешены государственными субсидиями.


Посмотрите похожие материалы: