Спрос на переоборудование автомобиля на газ сильно зависит от стоимости бензина и дизельного топлива: если цены держатся долгое время на одной отметке, то и интерес к газу умеренный; если стоимость бензина резко растет, как это было, например, в 90-е годы прошлого века, то многие стремятся перевести свои автомобили на газ, в результате в нашей стране была создана соответствующая инфраструктура. Кстати, хотя по количеству газовых заправок мы пока существенно отстаем от стран Западной Европы, у нас один из самых больших парков автомобилей на газовом топливе в мире.
Нынешней весной бензин существенно подорожал, что в очередной раз заставило многих владельцев обратить внимание на газ. «Газомоторная реформа» – переход с бензина на газ – актуальная на сегодняшний день тема обсуждений в СМИ. В последнюю неделю мая розничная цена на бензин АИ-92 выросла на 2,5 пункта (6%) по сравнению с началом месяца и составила 41,95 руб., в июне цена на топливо продолжила рост. В июле стоимость бензина марки АИ-95 на столичных заправках составляла 45–47 рублей. В связи со скачком цен было проведено внеплановое совещание правительства и нефтяников, направленное на стабилизацию цен на топливо. Основными факторами роста стоимости бензина эксперты отмечают повышение акцизов и рост цены на нефть на международном рынке. Это отразилось на настроении автомобилистов, многие из которых задумались о поиске альтернативы традиционному топливу.
Тенденция перехода на газомоторное топливо в России наблюдается давно как для личного транспорта, так и для общественного: еще в мае 2013 года Правительство РФ выпустило распоряжение №767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива», согласно которому на газовое топливо будет переведено не менее половины российского общественного транспорта. Плановый объем финансирования программы до 2020 года составит 110 млрд рублей средств федерального бюджета. Однако до майского роста цен на бензин вопрос перехода на газомоторное топливо не был для российских автолюбителей настолько актуальным. Опрос, проведенный специалистами ГК «АвтоСпецЦентр», показывает, что отношение к альтернативному голубому топливу среди автовладельцев кардинально меняется.
Преимущества перехода на газ очевидны: высокая степень экологичности по сравнению с бензином, длительный срок эксплуатации автомобиля, меньший расход топлива, экономия денег и высокий уровень безопасности. Природный газ по сравнению с нефтью не производит побочных продуктов горения: это самый экологичный в мире вид топлива, который соответствует нормам Евро-5 и Евро-6. Экономия топлива при использовании газового двигателя определяется пределом воспламенения топливовоздушной смеси и октановым числом топлива. Пропан-бутановая смесь имеет значение октанового числа от 100 до 110 единиц, поэтому ни на одном режиме работы двигателя не возникает детонации. Высокое октановое число газа увеличивает мощность двигателя за счет высокой степени сжатия газовых двигателей. У газообразного топлива более широкий предел воспламеняемости по сравнению с бензином.
Наиболее распространенная у нас пропан-бутановая смесь не разжижает моторное масло, снижает износ двигателя и продлевает срок службы за счет того, что на деталях двигателя не образуются копоть и нагар. Срок службы свечей и масла увеличивается в среднем на 35%. Плюс применения газа как альтернативного топлива – это простота установки газового оборудования: его можно установить почти на любой двигатель и после установки можно самому решать, какой тип топлива выбрать. Таким образом, применение газомоторного топлива на внутреннем рынке даст ощутимый экономический эффект как для автовладельцев, так и для государства.
Расход газа в среднем на 10% больше, чем бензина, но использовать его выгоднее за счет существенно меньшей стоимости. Заправка газом обходится в 2,2 раза дешевле, чем бензином. Стоимость установки на автомобиль газового оборудования в Москве составляет 30–45 тыс. руб. Метановая система дороже – от 50 тыс. руб. Главное преимущество двигателя на метане кроется в способе добычи метана: это единственное вещество, которое напрямую поставляется на автозаправки без переработки, что исключает возможность подделки метановой смеси. При среднем расходе в 15–17 литров на 100 км затраты на переоборудование автомобиля окупятся за 1,5–2 года.
В ходе телефонного опроса 200 респондентов – владельцев внедорожников старше трех лет, объемом двигателя от трех литров и расходом бензина более 13 литров на 100 км, проведенного экспертами ГК «АвтоСпецЦентр» в начале мая 2018 года, 22% автолюбителей отметили, что уже задумываются о переводе автомобиля на газомоторное топливо, 5% планируют к осени оснастить авто специальным оборудованием. Весной 2017 года по итогам аналогичного опроса всего 13% владельцев внедорожников задумывались о переходе на газ и 2% планировали в ближайшее время переоборудовать собственное авто. В ходе опроса специалистами ГК «АвтоСпецЦентр» были выявлены основные стереотипы, которые заставляют автолюбителей продолжать пользоваться бензином.
У автомобилей с газомоторным оборудованием двигатель подвержен быстрому износу
28% опрошенных указали этот фактор как основной, препятствующий переводу собственного авто на газ. Бытует мнение, что из-за того, что у газа октановое число равно 110 и выше, а у бензина – 92–98, это приводит к тому, что двигатель автомобиля работает в нештатных режимах, может произойти прогар клапанов и т.д. При правильных настройках двигателя и системы подачи топлива данный показатель существенно не влияет на силовую установку автомобиля.
Отсутствие заправочной инфраструктуры
Более 50% автолюбителей отметили существующий недостаток инфраструктуры для заправки и ремонта автомобиля на газомоторном топливе. Число АЗС, где водители смогут заправить автомобиль газом, вырастет в России на 20% в этом году. В 2018 году российские компании построят или реконструируют 76 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций и доведут это число до 430. Больше всего заправок откроют в Санкт-Петербурге, Астраханской, Ростовской и Челябинской областях, Москве и Ставропольском крае (от пяти до восьми заправок в каждом регионе).
Угроза утечки газа, взрыва или пожара
15% автолюбителей опасаются, что в случае ДТП или неправильной эксплуатации автомобиля на газомоторном топливе возрастает риск утечки газа и пожара. Современные системы подачи топлива в двигатель оснащены датчиками утечки, газовые емкости размещаются в багажнике автомобиля, что исключает риск взрыва баллонов при ДТП.
«Применение газомоторного топлива дает реальную экономию. Если для владельца малолитражки это неочевидно, то обладатели внедорожников, как мы видим из результатов опроса, давно задумались об экономии, – отмечает Евгений Гришкевич, директор Департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр». – С 2012 по 2017 год объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в России увеличился на 69%, при этом число газозаправочных станций выросло на 87%, а количество автомобилей, перешедших на газ, – на 61%. Цифры говорят сами за себя: с каждым годом все больше российских автомобилистов предпочитают использовать газомоторное топливо».