Будущее рынка запчастей и автомобильного ретейла

Будущее рынка запчастей и автомобильного ретейла

30.05.2019 - 11:56
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Новейшие тренды в области продажи автомобилей и запчастей обсуждались в середине апреля на конференции РОАД в Москве. Главной задачей экспертов стал поиск решений для успешного развития автобизнеса в ближайшее десятилетие.

Заокеанский опыт

Традиционно законодателем трендов мировой автомобильной индустрии уже несколько десятилетий подряд выступают Соединенные Штаты Америки. Практика подтверждает: отраслевые события в США рано или поздно находят свое отражение и в России.

Поэтому президент РОАД Олег Мосеев начал свое выступление с обобщения самых последних трендов американского рынка, чтобы спрогнозировать, как мы будем жить и работать в перспективе ближайших 5–10 лет. Его выступление было основано на материалах конференции NADA-2019, которая проходила в конце января в Сан-Франциско.

Запчасти и обслуживание – основа бизнес-стратегий

Одна из основных проблем, с которой столкнулись американские дилеры в последние годы, – падение маржинальности при продаже автомобилей. Для новых машин она составляет не более 2,9%, а для авто с пробегом – 12,1%. В такой ситуации основными источниками дохода дилерских центров стали автосервис и продажа запасных частей – данные виды бизнеса приносят 48,5% прибыли.

В течение грядущего десятилетия средний американский дилер станет свидетелем многих изменений в создании и управлении предприятием, однако основополагающая бизнес-модель сохранится.

Цены станут едиными

Как будет меняться экономика? Прежде всего произойдет отказ от торга и ценовых войн, все перейдут на единые прайсы. Те автопроизводители и дилеры, которые уже перешли на данную модель, демонстрируют лучшую эффективность. Обслуживание станет еще более важным источником прибыли. В той ситуации, когда маржинальность при продаже новых авто стремится к нулю, потребуется новый подход и к распределению издержек автопроизводителей. Статья расходов на персонал будет эволюционировать, при возрастающей конкуренции из-за снижения объема продаж контроль над расходами станет еще более важным.

ак

Прямые поставки и интернет-торговля

Офлайн-продажи будут постепенно сокращаться, уменьшится количество авто, поставляемых под заказ, что приведет к снижению складских запасов, а доля онлайн-продаж будет расти. Интернет-торговля почти полностью уничтожит географический фактор, преимущество местоположения дилерского центра значительно уменьшится.

Одна из особенностей авторетейла США – прямые продажи автопроизводителями законодательно запрещены в большинстве штатов, что способствует развитию дилерского бизнеса, в то время как в странах Западной Европы, где таких ограничений нет, по прогнозам, в 2025 году 15–20% машин будет продано напрямую автопроизводителями, без участия дилерских центров. Не минует этот тренд и нашу страну, что говорить, если даже Lada анонсировала продажи через Интернет.

Электрификация и каршеринг

Сейчас Северная Америка значительно отстает от Азии и Западной Европы в области электромобильности. По прогнозам, в 2025 году лишь 6% легковых автомобилей в США будут электрическими. Для сравнения: в этот же период их доля в Китае составит 26%, в странах Западной Европы – 15%.

С другой стороны, каршеринг и райдшеринг, которые считают в Западной Европе и в ряде азиатских стран одним из основных трендов, в США – уже вчерашний день: по прогнозам, в 2025 году доля таких транспортных средств не превысит 2,4%. В Северной Америке на смену различным видам шеринга приходят новые модели продаж, такие как «автомобиль по подписке» или сервис «все включено», где потребитель заранее оплачивает использование на определенное время той или иной модели автомобиля или всего модельного ряда одного или даже нескольких автопроизводителей.

В США такие услуги предоставляют как сами автопроизводители (например, новая модель Volvo XC40 изначально предлагается по такой схеме), так и компании-операторы. Главные преимущества для клиентов, которые используют сервис «автомобиль по подписке», следующие: доступ к последним технологиям, возможность все время ездить на новой машине, постоянно тестировать новые модели. При этом их расходы значительно ниже, чем при покупке автомобиля, да и проблем с продажей машины при такой схеме не возникает.

Сокращение частного автопарка

Поскольку «автомобили по подписке» эксплуатируются более интенсивно, чем те, которые находятся в личной собственности, то общая потребность в транспортных средствах снижается. По прогнозам, в перспективе это может привести к снижению общего объема продаж легковых автомобилей на 29%. В США уже сейчас ежегодно 2% автомобильного парка вымещается из персонального в пользу корпоративного. Такая тенденция негативно скажется на независимых сервисах. Из-за более интенсивной эксплуатации значительная часть ресурса новых машин будет выработана еще в гарантийный период. Однако есть и преимущества для автобизнеса: автомобили премиального сегмента, маржинальность у которых выше, становятся доступными для широкого круга потребителей. Например, 80% клиентов, которые используют автомобили Mercedes-Benz «по подписке», никогда ранее не владели машинами данной марки.

Сейчас меняется модель потребительского поведения, представители молодого поколения не стремятся иметь автомобиль в собственности, но при этом готовы им пользоваться. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться. Также более интенсивная эксплуатация позволит чаще обновлять модельный ряд.

ак_1

Конечно, потребность в машинах будет ниже, но замена их будет проходить гораздо чаще. И, что важно, подобная модель ведения бизнеса поставит обслуживание автомобилей под контроль автопроизводителей и их дилеров, что позволит получать дополнительный доход.

Что будет с российским рынком

Теперь от американского перейдем к мировому рынку и посмотрим, как на этом фоне выглядит российский авторетейл. С докладом на эту тему в рамках круглого стола по аналитике рынка выступил Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат».

Примерно половина мировых рынков, вошедших в топ-15, в 2018 году показали отрицательную динамику, в том числе крупнейший китайский. Лишь два рынка: российский (+12,8%) и бразильский (+13,8%) – продемонстрировали в прошлом году существенный рост. Однако в этом году и наш рынок вошел в период стагнации.

Рост продаж существенно сдерживают повышение цен на автомобили и снижение объема государственной поддержки. Средняя стоимость автомобиля в 2018 году выросла на 13% и составила почти 1,5 млн рублей.

В первом квартале 2019 года произошел новый виток роста цен в связи с повышением НДС. Благо «автоинфляция» последних четырех лет полностью «отыграла» падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам, так что дальнейшего взвинчивания цен опасаться не стоит.

С другой стороны, по прогнозам «Автостат», объем продаж новых автомобилей в текущем году будет во многом зависеть от стоимости нефти и курсовых колебаний. Если нефть будет стоить 70 долларов за баррель, то продажи автомобилей вырастут на 4%, при 60 долларах снизятся на 3%, при 50 долларах за баррель рынок упадет на 10 процентов.

Новые форматы продаж

Из новых тенденций на рынке запчастей следует отметить рост продаж онлайн. Производители и ретейлеры проникают в сферы интересов друг друга, например, на территории торговых центров открываются шиномонтажные мастерские, в дилерских центрах и АЗС начинают работать сетевые рестораны, что позволяет улучшить сервис, расширить клиентскую аудиторию и увеличить объем продаж.

ак_3

Рынок автокомпонентов не упадет

Эксперт GFK по исследованиям автомобильного рынка Денис Бухтин привел интересную статистику по некоторым группам запчастей, проданных в России в 2018 году. По его словам, рынок автокомпонентов пока чувствует себя неплохо. Во многом это обусловлено тем, что в прошлом году автомобильный парк в России достиг максимума и в большинстве сегментов запчастей наблюдался существенный рост. Так, объем рынка автомобильной светотехники вырос на 14,6%, трансмиссионных масел – на 10,9%, шин – на 9%, аккумуляторов – на 8,6%, моторных масел – на 2,2%. Восходящий тренд, по его словам, должен сохраниться и в ближайшие годы.

Этому точно будет способствовать и ускорившееся старение российского автопарка. Напомним, по обнародованной недавно статистике «Автостат», в России свыше 58% автомобилей старше 10 лет, а это не менее 25,4 миллиона транспортных средств. Согласитесь, потенциал рынка сервисного обслуживания и продажи запчастей выглядит впечатляюще!


Посмотрите похожие материалы: